В магазинах парфюмерии можно услышать фразу «послушайте этот аромат» — вместо привычных всем «почувствуйте, вдохните, ощутите…». Откуда пошло такое необычное выражение и верно ли его употребление в речи? Давайте разбираться.
Существует несколько версий появления словосочетания «слышать запах». Одно из них связано с ольфакцией — наукой о языке запахов. По мнению специалистов в области парфюмерии, аромат имеет особую структуру в виде нот, которая называется «ольфакторной пирамидой». Суть «пирамиды» заключается в том, что любой аромат раскрывается постепенно, словно игра по нотам. Поэтому существует ещё одно преинтересное выражение — «парфюмерная композиция». Таким образом, если представить, что запах — это своего рода музыка, то её вполне можно «услышать».
Кроме того, выражение «слышать запах» связано с понятием синестезии. В лингвистике под синестезией понимается явление восприятия, когда при раздражении одного органа чувств, наряду со специфическими для него ощущениями, возникают и ощущения, соответствующие другому органу чувств. Например, при помощи синестезии мы отличаем тёплые цвета от холодных, определяем, мягкий свет или жёсткий, называем голос бархатным или хрустальным… И пытаемся «услышать запах».
С причинами возникновения выражения разобрались. Осталось выяснить, насколько верно употребление данного словосочетания с позиции норм русского языка.
Согласно словарям, выражение «слышать запах» является разговорным, то есть допустимым в литературном языке, но только в разговорном стиле. Наиболее употребительным, стилистически нейтральным остаётся словосочетание «чувствовать запах» (а также «ощущать», «вдыхать» и прочее).
И кстати! Следует сказать, что мы можем «слушать» только ароматы духов, одеколона, туалетной воды — всего того, что имеет отношение к парфюмерии. И ничего более.
Все материалы рубрики «Говорите по-русски»
Татьяна Потёмкина,
ассистент кафедры русского языка
и методики его преподавания ЗабГУ
Фото сайта sunhome.ru
«Читинское обозрение»
№31 (1827) // 31.07.2024 г.
0 комментариев