Главная / Авторы / Сергей Балахнин / «Сердце Пармы»
«Сердце Пармы»


Тайга — дремучий густой, в основном хвойный, лес в Восточной Сибири.

Урман — тайга, но в Сибири Западной.

Парма — плосковерхая возвышенность или хребет с густым моховым покровом, поросшая тайгой, — елями, пихтами в северной части Урала.

…Небо, пронзительно синее, солнце, простор густых лесов и горы. А под ними дикие, древние суровые земли, богатимые сокровищами всевозможными и напоённые мощью чудодейственной богов кровавых, языческих с Сорни-най (Бабой Золотой) — идолищем во главах… И против мощи оных и против идолопоклонников-язычников, славян малых, пермяков да татар, землю эту населяющих, колдунов, шаманов, вогулов и прочего люда и нелюда пришли христиане православные с запада. Пришли, кто с миром и товаром красным, да с верой праведной, а кто и с мечом. Ибо были живущие в сём краю не пожелавшие мира с пришлыми, не жаждущие единения с княжеством великим и не желавшие с язычеством, да обычаями жестокими, присущими оному, расставаться. И свободу правители сей земли, князья татарские и прочие, отдавать не собиралися… Звон мечей, посвист стрел тысячных, крики воинов доблестных в сече кровавой сошлись. И были герои и с той, и с другой сторон. И были павших сотни… Сошлись в сече два мира: великое княжество Московское и княжеств союз татарских и прочих язычников… Год стоял 6980-й от сотворения мира. Века была середина XV от рождества Христова. Место было землёй пермской — Пармой называемой — в самом его сердце…

…Совсем скоро. Точней, уже завтра, 6 октября на все киноэкраны нашей страны, включая, разумеется, и Читу, а также кинотеатры Забайкальской государственной кинокомпании, выходит один из самых высокобюджетных и самых ожидаемых проектов 2022 года — масштабная, зрелищная историческая картина «Сердце Пармы»!

Накануне премьеры — о ней и не только… Итак, во всей этой киноистории…

Вначале было «слово»

Точнее, роман. Задуман он был руководителем… краеведческого кружка при Дворце пионеров города Пермь Алексеем Ивановым в конце 1990-х годов. За несколько лет до этого Алексей попробовал себя в качестве писателя и, опубликовав в начале «лихих» несколько повестей и рассказов в жанре фантастики, а также написав романы «Общага-на-Крови» и «Географ глобус пропил» (экранизирована в 2013), несмотря на некоторый успех, оставил художественную литературу. Занимался какое-то время журналистикой, работал преподавателем в университете, сторожем и даже гидом в турфирме. Именно последнее занятие подвигло разочаровавшегося бывшего писателя вспомнить о своём предназначении. Сопровождая туристов в путешествиях по пермской земле, Иванов проникся её древней историей, что окончательно и подтолкнуло его написать роман, основанный на реальных исторических событиях второй половины XV века, происходящих большей частью в его родных местах. Именно в то время, в 1451 году, согласно Вычегодско-Вымской летописи, великий князь московский Василий II Тёмный отправил верейского князя Ермолая с детьми Михаилом и Василием княжить в столицу Пармы — Чердынь-город. Спустя годы его наследник — молодой князь Михаил объявил себя против местного вогульского (манси) вождя Асыки — шамана-хумляльта, которого нельзя убить, покуда тот не очистит свои земли от русских…

Роман увидел свет в 2003 году, но полная и окончательная версия романа вышла под названием «Сердце Пармы, или Чердынь – княгиня гор» спустя три года и заслуженно получила громкий успех.

После «слова» пришло «дело»…

Разумеется, историческим романом с элементами фэнтези в конечном итоге заинтересовались и кинематографисты. Ещё в 2005 году у Алексея Иванова компанией «Централ партнёршип» были приобретены права на экранизацию, а у руля проекта должен был стать режиссёр Алексей Сидоров («Т-34» 2018, «Чемпион мира», 2021), но съёмки фильма так и не начались. В 2014-м права создать фильм по роману выкупила другая кинокомпания — Star Media. Главой будущего блокбастера предполагался известный сценарист, режиссёр и актёр Сергей Бодров («Любимая женщина механика Гаврилова», 1981, «Кавказский пленник», 1996), но, сославшись на занятость (работал одновременно с тремя кинопроектами), он отказался, но стал одним из авторов сценария. В конечном итоге проект «Сердце Пармы» взял в свои руки не менее известный «воевода» — постановщик Антон Мегердичев («Метро», 2013, «Движение вверх», 2017), знающий толк в динамичном и зрелищном кино.

На бюджет картины «кинокупцы»-инвесторы (включая Фонд кино) не поскупились — 610  000  000 рублей! Проект «Сердце Пармы» (так он был назван в конечном итоге) стал, таким образом, одним из самых дорогих в истории российского кино.

Сюжет, актёры, массовка

Он имеет некоторые отличия от романа, но вкратце (совсем вкратце!) он следующий:

XV век. В центре конфликта цивилизаций — войск государства Московского и аборигенов уральской Пармы — судьба молодого русского князя Михаила Ермолаевича (актёр Александр Кузнецов — «Братство», 2019, «Фантастические твари: Тайны Дамблдора», 2022 — Хельмут), который полюбил юную Тичердь (Елена Ербаковасериал «Беспринципные-2», 2021), язычницу, ведьму — ламию, способную принимать облик рыси. Они заключают брак — союз не только мужчины и женщины, но и христианства и язычества, цивилизации и природы. Однако не всем такой союз приходится по нраву… Страсть к язычнице и верность запретной любви, поход на вогулов, кровопролитные сражения и недолгий мир, битва между Московией и Пармой, — герою выпадут испытания, в которых расстаться с жизнью не так страшно, как совершить предательство…

В фильме также задействованы актёры: Евгений Миронов (епископ Пермский, креститель Иона), Фёдор Бондарчук (великий князь московский Иван III), Сергей Пускепалис (воевода Полюд), Валентин Цзин (один из главных «антагонистов» князя Михаила — вождь вогулов, «большой князь» Асыка) и другие.

Что же касается массовки, то она, под стать масштабности фильма, стала не менее впечатляющей — было задействовано свыше 2000 человек, включая и съёмочную «ватагу» в 150 душ! Статисты массовки были набраны из местных «пармских» жителей. Мужчины специально не брились и щеголяли в течение нескольких съёмочных месяцев бородами. Кинематографическо-«исторический» энтузиазм порой доходил до того, что некоторые из массовки специально уходили с работы в отпуск за свой счёт и даже увольнялись, и всё ради того, чтобы поучаствовать в съёмках, «пожить» и «повоевать» в XV веке.

Съёмки. Декорации. Корабль

Начались они 14 июля 2019 года, непосредственно в «Парме» — в Прикамье, неподалёку от небольшого города Губаха Пермского края — в Холодном логу. Здесь были отстроены декорации: деревянная крепость с воротами и сторожевыми башнями, дома на сваях.

Интересно, что крепость, снимаемая в разных ракурсах, имела в фильме «два гражданства». Была то Чердынью, то Усть-Вымом — в зависимости от ракурса съёмок.

В фильме князь передвигается не только по суше, но и по воде, для чего реквизиторы построили настоящее двадцатиметровое судно массой в десять тонн, свободно несущее двадцать человек, — княжеских воинов и бурлаков. Судно полностью, как внешне, так и по своим ходовым качествам, соответствует русским военным баркам XV века.

Оружие. Амуниция

Для съёмок было доставлено аж две фуры с реквизитом:

Оружие. Мечи, боевые топоры, кинжалы, луки, самострелы были изготовлены так, что могли быть использованы в реальном бою, а потому на съёмках особо соблюдалась техника безопасности под строгим наблюдением инструкторов-профессионалов.

Стрелы. Их было припасено более полутора тысяч (!), причём, не отличимых от настоящих того времени. Разве что наконечники, стоило лишь взять стрелу в руки, пружинисто гнулись — они были из резины.

Щиты. Оных реквизиторы изготовили частью из металла или пластика (использовались всадниками), причём внешне друг от друга и те, и другие ничем не отличались.

Интересно, что часть вышеназванного вооружения была сделана с таким мастерство и изяществом, что после съёмок перекочевала в качестве моделей-экспонатов в историко-краеведческие музеи.

Костюмы

В картине действуют самые различные народности XV века, заселяющие Урал, — пермяки, московиты, татары, вогулы. Для каждого были пошиты свои соответствующие костюмы и «аксессуары». К примеру, у вогулов будут амулеты в пермском зверином стиле. Воины князя Михаила одеты в кожаные доспехи, на татарах — длинные халаты с жилетами. Однако будущие зрители «Пармы» заметят особо экзотические одеяния речного народа — людей Уроса (эдаких уральских эльфов — высоких мужей с длинными белыми волосами). Их наряды были созданы в виде… «курток» мастерами-дизайнерами из настоящей… рыбьей кожи! Даже с чешуёй!

После работы в «Парме» кинематографисты перебрались в Подмосковье, где снимались все «столичные» сцены.

Финальная битва

«Гвоздём» проекта «Сердце Пармы», его зрелищным «пиком» стала грандиозная битва (с хронометражем в 40 минут!), где Михаил (получивший также имя Михан) вместе с вогулом, татарином и доблестными воинами других народностей плечом к плечу пойдут на врага, покусившегося на волю и свободу Пармы и её сердца.

…Завтра, 6 октября, во всех кинотеатрах Читы и Забайкальского края мы попадём в XV век и всё это увидим воочию.

P.S. Внимание! Блокбастер «Сердце Пармы» не является в полном смысле историческим фильмом. Трактовка же реальных исторических событий в картине представляет собой лишь собственное видение оных его создателями.

Все материалы рубрики «Синескоп»

 

Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед
Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№40 (1732) // 05.10.2022 г.

 

 

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net