Главная / Авторы / Яна Легун / Школа родителей
Школа родителей
Что делать тем, кто хочет стать опекуном или усыновителем?


Как стать мамой и папой приёмного ребёнка? Что надо знать, чтобы не совершить необдуманных поступков? Как не навредить малышу? Многие задумываются над этими вопросами и вот уже несколько лет находят ответы на них в «Школах подготовки приёмных родителей». О школе и многом другом мы поговорили с Натальей Кузьминой, директором центра психолого-педагогической помощи населению «Доверие».

Наталья, начнём с истории. Когда у нас в Забайкальском крае появились первые школы приёмных родителей?

– Они существуют давно. К нашему центру эти школы перешли от министерства образования. В 2015 году в подведомстве министерства их было две. Функции обучения выполнял центр «Семья». При нашем учреждении, центре «Доверие», сначала было создано отделение психолого-педагогического сопровождения для замещающих семей. Мы сформировали сообщество специалистов для подготовки родителей в крае. С тех пор нам удалось открыть 19 школ в Забайкалье. Несколько из них в Чите, остальные – в Карымском, Борзинском, Оловяннинском, Агинском и других районах.

Расскажите, пожалуйста, чему и кого учат в школе приёмных родителей?

– Учим тех, кто хочет принять в семью ребёнка, который остался без попечения родителей. Другими словами, мы готовим кандидатов, замещающих мам и пап.

Обязательно ли проходить обучение в такой школе тем, кто хочет взять ребёнка из детского дома?

– В настоящее время законодательством определено, что близкие родственники могут такое обучение не проходить. Но уже разрабатывается закон, согласно которому семьи кровных родственников обязаны будут учиться на таких курсах, а также проходить психологические обследования. Некровные претенденты в опекуны обязательно должны закончить такую школу.

Чему учат в школе родителей?

– Умению слышать ребёнка, умению принимать его таким, какой он есть, формированию мотивации. К сожалению, на момент принятия ребёнка мотивы бывают разными. Многие родители, имея одну мотивацию до обучения, по окончании уроков выходят с другой. Иногда, даже у кровных семей, в виде основной мотивации идёт чувство долга. К примеру, я должен забрать родственника-малыша, чтобы он остался в нашей семье, неважно, хочу я этого или нет. В такой момент надо понимать, что воспитывать ребёнка – очень трудоёмкое дело.

Как проходит обучение в школе приёмных родителей?

– Программа рассчитана на 78 учебных часов, 6-8 часов в день. Есть две формы обучения – очная и очно-заочная. Первая занимает от 6 до 9 недель – 3 месяца, заочная – 1, 2 недели. Последней часто пользуются люди, которые приезжают из районов края. Программа содержит внутри себя два основных блока. Первый – базовый, обязательный для всех родителей, это обучение юридическим основам, психологическим, медицинским. Второй блок мы моделируем, исходя из необходимостей для будущих родителей. Если они берут под опеку родственников, к примеру, подростков, тогда мы читаем и усиливаем блок про несовершеннолетних. Если ребёнок принимается в младенческом возрасте, с ОВЗ или инвалидностью, или с каким-то спектром расстройств, мы делаем упор в обучении на это. Всех педагогов специально готовим. У нас есть психологи. Юристов приглашаем из органов опеки. Группы формируются от 8 до 15 человек. В каких-то случаях люди приходят к нам сами, в каких-то их приводят к нам органы опеки. Вся информация о курсах есть на нашем сайте.

Можно ли к вам прийти родителям, которые ещё 100%-но не решили, брать или нет ребёнка в семью, а только раздумывают над этим?

– Конечно, можно. Если кому-то нужна консультация, её можно получить в нашем учреждении. Для этого можно записаться заранее или приехать к нам на место.

Скажите, существует ли диагностика родительского потенциала? Как выявляется подобное?

– Мы берём согласие у будущих родителей, если они его дают, то анализируем их потенциал во время занятий. Для этого разработаны специальные психо-диагностические методики. Смотрим на отношение к опекунам, знания, узнаём, есть ли уже ребёнок в семье. Оцениваем детско-родительские отношения в семье и делаем выводы, насколько будущий родитель готов взять ребёнка.

Давайте рассмотрим успешность школы родителей на примере цифр. Сколько человек после курсов взяли детей под опеку?

– С 2015 года мы выучили 465 человек, из них 251 принял детей в семьи. Это 54%, мы его держим на протяжении нескольких лет, но не стараемся увеличивать, почему – объясню позже. Бывает, что люди, которые были готовы взять детей, после школы понимают, что ещё рано.

Бывает, приходят женщины, которые потеряли ребёнка и думают заполнить брешь в душе. Проходят школу, в это время у них идёт серьёзная психоаналитическая работа, и понимают, что брешь этим ребёнком не закроешь. Наоборот, навредишь и ребёнку, и себе. И это решение куда лучше, чем после отказаться от опекаемого.

Всё индивидуально. Эту статистику ни в коем случае нельзя ставить на конвейер, всё-таки мы работаем с человеческими жизнями. После школы родителей кто-то сразу не берёт детей, однако процесс запускается. Возможно, когда-нибудь эта женщина заберёт ребёнка из детского дома.

Я понимаю, почему вы так говорите, всем известно, что от детей, которых взяли под опеку, нередко отказываются. Так дети испытывают двойное предательство, и это действительно серьёзная проблема.

– Мы анализируем статистику отказов от детей во всех «Школах родителей», смотрим, где больше всего отказов. В районах края с 2013 года работают службы участковых специалистов, которые сопровождают семьи. Чаще всего мы видим, что отказываются от детей в кровных семьях. Родные дедушка или бабушка не могут справиться со сложными внуками.

Вернусь к началу нашей беседы. Для того, чтобы взять ребёнка в семью, недостаточного одного желания, нужна и материнская любовь к ребёнку. Женщина, будущая мама должна понимать, что ребёнок – не вещь. Манипулировать им нельзя и брать его к себе на время тоже недопустимо! У нас есть дети, от которых отказывались по два раза. Это огромная травма для ребёнка. Ребёнка нужно любить, не через силу, а искренне. А это большой труд.

В связи с частыми отказами от детей в кровных опекунских семьях сейчас и планируют ввести поправки в законодательство?

– Пройти школу родителей мы предлагаем абсолютно всем опекунам. Многие соглашаются. Те, кто отказываются, хотят, чтобы окружающие не видели и не слышали, что они берут в семью ребёнка. Однако законодательство подводит к тому, что такая семья должна быть профессиональной. Т.е. должна взять на себя ответственность перед государством и перед ребёнком. Сегодня ставится вопрос о профессиональном родительстве, и я считаю это правильным. Если будет ответственность, отказаться от ребёнка станет уже не так просто. Бывают такие мамы: приходят к нам и говорят «Всё, я не могу больше с ним, мы отказываемся». Но как? Если 10 лет рука об руку вы с этим ребёнком вместе?! Очень многие вещи в таком случае не поддаются логике. Мы знаем, как тяжело рос этот ребёнок, и родители порой во всех смыслах много вложили в чадо. И при этом в какое-то время пришли к отказу? С такими ситуациями нужно разбираться индивидуально.

Давайте подведём итог нашей беседы. Как считаете, кому стоит брать детей на воспитание из детских домов, а кому – нет?

– Забрать ребёнка из детского дома – это очень осознанный выбор, он должен быть продуманным, не эмоциональным. В перспективе вы должны понимать, чего вы хотите и от этого ребёнка, и от ситуации. Как кровные родственники, так и посторонние люди к опекунству и усыновлению должны подходить очень серьёзно. Это – не игра, а сложная и трудная в дальнейшем работа. Многие когда-то задают себе вопрос: могу ли я взять ребёнка из детского дома? Здесь надо самому себе ответить по совести. В сложных ситуациях не стоит затягивать проблемы, лучше обращаться в наше учреждение! Возвращаться за консультациями в школы родителей, в них всегда готовы помочь.

Все материалы рубрики "Наши дети"
 

Беседовала Яна Легун
Фото автора
«Читинское обозрение»
№44 (1580) // 30.10.2019 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net