Главная / Авторы / Екатерина Скороход / «К сожалению, на ваш заказ пока ещё не назначен автомобиль…»
«К сожалению, на ваш заказ пока ещё не назначен автомобиль…»


Сегодня редко можно встретить простого человека, которому бы ни разу не приходилось пользоваться услугами такси. Учитывая же специфику работы современных служб по заказу этого вида транспорта, нетрудно понять, что для многих пассажиров такая процедура становится сродни лотерее — «повезёт или нет».

«Тогда ждите»

Начнём с того, что повезти или нет перво-наперво может с временем ожидания автомобиля. И не так страшно, когда ты ожидаешь заветного звонка от диспетчера в уютной обстановке в гостях, когда минуты тянутся не так долго и порой становятся лишним поводом продлить приятный разговор. Случается и такое, что приходится ожидать машину под открытым небом и в не совсем комфортное по метеоусловиям время года. Однако верхом накала страстей для несостоявшегося ещё пассажира становится мучительное ожидание автомобиля для поездки, скажем, в аэропорт или на вокзал. Да, в городских диспетчерских службах есть услуга по предварительному заказу машины, но и она, к сожалению, не даёт стопроцентной гарантии того, что вы вовремя прибудете на место назначения.

Одной из основных причин подобного рода неустоек становится проблема элементарного отсутствия автомобилей на линии. Начнём с того, что сегодня работа такси устроена так, что водители с личными автомобилями от своего имени работают в той или иной службе такси. В соответствии с договором они получают от диспетчера информацию о заказах, осуществляют извоз, предоставляя тем самым услугу для гражданина, и отдают определённый процент прибыли службе. Особо предприимчивые таксисты работают в нескольких службах одновременно и непременно стараются максимум рабочего времени не ездить «в холостую», то есть без пассажира, не теряя уровень дохода за смену. Это, конечно, понятное желание. Но ведь, с другой стороны, такие желанные заказы находятся не всегда, и если, например, ты увёз пассажира в отдалённый район города, вполне может быть и так, что там может не оказаться желающих заказать такси. Однако кто же подумает о другой стороне — о пассажире, которому срочно нужно попасть из точки А в точку Б? Разумеется, в сутках можно выделить время, так называемые часы пик, в которые по объективным причинам машин на линии может не хватать. Но ведь существует и другая причина, когда автомобили на линии имеются, просто их водители по тем или иным причинам не хотят ехать в какой-то район, чаще всего отдалённый. Причём сами таксисты этого не скрывают, и порой можно услышать: «Я взял вас только потому, что сам живу в этом районе и как раз поехал домой».

— Большинство таксистов выбирают для себя район, например, работают только по центру. Некоторые и до Пожарки вряд ли поедут, — говорит один из читинских таксистов.

Вот и приходится людям, вызвавшим такси, ждать поездки по 40-50 минут, а то и дольше.

«Чтобы сократить время ожидания, есть один простой способ — увеличить сумму за поездку», — продолжает сотрудник такси. — «А если я не хочу этого делать?» — «Тогда ждите молча» — «То есть таксист, находясь рядом с адресом, будет ждать увеличения суммы заказа хотя бы на двадцать рублей?» — «Я думаю, да».

Такой вот краткий разговор. Возникает закономерный вопрос: для чего тогда существуют установленные службой заказа такси тарифы, с которыми, впрочем, выходя на линию, соглашался и сам водитель? Это всё равно что прийти в парикмахерскую и услышать от мастера заявление о том, что он готов сделать вам стрижку только в том случае, если вы накинете к сумме, прописанной в прейскуранте, некое количество рублей.

«Тогда ездите на общественном транспорте!», — можно услышать от некоторых таксистов, считающих, что своим приездом они просто осчастливили пассажира. Хотя, честно говоря, далеко не каждая поездка в такси эконом-класса (а именно таким чаще всего пользуется большинство горожан), сопровождается комфортом. Причин этому множество: и откровенно низкая водительская квалификация водителя, и нарушение им правил ПДД, и плохое техническое состояние автомобиля, и отсутствие во многих из них детских кресел, и плохое знание русского языка многими водителями, низкий уровень их культуры и прочее. Отдельным пунктом можно вынести никудышное знание города, когда даже при наличии навигации водитель путается, и пассажиру приходится выступать в роли штурмана. Времена, когда почти любой таксист мог выступить в роли гида и показать вам все достопримечательности города, давно канули в Лету, впрочем, как и все те требования, которые предъявлялись к представителям этой профессии. Сейчас мы не знаем, к кому садимся в машину, а оператор службы не несёт ответственности за собственника автомобиля, поскольку в его задачи входит лишь сбор заявок и раздача их исполнителям.

Обратная сторона медали

Справедливости ради стоит отметить, что и работу таксиста нельзя назвать лёгкой, не говоря уже о том, что она может стать откровенно опасной. Другими словами, та же схема «повезёт-не повезёт» действует и в отношении таксистов, потому что далеко не все пассажиры во время поездки ведут себя адекватно. «Приходится долго ждать пассажира или тот не выходит вовсе», «Садится в машину в нетрезвом состоянии и начинает качать права», «Грубит водителю, считая, что клиент всегда прав» — это лишь неполный список претензий таксистов.

Очень много жалоб со стороны водителей такси поступает на людей, которые вызывают одновременно несколько машин в разных службах, дожидаются первую подъехавшую и, не отменяя заказы в прочих, уезжают.

— Часто бывает такое, что на заказ приезжают две, а то и три машины, — рассказывает сотрудник такси. — Кто-то не отменяет «лишний» заказ по забывчивости, кто-то и вовсе из принципа. А представьте нашу ситуацию — я уже потратил своё время, приехав по адресу, плюс ожидание, в это время я вполне мог бы обслужить другую заявку. Соответственно, с клиента деньги за «пустой» вызов не берут, штрафы никакие не предусмотрены.

Здесь опять же хочется возразить: ведь клиент обращается в несколько служб не по своей прихоти, а из опасения, что он может прождать машину долго или вовсе не уехать. Порой второй номер телефона подключается после бесславных попыток дождаться автомобиль по первому вызову. И, в конце концов, за длительное ожидание и опоздания пассажирам тоже никто не выплатит неустойки.

Тут впору подключить и третью сторону процесса — диспетчеров служб, фиксирующих вызовы. На них также найдётся немало жалоб и со стороны пассажиров, и со стороны самих таксистов. «Неверно записали адрес, номер подъезда», «Не указали, что в числе пассажиров маленькие дети» и так далее.

Случается, что и вовсе неадекватно распределяют заявки. К примеру, вижу, что человек заказал машину до железнодорожного вокзала двадцать пять минут назад. Соответственно, я такую заявку уже не беру, предполагая, что не исключено опоздание и этот шквал негативных эмоций со стороны человека обрушится на меня. В итоге страдает пассажир, — рассказывает таксист.

Как следствие, обиженные и возмущённые граждане пишут эмоциональные отрицательные отклики в интернете, делятся негативным опытом со своими друзьями и коллегами.

Что уж говорить, и таксисты бывают разные, и клиенты, и заказы… Тем не менее услуга такси не перестаёт быть востребованной, и всегда приятно в череде отрицательных и откровенно токсичных (ну, допекли человека!) отзывов прочесть строки благодарности водителю такси, который профессионально выполнил свою работу и поднял настроение пассажиру.

Ну, а потенциальным клиентам, которые, наверное, не в силах навести в этой сфере желаемый порядок, следует быть поактивнее — не стесняться обращаться в диспетчерскую службу по спорным вопросам, пользоваться мобильными приложениями, в которых можно оценить услугу водителя. Это хоть и минимально, но может повысить шансы того, что в следующий раз на протяжении сорока, а то и более минут вы не будете в трубке телефона слышать назойливое: «К сожалению, на ваш заказ пока ещё не назначен автомобиль…».

Все материалы рубрики «Задело»

 

Екатерина Скороход
Фото автора
«Читинское обозрение»
№45 (1737) // 09.11.2022 г.

 

 

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net