Стало известно, что митрополит Димитрий, год назад назначенный главой Забайкальской митрополии, выразил претензии по возвращению здания православной общине. Общественность в который раз втянута в дискуссию о его судьбе.
Ранее уже было сказано, что перенос музейной экспозиции в другое место, в другие стены, даже во вновь отстроенное здание (самый сомнительный вариант) невозможен, так как приведёт к его уничтожению. Стенды, викторины (стеклянные шкафы), мебель и предметы дворянского быта нигде не впишутся, не будут смотреться, восприниматься и впечатлять, как сейчас. Об этом предупреждали авторы проекта реставрации, архитекторы Е.А. Черников и З.В. Краснова из московского института «Спецпроектреставрация». Это надо понять тем, кто с необычайной лёгкостью рассуждает о передислокации музея декабристов. Ведь речь идёт не о минералогическом музее. Экспонаты музея декабристов – это не камни, музей – не только сама постройка, это целый комплекс, мемориальная зона. У его стен захоронения дочери Волконских и супруги Д.И. Завалишина, рядом – жилой дом одной из жён декабристов Е.П. Нарышкиной, раскопки траншей с сохранившимися фрагментами фундаментов под казематами… По этому пятачку читинской земли декабристы ходили, разводили огороды, столярничали, слесарничали, занимались живописью, врачевали не только своих, но и местных жителей, создали музыкальный квартет. Впервые в Чите зазвучала классическая музыка, которую по другую сторону острожного забора слушали читинцы – наши предки. Здесь установлен первый верстовой столб, от которого начинался многодневный переход декабристов из Читы в Петровский Завод. Куда бы ни перенесли коллекцию, она потеряет колорит эпохи, ощущение того времени. Мало кто знает, что чугунное ограждение территории музея и вокруг захоронения Софьи Волконской выполнялось на Читинском машзаводе по чертежам, сделанным на Ленинградском комбинате живописно-оформительского искусства с использованием декабристской символики: факелов, кистей знамён. Как с этим быть? Ограждение тоже переносить? Ведь оно неразрывно связано с декабристской тематикой и выполнялось не для церкви, а для музея.
Члены забайкальской организации Союза архитекторов России в открытом письме в «Забайкальский рабочий» оспорили право Забайкальской митрополии претендовать на здание музея, напомнив, что при решении вопроса о строительстве нового храма на месте стадиона «Труд» епархия заверяла, что не будет более претендовать на здание музея. Забайкальцы активно делали добровольные пожертвования на возведение нового храма. Помогали Забайкальская железная дорога, городская и областная администрации. В итоге выстроили новый собор, и не простой, а образец высочайшего зодчества. Тогда, казалось, все были довольны: компромисс был найден.
Здание не может быть использовано под приход и по техническим причинам: прочность конструкций, противопожарные требования и т.д.
Надо сказать, что нет в России ни одного музея, посвящённого декабристам, размещённого во вновь отстроенных корпусах.
Что до претензий на здание со стороны современного казачества, им следует сказать, что забайкальское казачье войско появилось в 1851 году, то есть через 75 лет после строительства Михайло-Архангельской церкви.
В общем, три года назад Общественная палата, представляющая собой все слои населения, однозначно выразила своё отношение, обратившись к митрополиту с просьбой отказаться от притязаний на Михайло-Архангельскую церковь. В те годы, когда здание реставрировалось для открытия в нём музея, очень активно помогал и содействовал В.И. Кузнецов, будучи начальником управления культуры Читинского облисполкома. Сегодня же вообще незаметно каких-либо подвижек от краевого министерства культуры в вопросе увековечения памяти о декабристах. Хочется надеяться на поддержку депутатов, в противном случае – они не с народом и не со своими избирателями. Мало того, что вообще перестали говорить о памятнике читинским узникам (сменилось несколько поколений, мечтавших о монументе), так ещё и музей кое-кто пытается уничтожить. Церквей и часовен в Забайкалье построено много. Это хорошо. Музей же декабристов в Чите один. Его посещают тысячи людей, а среди них забайкальцы, гости города, иностранцы, потомки декабристов. Он стал притягательным и глубоко почитаемым центром духовной культуры для всех – и верующих, и неверующих, добрым хранителем исторической памяти, высоко оценённым как отечественными, так и зарубежными специалистами. Можем ли мы позволить потерять его?
Все материалы рубрики "Задело"
Людмила Арзамасцева
Фото Е. Епанчинцева
«Читинское обозрение»
№3 (1539) // 16.01.2019 г.
Вернуться на главную страницу
0 комментариев