Главная / Авторы / Сергей Балахнин / Синескоп
Синескоп
6 апреля 1951 года в Заполярье, под ледяным покровом учёные обнаружили внеземной корабль и его пассажира. С 1982 в Антарктиде были найдены аналогичные объекты. 20 октября 2011 года были обнародованы новые факты об этих же артефактах, пролежавших во льдах белого континента около 100 000 лет. Попытки учёных исследовать найденное во всех случаях обернулись кошмаром и завершились ужасом, трагедией, катастрофой. Они даже не могли предположить, что Нечто из корабля …живо!


«Кто ты», «Нечто»?

Все эти три вышеперечисленных страшных полярных инцидента являют собой почти одно и то же событие, отражённое в рассказе «Кто идёт?» писателя Джорджа Кемпбэлла от 1938 года (рассказ публиковался и в СССР, и в российских изданиях также с переводом названия как: «Кто ты?») и в трёх фильмах, снятых в разное время, но объединённых одним, уже настораживающим, тревожным и уже заранее леденящим кровь, названием.

Сегодня, уважаемые друзья, о «центральной» — второй и самой известной его экранизации, ставшей классикой мирового фантастического кинематографа, которой исполнилось ныне юбилейные 40 лет. Сегодня о картине, что заставляла любителей кино в «официальных» и полулегальных видеозалах и видеосалонах Читы, Забайкалья (и всего СССР) конца 1980-х годов замирать у экранов телевизоров в шоке от реальности нереального. Антарктида, вмёрзший в лёд внеземной корабль, оттаявший в помещении станции инопланетянин, в стремлении захватить всё и вся, внедряется в тела собак и в полярников. Учёные изо всех сил сопротивляющиеся жуткому агрессору и его кошмарным превращениям. «Тварь» — переводил название с видеокассеты «прищепконосый» закадровый великолепный Владимир Володарский. «Нечто» — назывался во всём остальном киномире знаменитый, ныне культовый фантастический фильм 1982 года режиссёра Джона Карпентера («Хэллоуин» 1978, «Побег из Нью-Йорка» 1981, «Человек со звезды» 1984).

1951, полярники, звездолёт и … «овощ»

А началась вся эта жуткая «полярная» киноистория ещё в 1950-х годах. Голливуд переживал подлинный бум научной кинофантастики. Правда, от «научной» она была, за редким исключением, далека. Это, прежде всего, ужастики о гигантских ящерах, огромных муравьях, пауках и растениях-людоедах. Всплеск интереса к такой тематике объяснялся научным прогрессом в области ядерной физики и страхом обывателей перед возможностью начала ядерной войны с СССР. Голливуд нещадно эксплуатировал зрительские фобии и заставлял под воздействием радиации мутировать насекомых и животных, пробуждаться от векового сна скованных льдом инопланетных пришельцев.

Именно в эти неспокойные времена, точней, в 1951 году вышел фильм Кристиана Найби «Нечто из другого мира». В прессе для удобства название сократили до «Нечто». Это была первая экранизация рассказа Кемпбэлла и, надо заметить, довольно вольная. Сценаристы перенесли действие из Антарктиды в противоположную от шестого континента сторону — на север, в Арктику. В мужской коллектив полярников, видимо для пикантности, добавили женщин. Размороженный пришелец, в конечном итоге, хотя и вызывал, мягко говоря, неприятные эмоции, скорей представлял собой опасный плотоядный, питающийся кровью разумный «овощ» — телепата, нежели какую-то иную абсолютно чужеродную биологическую формацию (см. фото). Тем не менее, «Нечто» 1951 года было одним из первых фильмов, «серьёзно» обратившихся к теме инопланетной агрессии.

Карпентер, мороз и ненужная тварь

«Нечто» стал первым в жизни фантастическим фильмом, который увидел в далёком детстве мальчик по имени Джонни Карпентер. Впечатления были настолько сильны, что Джон, вплоть до окончания калифорнийского университета и начала кинокарьеры в первой половине 1970-х годов, мечтал сделать свою версию фильма. Максимально приближенную к литературному первоисточнику, а потому ещё более реальную и страшную. Всякие любовные линии, какие имели место в первой версии «Нечто», Карпентер решил исключить, как отвлекающие от основного сюжета, а тот был, как говорят заокеанские киношники, сплошной «экшн». Картина, строящаяся на большом количестве спецэффектов, требовала серьёзного бюджета, а выделять крупные деньги неопытному новичку никто не хотел. О компьютерах, на которых ныне, в 21 веке запросто «пекутся» любые трюки, понятное дело, тогда не было речи и в помине.

Продюсеров, отчасти, отпугивала и натура: действие «Нечто» происходит в полярных широтах, а съёмочная техника, как и сама плёнка, боится низких температур. Судя по сценарным наброскам, одними павильонами с искусственным льдом и снегом было не отделаться.

К тому же, в то время справедливо считалось, что зрительский интерес к фильмам о всяческих монстрах с однотипным сюжетом по принципу «эта тварь должна сдохнуть» давно сошёл на нет.

В общем, студенту-выпускнику Карпентеру дали от ворот поворот, в результате молодой режиссёр занялся своим первым дипломным фильмом, естественно, фантастического жанра «Тёмная звезда», который был тепло принят в 1974 году и критикой, и зрителями.

Как Чужой «коллегу» протолкнул

В 1976 году Карпентер вновь попытался протолкнуть своё «Нечто», но и тогда проект, несмотря на великолепный сценарий, написанный опытным драматургом Биллом Ланкастером, завернули, поскольку продюсеры сделали ставку на более «улетевший в космос» проект Ридли Скотта «Чужой».

В 1979-м «Чужой» вышел в прокат и имел шумный успех. Вслед вышел ремейк фильма 1950-х годов «Вторжение похитителей тел» о пришельцах, полностью контролирующих землян — и вновь фурор. И тогда боссы студии Universal, с которой сотрудничал Карпентер, поняли, что ремейки старых фильмов приносят огромные барыши, а публика вновь жаждет внеземного и пугающего. Проекту «Нечто» был дан, наконец, «зелёный свет».

Вертолётчик-«Змей»

Главная роль в проекте, подготовительная работа над которым началась в феврале 1981 года, досталась Курту Расселу, уже работавшему с режиссёром в фантастическом боевике «Побег из Нью-Йорка» (центральная роль К. Рассела — заключённый, бывший военный Плискин по прозвищу Змей). Ему предстояло играть роль Мак-Риди, пилота вертолёта, волею случая оказавшегося втянутым в страшные события. В рассказе Кэмпбелла Мак-Риди был метеорологом, но Карпентер счёл профессию героя недостаточно мужественной. Этого персонажа также хотели сделать ветераном вьетнамской войны, но в итоге Мак-Риди стал «обычным» гражданским пилотом вертолёта.

 

Вначале был «жук», а затем…

Особое место в проекте заняли художники — именно им предстояло разработать, а затем воплотить в жизнь, почти в прямом смысле, центральную фигуру фильма: невиданную чудовищную инопланетную разумную тварь. Продюсеры пригласили художника Дэйла Куперса разработать облик пришельца. Куперс решил сделать его жукообразным существом (см. эскиз), сковывающим голову жертвы, чтобы проанализировать её мозг и добиться полной последующей идентичности. Одновременно «жук» откладывал в тело яйцо, пищей для которого служили внутренние органы носителя. Существо не меняло формы и использовало силу внушения для принятия в глазах противника наиболее устрашающего облика.

Карпентер был в восторге от идеи и набросков художника, даже несмотря на их явное сходство с Чужим. Мастерские уже приступили к созданию опытного образца, как незадолго до начала съёмок с Куперсом приключился несчастный случай, и продолжать работу в проекте он уже не мог. Место Куперса занял молодой 22-летний Роб Боттин, с которым Карпентер работал двумя годами ранее в ужастике «Туман» (1980).

…Пришло НЕЧТО

К удивлению режиссёра, Боттин весьма скептически отнесся к разработкам Куперса: «Конечно, всё это здорово, и даже лучше «Чужого», но я бы хотел сконструировать то, что нельзя описать словами, а вовсе не модификацию чего-то виденного ранее. Публике больше не нужны парни в костюмах насекомых! Давай лучше взорвём мир кинофантастики новым, невиданный чудовищем».

Карпентер махнул рукой — делай. В результате, благодаря своей буйной фантазии Боттин и его команда из 40 (!) человек-дизайнеров, черпая вдохновение из старых журналов и комиксов, изобразили такую инопланетную гадину, что режиссёр, впервые увидев лик Нечто, невольно отшатнулся от альбома с эскизами.

Нечто из Зоны – 51

Несмотря на то, что проект «Нечто» держался в строгом секрете, задолго до его съёмок поползли самые невероятные слухи: фильм консультируют и контролируют военные из «той самой» Зоны-51! Корабль пришельца — реальный прототип одного из сбитых НЛО всё с той же базы Зона-51! Для съёмок режиссёр и его группа используют настоящие внутренние органы животных и даже умерших людей! Некие «люди в чёрном» предлагали режиссёру, под угрозой физической ликвидации, свернуть проект и т.д. и т.п. Источником большинства слухов были …сами актёры, давшие подписку о неразглашении информации о проекте и «ломающие комедию», рассказывая об ужасах, творящихся на площадке. Впрочем, некоторые слухи подтверждались реальными необъяснимыми фактами, о которых кинематографисты вскоре стали, по совету неких людей, действительно помалкивать. Курт Рассел признавался, что в присутствии пришельца немел от ужаса и боялся пошевелиться, не зная, какой реакции ждать от монстра, Карпентер нагонял туману, обещая «невероятное потрясение» и «пришельцев, не похожих ни на что, и выглядящих, как все».

…Съёмки знаменитого в будущем проекта режиссёра Джона Карпентера «Нечто» начались 5 июня 1981 года.

Когда слухи о фильме подтверждаются. Эта жаркая морозная Антарктида. Инопланетная угроза в виде майонеза, кукурузного сиропа, клубничного джема. Собаки-актёры. Огненный шторм в павильоне. Ампутация по-инопланетному с предварительным укусом: секрет самого шокирующего эпизода фильма. Подожжённый заглавный титр. Провал, триумф, приквел… Продолжение истории съёмок знаменитой культовой фантастической картины Д. Карпентера «Нечто» — в следующей нашей встрече.

Все материалы рубрики «Синескоп»

 

Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед
Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№33 (1725) // 17.08.2022 г.

 

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net