Главная / Темы / Почему нельзя быть идеальным во всём?
Почему нельзя быть идеальным во всём?


Я должен быть лучше остальных. Я должен быть идеальным. Я должен заслужить одобрение. Но всегда ли возможно быть идеальным во всём? Что делать, если это желание мешает жить? О синдроме отличника и способах решения этой проблемы рассказали Виктория Кузьмина и практикующий психолог Ангелина Гаврилова.

Что такое синдром отличника?

Синдром отличника — это желание достичь лучшего результата во всём. Данный термин ближе всего к понятию «перфекционизм». Для синдрома отличника характерно стремление быть идеальным, зависимость от чужого мнения и похвалы, страх совершить ошибку, обесценивание своих успехов. Кажется, что синдром относится только к учебному процессу, но это не так. Взрослые люди тоже страдают от излишнего перфекционизма.

Наталья Гаранян, доктор психологических наук, рассмотрела в работе «Перфекционизм и психические расстройства» зарубежные исследования данной темы. Выяснилось, что существует связь перфекционизма с депрессией и тревожностью. Это может послужить фактором риска возникновения расстройств и суицидальных намерений.

Жизнь и борьба с синдромом отличника

На первый взгляд синдром неопасен. Однако это лишь до тех пор, пока люди не сталкиваются с ним лично. О жизни и борьбе с синдромом отличника рассказала Виктория Кузьмина.

По мнению Виктории, данный синдром распространяется не на все сферы жизни, а на определённую деятельность, например, на учёбу или работу. «Это попытка делать всё идеально и твёрдое убеждение в том, что ты действительно обязан делать что-либо на высшем уровне. Что-то внутри не позволяет тебе сделать по-другому», — отметила девушка. Она связывает проявления перфекционизма с разными причинами. Во-первых, низкая самооценка. Человек недооценивает себя, поэтому не осознаёт, что делает достаточно. Во-вторых, влияние окружения. Слова, замечания, похвала или критика со стороны — всё это сказывается на человеке в лучшую или худшую сторону.

Синдром отличника начал проявляться в школе, когда на протяжении нескольких лет Виктория была отличницей. Она старалась и хотела получать пятёрки. В целом учёба давалась ей без страданий и мучений. Это привело к тому, что родители и учителя ждали красный аттестат и золотую медаль. Как вспоминает девушка: «Все были уверены, что так и будет, как в принципе и получилось. Даже университет я окончила с красным дипломом, за четыре года получила всего две четвёрки. Первая справедливая, по знаниям, а вторая вышла, потому что я не хотела себя мучить и согласилась на автомат. Считаю, что это было очень правильное решение. Оценки точно не стоит зарабатывать через силу, это ничем хорошим не заканчивается. Я прилежно делала домашнее задание, могла сидеть над ним долго, пока мне самой не понравится. При этом почти всегда было сомнение в том, что я делаю, даже если учитель или преподаватель оценивали это по достоинству. Казалось, что это получилось просто так и совершенно случайно, или что так и должно быть, то есть, не всегда ощущались свои заслуги».

Школьные и университетские годы уже позади, но синдром так просто не отпускает. Во взрослом возрасте оценка превращается в факт выполненной работы. Человек требует от себя делать всё на высшем уровне, в противном же случае возникают мысли: «Ты мог сделать это и лучше! Недостаточно старался!». Виктория видит две стороны у данной проблемы: «Плюс в том, что ты можешь расти каждый раз, когда что-то не нравится. Ты будешь стараться, чтобы это исправить. Минус, конечно, связан с тем, что ты можешь себя измучить и довести до выгорания, если не хуже. Это произойдёт, если вовремя не остановиться».

Самостоятельно Виктория прорабатывает проблему. В определённый момент она поняла, что не стоит так гнаться за оценками, не стоит слишком сильно стараться и изводить себя. Близкие люди помогают и поддерживают, когда появляется излишний перфекционизм. Сейчас девушка работает в сфере медиа. Синдром не пропал, но Вика старается не обесценивать свой труд: «Я напоминаю себе, что делаю достаточно и то, что в моих силах. Пытаюсь давать себе отдыхать и не винить себя, если что-то идёт не по плану. Даю себе время, отвлекаюсь, потом возвращаюсь и уже становится легче. Ещё помогает смена деятельности, пусть и в одной сфере. Например, сначала писала посты, потом попробовала что-нибудь смонтировать, сфотографировать. Думаю, иногда важно переключаться».

Психолог о синдроме отличника

Как объяснила психолог Ангелина Гаврилова, нет универсального решения данной проблемы. Чаще всего синдром формируется в школьном возрасте. Родители могут ставить завышенные требования, хвалить за пятёрки и ругать за двойки. Они не говорят ребёнку, что он справился с работой, а лишь подтверждают факт наличия хорошей оценки. Таким образом, у ребёнка формируется установка, что двойка — это плохо, а пятёрка — хорошо. Ему кажется, что его не будут любить без достижений. Однако у каждого человека свои причины и проявления синдрома, которые необходимо обсуждать индивидуально со специалистом.

«Невозможно во всём быть идеальным. Это очень трудно и достаточно энергозатратно. Синдром бьёт по здоровью человека и принятию себя. Отличники страдают от психосоматических осложнений: эмоциональной неустойчивости, напряжённости, нервных тиков. Появляются страхи, связанные с публичными выступлениями. Могут быть частые простуды, головокружения. Общение со сверстниками тоже становится проблематичным», — отметила психолог.

Поэтому при подозрениях на синдром отличника — консультируйтесь с психологом. Через когнитивно-поведенческую терапию вы сможете наладить внутренний диалог с собой. Вам предстоит разобраться, какие вопросы себе задавать, чтобы выйти из этого состояния. Например — зачем я сейчас это делаю? Для чего? Что мне это даст? Главное — научиться честно отвечать на них. Беседа с психологом будет полезна и направит вас в нужное русло.

Как побороть синдром отличника?

Если вы поняли, что синдром отличника  это про вас, то что же делать? Ангелина Гаврилова дала несколько рекомендаций. Стоит отметить, что следующие советы носят характер общих рекомендаций, которые могут помочь с некоторыми проявлениями синдрома.

  1. Совершайте нарочные ошибки

Это позволит вам понять, что ничего страшного в них нет. Когда человек совершает ошибки, он получает ценный опыт, который позволит избежать подобных недочётов в будущем. Людям необходимы и негативные, и позитивные ситуации. Но для отличника существуют только позитивные — негативный опыт не допускается. В таком случае человек, страдающий от синдрома, стоит на месте и не развивается.

  1. Не обесценивайте свой труд

Осознайте, сколько сил вы вложили для достижения результата. Вы можете стоять на месте только из-за того, что не замечаете проделанную работу и потраченное время. Если среди вашего окружения есть люди, обесценивающие свой труд, то постарайтесь им помочь, указать на приложенные усилия.

  1. Медитируйте

Как упоминалось выше, люди с синдромом страдают от психосоматических осложнений. Проблема в том, что отличники не умеют отдыхать. Медитации же помогут научиться расслабляться. Медитировать можно при помощи видеоуроков в интернете или с специалистом в студии йоги.

Достижения — это здорово, но не обязательно всегда быть первым. Бывает так, что лучше сбавить темп и прийти вторым или третьим. Пятёрки, грамоты, похвалы родителей, преподавателей или начальства не имеют смысла, если вы страдаете морально и физически. Просто позвольте себе быть неидеальными.

Все материалы рубрики «Темы»

 

Анастасия Терпугова
Фото из архива автора
«Читинское обозрение»
№33 (1777) // 16.08.2023 г.

 

 

Вернуться на главную страницу

 

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net