Главная / Авторы / Сергей Балахнин / Мгновения весны Победы. Часть III
Мгновения весны Победы. Часть III


Часть I
Часть II

Самая первая фраза, прозвучавшая в первой серии, на четвёртой минуте в этом «мужском» многосерийном художественном фильме была произнесена женщиной: «…Господин Бользен… Вы меня слышите, господин Бользен? Я должна сказать вам следующее… Вы знаете, как хорошо, что пришла весна… Вы знаете, весна — это победа …над голодом, победа на зимой. И если хотите знать — победа над смертью…».

Высокий, подтянутый, элегантный, одетый в штатское служащий аппарата СД, штандартенфюрер СС, известный своей пожилой спутнице как бизнесмен Бользен (известный затем зрителю как советский разведчик-нелегал Максим Максимович Исаев), прогуливаясь, взял её под руку и повёл сквозь солнечный весенний лес к автомобилю…

Сегодня, в эти дни самого победного месяца — мая мы продолжаем рассказ об истории рождения одной из самых легендарных кинолент отечественного кинематографа, которой в этом году исполняется 50 юбилейных «золотых» лет — картине режиссёра-мастера Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны».

Фрау Заурих

Я неспроста начал встречу с первой фразы, прозвучавшей в фильме и произнесённой женщиной, а всё от того, что мы, во-первых, возвращаемся к тому, чем закончили в прошлой нашей встрече — к процессу отбора актрис для «Мгновений». А, во-вторых, для режиссёра на тот момент настала пора решить задачу: отыскать кандидатуру на роль старой знакомой Штирлица — фрау Заурих.

Интересно, что этой пожилой, разговорчивой любительницы сразиться в шахматы ни в романе Юлиана Семёнова, ни в его сценарии не было вообще. Появилась она только благодаря настойчивости Лиозновой, желавшей показать Штирлица более «мягким», «человечным» персонажем.

Режиссёр уговорила написать Семёнова несколько сцен с участием новой героини, планируя пригласить на её роль великую Фаину Георгиевну Раневскую. Сценарист «из уважения» что-то «изобрёл», впрочем, написанное оказалось полной ерундистикой. Татьяна Михайловна прикинула, что к чему, и решила, что на съёмках сделает всё по-своему. Однако, когда Раневская прочла сценарий и со своей характерной прямотой, выдала: «Ребятки… это что же за идиотизм? Разве такое можно сыграть? Да и роль уж совсем крохотуля…». Отказ был категорическим.

К счастью, кто-то из группы подсказал режиссёру, что есть такая интересная 67-летняя талантливая, самобытная актриса, заслуженная артистка РСФСР из московского Театра им. Гоголя Эмилия Давыдовна Мильтон (полн. фамилия Мильтон-Краснопольская), имевшая за плечами опыт работы в кино. С первых же проб актрисы Лиознова поняла — полное попадание в образ. В дальнейшем работа актрисы так понравилась режиссёру, что она прописала ещё целый ряд сцен с фрау Заурих прямо во время съёмок…

Габи, жена и зловещая Барбара

В «Семнадцати мгновениях» было ещё три довольно значимых женских персонажа. Первый, как и в случае с фрау Заурих, отсутствовал в сценарии — молодая красавица, подрабатывающая в кафе «Elefant» машинисткой Габи Набель, безответно влюблённая в «характерно-нордического и морально устойчивого» господина «Бользена» — Штирлица. В фильм этот персонаж введён с той же целью, что и фрау Заурих, а, заодно, — показать, что Штирлиц-полковник Исаев является однолюбом и верен своей далёкой жене.

На роль подруги жизни советского разведчика пробовались такие актрисы, как уже сверкнувшая у Лиозновой в картине о лётчиках-испытателях «Им покоряется небо» (1963), а также в комедиях «Стряпуха» и «Бриллиантовая рука» — Светлана Светличная, известная ленинградская певица Мария Пахоменко. Но выбор пал, причём, буквально за день до съёмок на Элеонору Шашкову — актрису театра Вахтангова, имевшую опыт работы в кино. Светличной же передали роль машинистки Габи.

Одним из самых зловещих, омерзительных и вместе с тем необычайно ярких персонажей «Мгновений» стала молодая эсэсовка в чине унтершарфюрера, сотрудница гестапо Барбара Крайн (в романе — Барбара Беккер) — на эту роль Лиознова утвердила 25-летнюю штатную актрису студии «Казахфильм» Ольгу Сошникову.

Информация к размышлению. Работа актрисы оказалась настолько убедительной, что впоследствии ряд режиссёров отказывались от сотрудничества с ней. Как реагировали особо впечатлительные зрители, нетрудно догадаться — были случаи, когда актрисе и её близким приходилось обращаться за помощью в милицию.

…В общей сложности в фильме насчитывалось 26 основных персонажей, среди которых 13 реальных исторических лиц. На все эти роли Лиозновой были подобраны замечательные актёры, идеально воплотившие в киножизнь эти образы: Евгений Евстигнеев, Ростислав Плятт, Николай Гриценко, Лев Дуров, Василий Лановой, Вячеслав Шалевич, Валентин Гафт, Владимир Кенигсон, Юрий Катин-Ярцев и др. (О «закадровом» блистательном Ефиме Копеляне — отдельно прим. автора этих строк).

На Берлин!

Осенью 1970 года в павильонах киностудии им. Горького были сняты некоторые «предварительные» сцены фильма, а затем ряд «натурных», пробных кадров в Москве, Риге и Грузии.

«Официально» и полномасштабно съёмки многосерийной картины «Семнадцать мгновений весны» начались 21 марта 1971 года. И начались они с большой киноэкспедиции на «главную», как сейчас говорят, локацию фильма — ГДР. Группа отправилась на Берлин.

Неприятности с «провокатором»

Одним из первых эпизодов будущей картины, на немецкой «натуре», стала сцена устранения Штирлицем нацистского провокатора Клауса, роль которого исполнял известный актёр Лев Дуров. Часть груза киношников уже была отправлена в Германию. Группа сидела «на чемоданах», когда произошёл скандал. Виновником оказался Лев Константинович. Выездная комиссия, дающая «добро» на выезд за границу, традиционно начала задавать вопросы отъезжающему актёру, связанные с его лояльностью к родной стране. Именно эти вполне банальные и «примитивные» вопросы вывели из себя Дурова. «Как выглядит флаг СССР?». Актёр, посчитав, что его считают за ненормального или малого ребёнка «выдал»: «Знаете …такой чёрный фон, на нём череп и две косточки такие перекрещенные. Весёлый Роджер зовётся…». Члены комиссии зло посмотрели на актёра: «Назовите союзные республики и столицы». Совсем в раздражении актёр процедил: «Таганрог, Кривой Рог, Магнитогорск… и эта, как её …Малаховка». «Перечислите членов Политбюро». Дурову совсем поплохело: «Да не знаю я никого… Кто это?». Взбешённая комиссия указала на дверь: «Вы свободны…». Уже спустя час актёру названивала Лиознова: «Да вы что наделали?! Вы теперь на пять лет невыездной!». «Ну, тут у вас теперь два выхода, — ответил Дуров, — либо найдите другого актёра, либо, Татьяна, вообще на кой мне ехать в Германию, пусть Тихонов грохнет меня здесь!..». «В смысле?» — сначала не поняла режиссёр. Через секунду «осознала» «смысл» и вскоре был найден подходящий, великолепный «типично немецкий» лес, примерно в километре от …МКАД, где и была снята вся сцена ликвидации Клауса.

Информация к размышлению. Ликвидация агента гестапо, профессионального провокатора Клауса была единственной сценой из всего 12-серийного кинофильма, где разведчик Исаев — штандартенфюрер СС Штирлиц применял оружие и физически устранял врага.

Вилла. «Съёмку не прерывать!»

Выехав в Германию, съёмочная группа «Мгновений» первым делом взялась за сцены, происходящие возле виллы Штирлица. Сама вилла была вполне даже настоящей, лишь с незначительными деталями декорации, вот только находилась она не в Бабельсберге — районе города Постдама, что в 36 км от столицы ГДР, а в районе Панков — в северной части Берлина.

Лиознова, как уже было отмечено выше, старалась показать Штирлица не только как мужественного разведчика, но не теряющего в постоянной напряжённой обстановке человеческих качеств: доброты, мягкости, сострадания. Однажды он приезжает домой и его встречает бездомный, длинноухий пёс, явно потерявший хозяев. Штирлиц ласково гладит поскуливающего пса: «Чей же ты, дурашка? Надо же тебя покормить… Ну, пошли…». Пёс смотрит благодарными глазами на улыбающегося человека…

Весь этот замечательный и немного сентиментальный, но такой запоминающийся коротенький эпизод был полной… импровизацией. Когда Вячеслав Тихонов, подъехав к вилле, вышел из своего «Мерседеса-Бенца», в кадр явился какой-то местный любопытный «зевака» — немецкий, естественно, пёс, породы дратхаар (немецкая жесткошерстная легавая), которого хозяин отпустил погулять. Лиознова сделала знак: «Съёмку не прерывать!». Человек и собака, импровизируя, с блеском отыграли сцену, не предусмотренную в сценарии, и она вошла в картину. Пёсель-дебютант получил заслуженный продуктовый «гонорар».

Схваченный «Штирлиц»

«Семнадцать мгновений весны», как фильм военно-исторический, разумеется, предусматривал не только достоверность натурных съёмочных объектов, но и костюмов. Пошиты они были безупречно — как гражданская одежда, так и немецкая военная форма. Иногда это приводило к курьёзам. Однажды Вячеслав Тихонов, в целях экономии времени сразу оделся у себя в номере в свой рабочий мундир — форму штандартенфюрера СС и отправился прямиком из гостиницы к съёмочной площадке, что находилась в менее чем в пяти минутах ходьбы. Не успел актёр пройти и пары сотен метров, как поймал на себе явно недружественные взгляды прохожих и вот уже кто-то сзади заломил ему руку за спину. «Проклятого нациста» задержали обычные работяги-берлинцы, собравшиеся «проучить» его и препроводить затем в полицию. Актёру крупно повезло, что шум услышали на съёмочной площадке — они едва успели, иначе «нацист» здорово бы поплатился не только морально, но и физически.

Правда, пыл справедливо возмущённых берлинцев и без того несколько поутих, когда элегантный красавец «наци» со сбитой фуражкой начал произносить некоторые типично русские слова. Потом все долго извинялись друг перед другом и смеялись…

…Теперь кое-что весьма любопытное о… Впрочем, об этом и не только — в финальную нашу «явку» в продолжение истории рождения шедевра «Семнадцать мгновений весны», что произойдёт в самый последний день весны — 31 мая. А в ближайшем «Синескопе», 24 мая, вас, друзья зрители-читатели ждёт большое и кинематографически праздничное экскурс-знакомство!

Часть IV

Все материал рубрики «Синескоп»

 

Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед
Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№20 (1764) // 17.05.2023 г.

 

 

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net