Главная / Авторы / Денис Приходько / Школьный финиш из трёх букв
Школьный финиш из трёх букв
ЕГЭ как неизбежность: так плох он или хорош?


Ещё накануне выпускных экзаменов фонд «Общественное мнение» провёл в 53 регионах России социологический опрос и выяснил, что 66% респондентов отрицательно относятся к ЕГЭ. Самые популярные аргументы критиков ЕГЭ: «Слишком большая нагрузка на детей, они испытывают стресс», «ЕГЭ ориентирует на получение поверхностных знаний», «В результатах ЕГЭ много случайного». И вот ЕГЭ-2017 сдан, результаты экзаменов озвучены. Самое время подвести очередную черту и дать слово самим работникам образования.

Эксперимент по внедрению ЕГЭ в отечественную систему образования стартовал в начале 2000-х, и новая система с первых дней подверглась критике. В 2009 году эксперимент окончился и ЕГЭ стал основной формой итоговой государственной аттестации для всех школьников. Спор о том, хорошо это или плохо, разделил общество пополам. Сторонники считают, что новая форма экзамена – наиболее объективный способ оценки знаний. Противники утверждают, что ЕГЭ серьёзно снижает качество и уровень образования.

В Забайкальском крае проведение государственной итоговой аттестации и единого государственного экзамена курирует центр оценки качества образования. Его руководитель Михаил Габдрахманов убеждён:

– ЕГЭ ставит всех выпускников в равные условия, на первый план выходит объективность. Этому способствует видеофиксация и участие в процессе общественности. Участник, которому удалось воспользоваться шпаргалками либо какими-то техническими средствами, например, телефоном, получает незаконное преимущество. Из-за этого могут возникнуть спорные ситуации, которые позволяют разрешить записи с камер видеонаблюдения. Видеофиксация помогает контролировать и организаторов. Это повышает прозрачность, открытость процедуры аттестации. Если есть какие-то сомнения, то любой родитель может зарегистрироваться в качестве общественного наблюдателя и прийти в пункт проведения экзамена, кроме того, где сдаёт экзамен его ребёнок.

Аргументы против ЕГЭ спорные. Повышенная психологическая нагрузка, стресс присутствуют в любом жизненном испытании. ЕГЭ не так сильно связан с процессом обучения, поэтому говорить, что он ориентирует учащихся на получение поверхностных знаний, неверно. ЕГЭ – это техническая форма, требующая от участника объём знаний, равнозначный тому, который необходим и при традиционной форме аттестации. Процедура и форма сдачи совершенствуется. Значительно сокращена тестовая часть, поэтому выпускникам приходится формулировать ответы и больше размышлять логически, что позволяет минимизировать элемент случайности и простого угадывания ответов.

Значительно изменяется техническая часть. Контрольно-измерительные материалы доставляются на дисках, они зашифрованы, к ним исключён предварительный доступ. Тексты заданий распечатываются в пунктах сдачи в присутствии участников перед экзаменом.

Формат ЕГЭ показал свою эффективность, но его нужно и дальше совершенствовать. Шансы выпускников на поступление в любое учебное заведение страны практически сравнялись. Итоговые показатели сдачи ЕГЭ в нашем регионе растут, это говорит о том, что качество образования повышается.

ЕГЭ – сразу два экзамена: выпускной и вступительный, что повышает степень ответственности вдвое, а вместе с тем и уровень тревоги у выпускника. Моральная подготовка не менее важна, чем теоретическая, так считает кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования ЗабГУ Жанна Леснянская:

– Психологи начиная с 2009 года изучают проблемы подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ. Одной из первых вопрос начала исследовать М.Ю. Чибисова. Ею описаны такие плюсы ЕГЭ, как равные условия оценки знаний школьников, объективность оценивания, объединение выпускных и вступительных экзаменов. Однако известно, что ЕГЭ выступает стрессовым фактором для выпускников школ, как и сам факт окончания школы. В.С. Чернявская, Д.С. Меркулов в ходе исследования в 2015 году выявили тенденцию: школьные итоговые оценки редко превышают оценки ЕГЭ, они либо равны показателям оценок, либо ниже их. В исследовании 2017 года Т.С. Мамонтовой выявлены основные причины неуспеха учащихся на ЕГЭ: высокий уровень тревожности у большей части выпускников, связанной со страхом не соответствовать ожиданиям окружающих, а также c потребностью в достижении успеха. У некоторых этой причиной выступает низкий уровень физиологической сопротивляемости стрессу.
 
Благодаря работе В.С. Чернявской, Д.С. Меркулова известно, что на результат экзамена могут повлиять умение адаптироваться в незнакомой обстановке, налаживать контакт с незнакомыми людьми, способность к эмоциональной саморегуляции, высокий уровень концентрации, быстрая переключаемость внимания, чёткость и структурированность мышления, собранность, высокая работоспособность, высокий уровень организации деятельности, способность планирования. 

Результаты исследования, которое провели в 2014 году О.Б. Симатова и И.Э. Космакова, говорят о необходимости психолого-педагогической работы с учащимися, направленной на развитие продуктивных копинг-стратегий поведения (тех приёмов и способов, с помощью которых происходит процесс совладания со стрессом).

Необходима и работа психолога с педагогами-предметниками в целях психологического просвещения. Со стороны родителей важно создание стабильной, спокойной, благоприятной, доброжелательной атмосферы в этот период жизни ребёнка.

Объективность тестов ЕГЭ в определении знаний учащегося, методы подготовки к экзамену – спорные моменты, вызывающие сомнения со стороны опытных педагогов, у которых есть возможность сравнить традиционный и новый способ сдачи экзаменов. Учитель русского языка и литературы средней школы села Смоленка, имеющая более чем 30-летний стаж педагогической работы, Татьяна Терпутова считает:

– На момент, когда ЕГЭ был ещё на стадии эксперимента, мы восприняли его как правильное начинание. Прежде всего, потому, что выпускникам вместо двух экзаменов – выпускного и вступительного – нужно было сдавать только один. Это снижает нагрузку. Но сейчас стало очевидным, что ЕГЭ совершенно не мотивирует школьников читать, мыслить логически и делать выводы, анализировать, скажем, те же тексты по литературе. Как учитель русского языка и литературы я считаю, что эти предметы выпускники должны сдавать в устной форме. Это даст возможность оценить речь ученика, в процессе общения через вопросы проверить реальный уровень его понимания учебного предмета. ЕГЭ нужно совершенствовать прежде всего в этом направлении. Многие ученики в устной форме способны более активно продемонстрировать свои знания.
Есть вопросы и по самой процедуре проведения экзамена. Непривычная обстановка, незнакомые люди, видеонаблюдение – всё это мешает детям сосредоточиться и нервирует. Не учитываются индивидуальные психологические особенности ребёнка, о которых может знать только классный руководитель либо школьный психолог.
 
Традиционная форма сдачи экзаменов ориентировала детей на более ответственную подготовку, более полно проверяла знания ученика, способствовала более глубокому уровню знаний. Система ЕГЭ сегодня – это система натаскивания школьника на нужное количество баллов.

Как видим, аргументов «за» и «против» ЕГЭ достаточно. Идеальной системы оценки знаний, конечно, нет, но всё же традиционная система в обществе пока имеет больше сторонников, что и доказывает опрос фонда «Общественное мнение». Однако экзамен в новом формате – единственный на сегодня действующий механизм, отменять который никто не собирается. Так что будущим выпускникам остаётся только готовиться. Сдать ЕГЭ – вполне реальная задача. Но только для тех, кто действительно учится.

Выпускники считают ЕГЭ удобной формой экзамена

Рособрнадзор подвёл итоги опроса, который проводился на официальном портале ЕГЭ среди школьников с 9 по 25 июня.Участие в нем приняли около 7,5 тысяч посетителей портала.

Более двух третей проголосовавших (68,6%) считают, что единый экзамен как выпускной в школе и вступительный в вуз удобнее, чем прежняя система. Для 83,4% участников опроса удобно, что результаты ЕГЭ действительны четыре года.

67% отметили, что наличие резервных дней для сдачи ЕГЭ даёт возможность выпускникам и их родителям не переживать, если возникнут непредвиденные обстоятельства, которые помешают сдавать экзамены в основные дни.

78,5% респондентов считают, что к ЕГЭ удобнее готовиться благодаря заранее установленным требованиям и открытому банку заданий, а для 21,5% комфортнее экзамен в произвольной форме.

Большинство участников опроса (62%) считают более удобной письменную форму экзаменов, остальным (38%) удобнее сдавать экзамен в форме беседы с преподавателем.

По некоторым вопросам мнения опрошенных разделились. 51,8% хотели бы поступать в вуз только по результатам ЕГЭ, а 48,2% считают необходимым дополнительный профильный экзамен в вузе. Полагают, что ЕГЭ выравнивает шансы на поступление в вуз для выпускников из крупных городов и из регионов 52,5% участников опроса, а 47,5% ответили, что значение имеет не форма экзамена, а мотивация и желание поступить в выбранный вуз.

Екатерина Горская,
пресс-секретарь министерства образования,
науки и молодёжной политики Забайкальского края

Все материалы рубрики: "Темы"

Денис Приходько
«Читинское обозрение»
№27 (1459) 05.07.2017

Вернуться на главную страницу

 

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net