Главная / Статьи / Сказ о том, как мы «электричку» покупали
Сказ о том, как мы «электричку» покупали


В этом материале я расскажу о том, как мы решились на авантюру — заказать электромобиль с японского аукциона, погнавшись за дешевизной. Некоторые моменты будут подробными, чтобы ответить на все возникающие вопросы, которые нам в своё время некому было задать, и приходилось весь процесс познавать на собственном опыте.

Прямиком из Японии

Многие слышали, что в свете недавних событий летом сильно вырос курс рубля по отношению к иностранным валютам. Так и курс йены вернулся к уровню 2015 года, что сделало японские автомобильные аукционы невероятно привлекательными для российских автолюбителей. Наша семья не осталась в стороне и решилась рискнуть, исполнив давнюю папину мечту — заказать «беспробежный» электромобиль напрямую из страны восходящего солнца.

Нашли посредника и перевели на аукционный счёт первый взнос, необходимый для вступления в торги. С этого начался месяц монотонных поисков: то батарея «убитая», то кузов «ушатаный», то очевидный «утопленник». Ну, а на красавцев «десятипалочных» ценник по итогам аукциона становился заоблачным. Решено было пойти на риск — сделать ставку на внешне приличный автомобиль, но у которого в описании нет параметров батареи. За такие люди торгуются неохотно, потому что можно получить машину с неликвидным аккумулятором, на котором разве что до соседнего магазина можно доехать.

Спустя ещё пару недель переживаний из-за ежедневных проигрышей на аукционе и резких скачков и падений мирового курса валют наша ставка выигрывала. Красавец Nissan Leaf 2013 года, с оценкой 4,5 балла из пяти возможных, на торгах достался нам за 136 тысяч рублей. Но тут, как оказалось, переживания только начинались.

Выйти из аукциона и вернуть деньги можно в любой момент до того, как сыграла ваша ставка. Если ставка сыграла, а вы решили отказаться от машины – первый взнос остаётся у аукциона в качестве штрафа. Либо можно выставить выигранную машину, которую выкупить полностью вы не можете, тут же на аукционе.

Наверняка, новость о том, что на пути из японского порта во Владивосток сгорело судно, перевозившее автомобили, прошла мимо большинства читателей, но нам она стоила многих нервов и, главное, денег. Дело в том, что сразу после пожара фрахт — перевоз груза — вырос в цене с 630 долларов за место до 1300. Однако мы были в безвыходном положении — автомобиль уже куплен. Нам оставалось только приписать 50 т.р. к непредвиденным расходам. Да и всё могло быть куда хуже — автомобиль мог ехать двумя рейсами раньше, на том самом судне.

Пример аукционного листа, на котором описаны характеристики технического состояния автомобиля

Наконец, пришло сообщение: «автомобиль во Владивостоке». Дальше 11 дней прохождения таможни, оформление электронного ПТС и двухнедельное ожидание погрузки на автовоз. Ещё четыре дня, и наша встреча со столь долгожданной «электричкой» состоялась.

Раскрылась главная интрига — аккумулятор сохранил 8 делений из 12. Этого заряда хватает нам летом на 100 км — более чем достаточно, как мы думали. Однако, оказалось, что как только исчезает необходимость экономии на бензине, тут же возникает желание лишний раз куда-то доехать, заехать, прокатиться… И если раньше на бензиновом авто мы накатывали не более 120 км за неделю, то на электрическом 100 км мы стали осваивать за пару дней. Тем не менее, поездка к родственникам за 60 км от города — легко.

На самом деле плохая батарея — не приговор. Автомобиль можно перепаковать новыми аккумуляторами. Например, на наш автомобиль можно установить полностью новую батарею, чтобы восстановить в нём 24 кВт. Обойдётся это сейчас в 400—600 т.р. По словам одного из читинских «лифоводов», он летом переоборудовал свой автомобиль за 500 т.р. и установил в него 60 кВт батарею, что позволяет ему сейчас из Читы доезжать до Улан-Удэ, где он подзаряжается и едет до Иркутска.

Запас хода зависит от стиля вождения. Чем медленнее едет машина, тем дольше она может проехать. Соответственно, любители «погазовать» чаще вынуждены будут заряжать авто.

Математика простая: чем больше вместимость аккумулятора, тем больше расширяется география путешествия на электромобиле. Конечно, развитие инфраструктуры и установка новых станций быстрой зарядки электромобилей способствовало бы этому куда больше.

Пока это только мечты, но работа в данном направлении идёт. Недавно в Чите к установленным ранее «Россетью» зарядным станциям добавились ещё несколько от «Росгидро». Но зарядка на этих станциях — 15 рублей за 1 кВт. С их появлением бывшие бесплатными станции «Россети» тоже ввели оплату. Тем не менее, даже при такой стоимости это выгоднее бензина, а зарядить автомобиль возможно практически полностью за час.

В Чите нас приятно удивила сплочённость, отзывчивость и взаимоуважение читинских владельцев электромобилей, которые организовали чат для общения и установки очереди на станциях зарядки, чтобы не создавать столпотворения и в целях экономии времени каждого. Также своими силами они обновили оборудование на одной из зарядных станций.

А что зимой?

А вот зимой ситуация выглядит совершенно иначе — 60% заряда аккумулятора «съедает»… отопление. Минус 3 кВт в час (и это, я напомню, при батарее в 12 кВт). Подождать родственника у магазина в машине точно не получится.

Если температура ночью опустится ниже -25°С, а «лошадка» ваша ночует у подъезда, то бортовой компьютер утром ограничит работу двигателя. Ниже -30°С — может не завестись вовсе. Естественно, все быстрые зарядки при таких температурах невозможны и противопоказаны.

Все эти вопросы решаемы: существует подогрев батареи, фены и иные подогреватели салона. Как это ни парадоксально, особой популярностью пользуются бензиновые подогреватели — машина электрическая, а устанавливаемый подогрев на бензине, да. Но удовольствие это не из дешёвых. Если вы не будете экономить (а, как говорится, и показывает опыт многих «лифоводов» в Чите — скупой платит дважды) и решите поставить хороший подогрев, например, Webasta, то обойдётся это в 50—70 т.р. только за обогреватель плюс установка и сопутствующие товары — 20 т.р.

Но и тут есть свои подводные камни: греть такие обогреватели начнут спустя 20 минут. А это при движении только по нашему городу теряет свою актуальность, если только вы не таксист. Либо нужно ставить ещё и автозапуск, которые прибавит к вышеуказанной стоимости ещё тысяч 20—25.

Как поступаем мы? Просто заряжаем машину каждую ночь. А заряда на день вполне хватает съездить в тепле на работу, в гости и в магазин.

Резюмируя полученный опыт, и, несмотря на свои приятные впечатления от использования электромобиля, я не могу однозначно рекомендовать или отговаривать от подобной авантюры. Одно могу сказать точно: оценивайте все возможные нюансы и будьте готовы к любым неожиданным поворотам — никто не может вам дать никаких гарантий. Всё, что вы делаете — на свой страх и риск.

Все материалы рубрики «Жизнь и кошелёк»

 

Мария Остапец
Фото автора
«Читинское обозрение»
№3 (1747) // 18.01.2023 г.

 

 

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net