Самая первая фраза, прозвучавшая в первой серии, на четвёртой минуте в этом «мужском» многосерийном художественном фильме была произнесена женщиной: «…Господин Бользен… Вы меня слышите, господин Бользен? Я должна сказать вам следующее… Вы знаете, как хорошо, что пришла весна… Вы знаете, весна — это победа …над голодом, победа на зимой. И если хотите знать — победа над смертью…».
Высокий, подтянутый, элегантный, одетый в штатское служащий аппарата СД, штандартенфюрер СС, известный своей пожилой спутнице как бизнесмен Бользен (известный затем зрителю как советский разведчик-нелегал Максим Максимович Исаев), прогуливаясь, взял её под руку и повёл сквозь солнечный весенний лес к автомобилю…
Сегодня, в эти дни самого победного месяца — мая мы продолжаем рассказ об истории рождения одной из самых легендарных кинолент отечественного кинематографа, которой в этом году исполняется 50 юбилейных «золотых» лет — картине режиссёра-мастера Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны».
Я неспроста начал встречу с первой фразы, прозвучавшей в фильме и произнесённой женщиной, а всё от того, что мы, во-первых, возвращаемся к тому, чем закончили в прошлой нашей встрече — к процессу отбора актрис для «Мгновений». А, во-вторых, для режиссёра на тот момент настала пора решить задачу: отыскать кандидатуру на роль старой знакомой Штирлица — фрау Заурих.
Интересно, что этой пожилой, разговорчивой любительницы сразиться в шахматы ни в романе Юлиана Семёнова, ни в его сценарии не было вообще. Появилась она только благодаря настойчивости Лиозновой, желавшей показать Штирлица более «мягким», «человечным» персонажем.
Режиссёр уговорила написать Семёнова несколько сцен с участием новой героини, планируя пригласить на её роль великую Фаину Георгиевну Раневскую. Сценарист «из уважения» что-то «изобрёл», впрочем, написанное оказалось полной ерундистикой. Татьяна Михайловна прикинула, что к чему, и решила, что на съёмках сделает всё по-своему. Однако, когда Раневская прочла сценарий и со своей характерной прямотой, выдала: «Ребятки… это что же за идиотизм? Разве такое можно сыграть? Да и роль уж совсем крохотуля…». Отказ был категорическим.
К счастью, кто-то из группы подсказал режиссёру, что есть такая интересная 67-летняя талантливая, самобытная актриса, заслуженная артистка РСФСР из московского Театра им. Гоголя Эмилия Давыдовна Мильтон (полн. фамилия Мильтон-Краснопольская), имевшая за плечами опыт работы в кино. С первых же проб актрисы Лиознова поняла — полное попадание в образ. В дальнейшем работа актрисы так понравилась режиссёру, что она прописала ещё целый ряд сцен с фрау Заурих прямо во время съёмок…
В «Семнадцати мгновениях» было ещё три довольно значимых женских персонажа. Первый, как и в случае с фрау Заурих, отсутствовал в сценарии — молодая красавица, подрабатывающая в кафе «Elefant» машинисткой Габи Набель, безответно влюблённая в «характерно-нордического и морально устойчивого» господина «Бользена» — Штирлица. В фильм этот персонаж введён с той же целью, что и фрау Заурих, а, заодно, — показать, что Штирлиц-полковник Исаев является однолюбом и верен своей далёкой жене.
На роль подруги жизни советского разведчика пробовались такие актрисы, как уже сверкнувшая у Лиозновой в картине о лётчиках-испытателях «Им покоряется небо» (1963), а также в комедиях «Стряпуха» и «Бриллиантовая рука» — Светлана Светличная, известная ленинградская певица Мария Пахоменко. Но выбор пал, причём, буквально за день до съёмок на Элеонору Шашкову — актрису театра Вахтангова, имевшую опыт работы в кино. Светличной же передали роль машинистки Габи.
Одним из самых зловещих, омерзительных и вместе с тем необычайно ярких персонажей «Мгновений» стала молодая эсэсовка в чине унтершарфюрера, сотрудница гестапо Барбара Крайн (в романе — Барбара Беккер) — на эту роль Лиознова утвердила 25-летнюю штатную актрису студии «Казахфильм» Ольгу Сошникову.
Информация к размышлению. Работа актрисы оказалась настолько убедительной, что впоследствии ряд режиссёров отказывались от сотрудничества с ней. Как реагировали особо впечатлительные зрители, нетрудно догадаться — были случаи, когда актрисе и её близким приходилось обращаться за помощью в милицию.
…В общей сложности в фильме насчитывалось 26 основных персонажей, среди которых 13 реальных исторических лиц. На все эти роли Лиозновой были подобраны замечательные актёры, идеально воплотившие в киножизнь эти образы: Евгений Евстигнеев, Ростислав Плятт, Николай Гриценко, Лев Дуров, Василий Лановой, Вячеслав Шалевич, Валентин Гафт, Владимир Кенигсон, Юрий Катин-Ярцев и др. (О «закадровом» блистательном Ефиме Копеляне — отдельно прим. автора этих строк).
Осенью 1970 года в павильонах киностудии им. Горького были сняты некоторые «предварительные» сцены фильма, а затем ряд «натурных», пробных кадров в Москве, Риге и Грузии.
«Официально» и полномасштабно съёмки многосерийной картины «Семнадцать мгновений весны» начались 21 марта 1971 года. И начались они с большой киноэкспедиции на «главную», как сейчас говорят, локацию фильма — ГДР. Группа отправилась на Берлин.
Одним из первых эпизодов будущей картины, на немецкой «натуре», стала сцена устранения Штирлицем нацистского провокатора Клауса, роль которого исполнял известный актёр Лев Дуров. Часть груза киношников уже была отправлена в Германию. Группа сидела «на чемоданах», когда произошёл скандал. Виновником оказался Лев Константинович. Выездная комиссия, дающая «добро» на выезд за границу, традиционно начала задавать вопросы отъезжающему актёру, связанные с его лояльностью к родной стране. Именно эти вполне банальные и «примитивные» вопросы вывели из себя Дурова. «Как выглядит флаг СССР?». Актёр, посчитав, что его считают за ненормального или малого ребёнка «выдал»: «Знаете …такой чёрный фон, на нём череп и две косточки такие перекрещенные. Весёлый Роджер зовётся…». Члены комиссии зло посмотрели на актёра: «Назовите союзные республики и столицы». Совсем в раздражении актёр процедил: «Таганрог, Кривой Рог, Магнитогорск… и эта, как её …Малаховка». «Перечислите членов Политбюро». Дурову совсем поплохело: «Да не знаю я никого… Кто это?». Взбешённая комиссия указала на дверь: «Вы свободны…». Уже спустя час актёру названивала Лиознова: «Да вы что наделали?! Вы теперь на пять лет невыездной!». «Ну, тут у вас теперь два выхода, — ответил Дуров, — либо найдите другого актёра, либо, Татьяна, вообще на кой мне ехать в Германию, пусть Тихонов грохнет меня здесь!..». «В смысле?» — сначала не поняла режиссёр. Через секунду «осознала» «смысл» и вскоре был найден подходящий, великолепный «типично немецкий» лес, примерно в километре от …МКАД, где и была снята вся сцена ликвидации Клауса.
Информация к размышлению. Ликвидация агента гестапо, профессионального провокатора Клауса была единственной сценой из всего 12-серийного кинофильма, где разведчик Исаев — штандартенфюрер СС Штирлиц применял оружие и физически устранял врага.
Выехав в Германию, съёмочная группа «Мгновений» первым делом взялась за сцены, происходящие возле виллы Штирлица. Сама вилла была вполне даже настоящей, лишь с незначительными деталями декорации, вот только находилась она не в Бабельсберге — районе города Постдама, что в 36 км от столицы ГДР, а в районе Панков — в северной части Берлина.
Лиознова, как уже было отмечено выше, старалась показать Штирлица не только как мужественного разведчика, но не теряющего в постоянной напряжённой обстановке человеческих качеств: доброты, мягкости, сострадания. Однажды он приезжает домой и его встречает бездомный, длинноухий пёс, явно потерявший хозяев. Штирлиц ласково гладит поскуливающего пса: «Чей же ты, дурашка? Надо же тебя покормить… Ну, пошли…». Пёс смотрит благодарными глазами на улыбающегося человека…
Весь этот замечательный и немного сентиментальный, но такой запоминающийся коротенький эпизод был полной… импровизацией. Когда Вячеслав Тихонов, подъехав к вилле, вышел из своего «Мерседеса-Бенца», в кадр явился какой-то местный любопытный «зевака» — немецкий, естественно, пёс, породы дратхаар (немецкая жесткошерстная легавая), которого хозяин отпустил погулять. Лиознова сделала знак: «Съёмку не прерывать!». Человек и собака, импровизируя, с блеском отыграли сцену, не предусмотренную в сценарии, и она вошла в картину. Пёсель-дебютант получил заслуженный продуктовый «гонорар».
«Семнадцать мгновений весны», как фильм военно-исторический, разумеется, предусматривал не только достоверность натурных съёмочных объектов, но и костюмов. Пошиты они были безупречно — как гражданская одежда, так и немецкая военная форма. Иногда это приводило к курьёзам. Однажды Вячеслав Тихонов, в целях экономии времени сразу оделся у себя в номере в свой рабочий мундир — форму штандартенфюрера СС и отправился прямиком из гостиницы к съёмочной площадке, что находилась в менее чем в пяти минутах ходьбы. Не успел актёр пройти и пары сотен метров, как поймал на себе явно недружественные взгляды прохожих и вот уже кто-то сзади заломил ему руку за спину. «Проклятого нациста» задержали обычные работяги-берлинцы, собравшиеся «проучить» его и препроводить затем в полицию. Актёру крупно повезло, что шум услышали на съёмочной площадке — они едва успели, иначе «нацист» здорово бы поплатился не только морально, но и физически.
Правда, пыл справедливо возмущённых берлинцев и без того несколько поутих, когда элегантный красавец «наци» со сбитой фуражкой начал произносить некоторые типично русские слова. Потом все долго извинялись друг перед другом и смеялись…
…Теперь кое-что весьма любопытное о… Впрочем, об этом и не только — в финальную нашу «явку» в продолжение истории рождения шедевра «Семнадцать мгновений весны», что произойдёт в самый последний день весны — 31 мая. А в ближайшем «Синескопе», 24 мая, вас, друзья зрители-читатели ждёт большое и кинематографически праздничное экскурс-знакомство!
Все материал рубрики «Синескоп»
Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед
Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№20 (1764) // 17.05.2023 г.
0 комментариев