Признаться, и я много о цыганах не знала, пока в руки не попала эта маленькая книга. Её презентовали под звуки гитары и цыганскую песню 8 июня в Пушкинской библиотеке. Предлагаю полистать несколько страничек вместе и хоть немного узнать о цыганах.
Цыгане пришли из Индии?
Составителями книги «Цыгане Забайкалья» являются Ольга Иванова, Виктор Бондарь, Нина Боброва и другие члены краевой общественной организации цыган Забайкалья «Романи Черген» («Цыганская звезда»). С первых же слов авторы справедливо отмечают, что «ростки национализма и фашизма в стране с каждым годом дают всё более буйные всходы. Это особенно заметно в отношении к цыганам».
По данным переписи населения 2010 года, в крае проживают представители 120 национальностей и этнических групп. Из них цыган – немного больше 300 человек. Маленькая цифра, по мнению авторов, выходит потому, что цыгане стараются свою национальность скрыть. Стыдятся? Нет. Не хотят осуждения и даже преследования. Всё дело в устоявшемся мнении среди людей: цыган – вор и мошенник, вечный скиталец…
Давно уже нет кочующих таборов (компактными посёлками в России живут только ортодоксальные кэлдэрары). У цыган есть цыганские табор кэрдо – община из коллектива родственников (одна или несколько семей, или род). Социальная напряжённость в цыганском вопросе объясняется тем, что население и СМИ не выделяют среди цыган представителей разных этнических групп. Часто СМИ представляют негативную информацию о цыганах, не учитывая этнографической адресности. Происходит подобное и в Забайкалье, когда от приезжих цыган, торгующих китайскими товарами на улицах Читы, тень падает и на забайкальских цыган. Негативное мнение о цыганах мешает им устроиться на работу, даже на должность уборщицы. Причина одна – национальный признак.
Цыгане воруют детей?
Меж тем история этого народа очень необычна. В 18 веке немецкий учёный Грельман сравнил цыганский язык с индийским санскритом и предположил, что прародина цыган – Индия. Через сто лет эта гипотеза была доказана. Почему цыгане покинули свою прародину – вопрос, вызывающий много споров. Предполагается, что они уходили из Индии в течение не одной тысячи лет. Причина в междоусобицах и набегах мусульманских завоевателей.
Иран, Афганистан, Армения, Палестина, Египет, Византия – путь цыган, который реконструировали учёные.
Из Византии цыгане стали мигрировать в Европу, где попали под ряд жестоких законов. Тут кочевые, полукочевые и даже осевшие цыгане попали под меры борьбы с бродяжничеством. Например, в Швеции в 1637 году вышел закон, согласно которому всех цыган мужского пола следовало повесить. В Германии цыган мужчин пороли, клеймили раскалённым железом детей и женщин. Историк Скот-Мэкфи насчитал почти 150 законов, принятых в немецких государствах против цыган с 15-го по 18-й века. В Моравии цыганам отрезали левое ухо, в Богемии – правое. Естественно, цыгане стали скрываться, они лишились возможности законно работать и кормить свои семьи (отсюда криминализация), произошла культурная консервация. Передвигались цыгане по ночам, жили в лесах и пещерах. Их образ стал обрастать слухами о сатанизме и прочей ерундой. Слух, дошедший и до наших дней, о том, что цыгане похищают детей, Ольга Иванова на презентации разъяснила, что подбирали цыгане только брошенных детей.
В 19 веке цыгане из-за ряда факторов стали искать пристанища в Польше, России и других странах. Во Франции цыгане освоили разные ремёсла, поэтому были приняты европейским обществом. Однако антицыганские мифы уже плотно засели в европейском сознании.
А что же в России?
Она стала для них «доброй родиной» со времён Петра I. Как только появился первый табор, тут же вышел императорский указ, который разрешал цыганам «жить и торговать лошадьми» в окрестностях Петербурга. Антицыганских законов в России никогда не существовало. В исторических документах существуют записи, что «цыгане вышли в купцы и мещане», среди них были богатые люди. Цыгане учились в высших учебных заведениях. К концу 19-го века помимо украинских, молдавских, польских, русских, крымских цыган на территории Российской империи проживали также люли, карачи и боша (как следствие присоединения Кавказа и Средней Азии). Уже в начале 20-го века из Румынии и Австро-Венгрии пришли кэлдэрары и ловари. Тут надо пояснить, что среди российских цыган существуют этнические группы: русска рома, кэлдэрары, ловари, сэрвы, влахи, крымы и другие. Одной из этнических групп русска рома являются сибиряки.
Авторы книги «Цыгане Забайкалья» пишут, что забайкальские цыгане из этой группы выделяются и считают себя отдельной этнической группой.
В книге указывается также, что цыгане, попав в благоприятные условия в России, перестали заниматься конокрадством и криминалом, к которым их вынудили условия, созданные обществом.
В самом начале прошлого века цыгане должны были приписываться к какому-либо сословию (без этого проживания не разрешалось). Так, цыган, записавшись в крестьяне, мог получить землю. Иногда строили на ней избушки, чтобы пережить зиму. «По отношению к крестьянам никакого плутовства». Как только снег сходил, табор снимался с места.
Влахи в Чите
Очень хорошо в монографии описана влашская группа цыганского народа, которая в отличие от русских цыган никогда не жила в домах, потому что постоянно кочевала. Влахи всегда занимались ремёслами: шили, делали решета, иглы, занимались кузнечным ремеслом. Результат своих трудов меняли на еду, сено, одежду. У влашек были лечебные и «колдовские» травы, корешки, амулеты и талисманы. Влашки попрошайничали, гадали. Представители этой группы кочевали даже в 70-е годы. Однако современные влахи изменили традиции. «Летом в городах Забайкалья можно видеть довольно многочисленную влашскую молодёжь, торгующую закупленными в Китае недорогими гаджетами и бытовой техникой. Женщины с детьми нередко попрошайничают. Это цыгане из центральных регионов России. Они приезжают на одну-две недели, останавливаются чаще на берегах забайкальских рек, как и их предки, в шатрах и палатках, иногда снимают жильё», – говорится в книге.
Историческая мясорубка
Не обошла стороной цыганский народ революция, после которой они обеднели – разрушилась структура их заработков, хотя правовое положение цыган при этом улучшилось. В 1926 году было принято постановление о содействии цыганам, желающим вести оседлый образ жизни. К 38-му году было создано 52 цыганских колхоза, большинство которых позже были уничтожены фашистами.
Попали цыгане и под политические репрессии. Контрреволюция, вредительство, шпионаж, скупка валюты, незаконная хоздеятельность – статьи, которые приписывали цыганам. Многие таборы бессудно были депортированы в Сибирь. Цыгане сделали для себя вывод: своё происхождение надо скрывать.
Однако в 27-м году появились цыганские артели, уже в 1931 году их насчитывалось 28, в том же году был создан известный театр «Ромэн». Выпускались цыганские журналы, книги, учебники цыганского языка, арифметики. Однако в уже в 1938 году коммунистический маховик принял постановление о ликвидации национальных школ и национальных отделений в школах. В 1956 году постановлением Совета министров РСФСР цыган, занимающихся бродяжничеством, стали приобщать к труду. Цыганский народ вынужден был осесть там, где застал их указ.
Из Польши – в Забайкалье
Итак, если прародина цыган – Индия, то как же они оказались в далёком Забайкалье? Этот вопрос авторы монографии тоже немного описали. Оказывается, наши цыгане пришли к нам из Польши в составе ссыльных бунтовщиков восстаний 1830-1831 и 1863-1864 гг. Это можно понять, если услышать польские фамилии наших цыган: Гловацкие, Терновские, Барбинские.
Вот пересказывает воспоминания своих предков Нина Боброва из рода Гловацких: «Волнения в Польше, в Варшаве были против царя. И кто участвовал, их всех в кандалы. И сослали. Шли в кандалах. Тысячи человек шли сюда. По сторонам ехали на телегах их семьи. И когда они здесь жили, потихонечку их стали освобождать. Семьи стали разъезжаться. Когда указ о бродяжничестве вышел. Где они шли, там и останавливались, оседали. А детей у них забирали в детские дома. Это было столько слез! Столько горя!».
В этой же главе книги публикуются воспоминания читинца, он не является цыганом, но его предки происходили из польских ссыльных: «Шли они сюда долго – даже не один год. Зимой останавливались, по теплу шли. Тут их в бараки поселили…».
Авторы монографии отмечают, что этих коротких свидетельств мало для серьёзных выводов, но они могут служить подтверждением появления первых цыган в Забайкалье. Уже позже в наш край стали приезжать другие цыганские семьи из центральных регионов России.
Цыгане – герои
Самый скорбный день для цыган – Кали Траш (Чёрный ужас) – 2 августа. Это дань памяти тем, кто погиб от геноцида в годы Второй мировой войны. Наряду с евреями нацисты объявили цыган неполноценным народом. Было истреблено 200 тысяч человек, это половина всего цыганского народа в России. Их расстреливали почти сразу, чтобы они не смогли бежать. Тех, кто попал в Майданек, Аушвиц, Дахау, ждала участь пострашнее. Девочек и женщин стерилизовали – делали уколы в матку грязными иглами.
Во время Великой Отечественной войны русские цыгане вступали в армию, становились рядовыми, офицерами, танкистами, артиллеристами, лётчиками, шофёрами, медиками, партизанами. Цыганские артисты давали концерты на передовой. Таборных цыган ценили как лихих кавалеристов. В монографии говорится, что только военных лётчиков среди цыган было более двух десятков. Также в книге сообщается, что среди воинов-цыган 11 героев Советского Союза. На читинском Мемориале можно увидеть фамилии погибших героев – цыган М.Т. Гловацкого, И.В. Андреева, В. Терещенко.
Это нужно прочитать!
Вот лишь несколько кратких сюжетов из истории цыганского народа. Подробности вы можете прочитать в книге «Цыгане Забайкалье», которую можно бесплатно получить в редакции «ЧО» (количество книг ограничено).
Прочитайте! Пусть мифов о цыганах будет меньше, и мы станем терпимее к этому народу.
Все материалы рубрики "Читаем"
Ольга Чеузова
Фото автора
«Читинское обозрение»
№24 (1456) // 14.06.2017 г.
0 комментариев