«Кто ты», «Нечто»?
Все эти три вышеперечисленных страшных полярных инцидента являют собой почти одно и то же событие, отражённое в рассказе «Кто идёт?» писателя Джорджа Кемпбэлла от 1938 года (рассказ публиковался и в СССР, и в российских изданиях также с переводом названия как: «Кто ты?») и в трёх фильмах, снятых в разное время, но объединённых одним, уже настораживающим, тревожным и уже заранее леденящим кровь, названием.
Сегодня, уважаемые друзья, о «центральной» — второй и самой известной его экранизации, ставшей классикой мирового фантастического кинематографа, которой исполнилось ныне юбилейные 40 лет. Сегодня о картине, что заставляла любителей кино в «официальных» и полулегальных видеозалах и видеосалонах Читы, Забайкалья (и всего СССР) конца 1980-х годов замирать у экранов телевизоров в шоке от реальности нереального. Антарктида, вмёрзший в лёд внеземной корабль, оттаявший в помещении станции инопланетянин, в стремлении захватить всё и вся, внедряется в тела собак и в полярников. Учёные изо всех сил сопротивляющиеся жуткому агрессору и его кошмарным превращениям. «Тварь» — переводил название с видеокассеты «прищепконосый» закадровый великолепный Владимир Володарский. «Нечто» — назывался во всём остальном киномире знаменитый, ныне культовый фантастический фильм 1982 года режиссёра Джона Карпентера («Хэллоуин» 1978, «Побег из Нью-Йорка» 1981, «Человек со звезды» 1984).
1951, полярники, звездолёт и … «овощ»
А началась вся эта жуткая «полярная» киноистория ещё в 1950-х годах. Голливуд переживал подлинный бум научной кинофантастики. Правда, от «научной» она была, за редким исключением, далека. Это, прежде всего, ужастики о гигантских ящерах, огромных муравьях, пауках и растениях-людоедах. Всплеск интереса к такой тематике объяснялся научным прогрессом в области ядерной физики и страхом обывателей перед возможностью начала ядерной войны с СССР. Голливуд нещадно эксплуатировал зрительские фобии и заставлял под воздействием радиации мутировать насекомых и животных, пробуждаться от векового сна скованных льдом инопланетных пришельцев.
Именно в эти неспокойные времена, точней, в 1951 году вышел фильм Кристиана Найби «Нечто из другого мира». В прессе для удобства название сократили до «Нечто». Это была первая экранизация рассказа Кемпбэлла и, надо заметить, довольно вольная. Сценаристы перенесли действие из Антарктиды в противоположную от шестого континента сторону — на север, в Арктику. В мужской коллектив полярников, видимо для пикантности, добавили женщин. Размороженный пришелец, в конечном итоге, хотя и вызывал, мягко говоря, неприятные эмоции, скорей представлял собой опасный плотоядный, питающийся кровью разумный «овощ» — телепата, нежели какую-то иную абсолютно чужеродную биологическую формацию (см. фото). Тем не менее, «Нечто» 1951 года было одним из первых фильмов, «серьёзно» обратившихся к теме инопланетной агрессии.
Карпентер, мороз и ненужная тварь
«Нечто» стал первым в жизни фантастическим фильмом, который увидел в далёком детстве мальчик по имени Джонни Карпентер. Впечатления были настолько сильны, что Джон, вплоть до окончания калифорнийского университета и начала кинокарьеры в первой половине 1970-х годов, мечтал сделать свою версию фильма. Максимально приближенную к литературному первоисточнику, а потому ещё более реальную и страшную. Всякие любовные линии, какие имели место в первой версии «Нечто», Карпентер решил исключить, как отвлекающие от основного сюжета, а тот был, как говорят заокеанские киношники, сплошной «экшн». Картина, строящаяся на большом количестве спецэффектов, требовала серьёзного бюджета, а выделять крупные деньги неопытному новичку никто не хотел. О компьютерах, на которых ныне, в 21 веке запросто «пекутся» любые трюки, понятное дело, тогда не было речи и в помине.
Продюсеров, отчасти, отпугивала и натура: действие «Нечто» происходит в полярных широтах, а съёмочная техника, как и сама плёнка, боится низких температур. Судя по сценарным наброскам, одними павильонами с искусственным льдом и снегом было не отделаться.
К тому же, в то время справедливо считалось, что зрительский интерес к фильмам о всяческих монстрах с однотипным сюжетом по принципу «эта тварь должна сдохнуть» давно сошёл на нет.
В общем, студенту-выпускнику Карпентеру дали от ворот поворот, в результате молодой режиссёр занялся своим первым дипломным фильмом, естественно, фантастического жанра «Тёмная звезда», который был тепло принят в 1974 году и критикой, и зрителями.
Как Чужой «коллегу» протолкнул
В 1976 году Карпентер вновь попытался протолкнуть своё «Нечто», но и тогда проект, несмотря на великолепный сценарий, написанный опытным драматургом Биллом Ланкастером, завернули, поскольку продюсеры сделали ставку на более «улетевший в космос» проект Ридли Скотта «Чужой».
В 1979-м «Чужой» вышел в прокат и имел шумный успех. Вслед вышел ремейк фильма 1950-х годов «Вторжение похитителей тел» о пришельцах, полностью контролирующих землян — и вновь фурор. И тогда боссы студии Universal, с которой сотрудничал Карпентер, поняли, что ремейки старых фильмов приносят огромные барыши, а публика вновь жаждет внеземного и пугающего. Проекту «Нечто» был дан, наконец, «зелёный свет».
Вертолётчик-«Змей»
Главная роль в проекте, подготовительная работа над которым началась в феврале 1981 года, досталась Курту Расселу, уже работавшему с режиссёром в фантастическом боевике «Побег из Нью-Йорка» (центральная роль К. Рассела — заключённый, бывший военный Плискин по прозвищу Змей). Ему предстояло играть роль Мак-Риди, пилота вертолёта, волею случая оказавшегося втянутым в страшные события. В рассказе Кэмпбелла Мак-Риди был метеорологом, но Карпентер счёл профессию героя недостаточно мужественной. Этого персонажа также хотели сделать ветераном вьетнамской войны, но в итоге Мак-Риди стал «обычным» гражданским пилотом вертолёта.
Вначале был «жук», а затем…
Особое место в проекте заняли художники — именно им предстояло разработать, а затем воплотить в жизнь, почти в прямом смысле, центральную фигуру фильма: невиданную чудовищную инопланетную разумную тварь. Продюсеры пригласили художника Дэйла Куперса разработать облик пришельца. Куперс решил сделать его жукообразным существом (см. эскиз), сковывающим голову жертвы, чтобы проанализировать её мозг и добиться полной последующей идентичности. Одновременно «жук» откладывал в тело яйцо, пищей для которого служили внутренние органы носителя. Существо не меняло формы и использовало силу внушения для принятия в глазах противника наиболее устрашающего облика.
Карпентер был в восторге от идеи и набросков художника, даже несмотря на их явное сходство с Чужим. Мастерские уже приступили к созданию опытного образца, как незадолго до начала съёмок с Куперсом приключился несчастный случай, и продолжать работу в проекте он уже не мог. Место Куперса занял молодой 22-летний Роб Боттин, с которым Карпентер работал двумя годами ранее в ужастике «Туман» (1980).
…Пришло НЕЧТО
К удивлению режиссёра, Боттин весьма скептически отнесся к разработкам Куперса: «Конечно, всё это здорово, и даже лучше «Чужого», но я бы хотел сконструировать то, что нельзя описать словами, а вовсе не модификацию чего-то виденного ранее. Публике больше не нужны парни в костюмах насекомых! Давай лучше взорвём мир кинофантастики новым, невиданный чудовищем».
Карпентер махнул рукой — делай. В результате, благодаря своей буйной фантазии Боттин и его команда из 40 (!) человек-дизайнеров, черпая вдохновение из старых журналов и комиксов, изобразили такую инопланетную гадину, что режиссёр, впервые увидев лик Нечто, невольно отшатнулся от альбома с эскизами.
Нечто из Зоны – 51
Несмотря на то, что проект «Нечто» держался в строгом секрете, задолго до его съёмок поползли самые невероятные слухи: фильм консультируют и контролируют военные из «той самой» Зоны-51! Корабль пришельца — реальный прототип одного из сбитых НЛО всё с той же базы Зона-51! Для съёмок режиссёр и его группа используют настоящие внутренние органы животных и даже умерших людей! Некие «люди в чёрном» предлагали режиссёру, под угрозой физической ликвидации, свернуть проект и т.д. и т.п. Источником большинства слухов были …сами актёры, давшие подписку о неразглашении информации о проекте и «ломающие комедию», рассказывая об ужасах, творящихся на площадке. Впрочем, некоторые слухи подтверждались реальными необъяснимыми фактами, о которых кинематографисты вскоре стали, по совету неких людей, действительно помалкивать. Курт Рассел признавался, что в присутствии пришельца немел от ужаса и боялся пошевелиться, не зная, какой реакции ждать от монстра, Карпентер нагонял туману, обещая «невероятное потрясение» и «пришельцев, не похожих ни на что, и выглядящих, как все».
…Съёмки знаменитого в будущем проекта режиссёра Джона Карпентера «Нечто» начались 5 июня 1981 года.
Когда слухи о фильме подтверждаются. Эта жаркая морозная Антарктида. Инопланетная угроза в виде майонеза, кукурузного сиропа, клубничного джема. Собаки-актёры. Огненный шторм в павильоне. Ампутация по-инопланетному с предварительным укусом: секрет самого шокирующего эпизода фильма. Подожжённый заглавный титр. Провал, триумф, приквел… Продолжение истории съёмок знаменитой культовой фантастической картины Д. Карпентера «Нечто» — в следующей нашей встрече.
Все материалы рубрики «Синескоп»
Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед
Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№33 (1725) // 17.08.2022 г.
0 комментариев