Главная / Авторы / Екатерина Скороход / Такие элементарные истины
Такие элементарные истины


«Духовно-нравственные ценности» — это словосочетание мы нередко слышим из разных информационных источников. Однако многие ли задумываются над его содержанием, а также над тем, какую остроту и значимость приобретают эти слова в наше непростое время?

Общественная палата Забайкальского края совместно с комитетом культуры городского округа «Город Чита» и центральной городской библиотекой имени Антона Павловича Чехова стала инициатором проведения круглого стола на тему «Сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

Основы основ

Председатель комиссии по вопросам культуры и гармонизации межнациональных отношений региональной Общественной палаты Александр Кибалин напомнил присутствующим содержание указа президента Российской Федерации Владимира Путина «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Этот стратегически важный документ призван стать базовым в деле укрепления патриотизма, сохранения исторического наследия нашей страны и в целом выступить в качестве основы уклада нашего общества. В указе даётся и само определение традиционным ценностям, под которыми понимаются «нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые из поколения в поколение, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России». Среди перечисленных в документе базовых ценностей, в частности, числятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, служение Отечеству, гуманизм, историческая память, крепкая семья.

Отдельным пунктом в документе прописана и роль религии, в частности, христианство, ислам, иудаизм и буддизм названы неотъемлемой частью исторического и духовного наследия нашей страны, оказавшей огромное влияние на её развитие и становление. При этом подчёркивается особая роль православия в формировании традиционных ценностей.

Что мы потеряли

По сути, истины, гораздо позднее нашедшие отражение в юридических законах, содержатся в основных библейских заповедях, да и во всех перечисленных религиях и учениях осуждаются одни и те же деяния — убийство, неуважение к родителям, воровство, предательство, а внутреннее ощущение недопустимости этого должно диктоваться человеку совестью и осознанием того, что его призвание — это жизнь по законам Божьим. В основе всего этого должно лежать человеческое достоинство. Не следует путать этот термин с излишним самомнением и напыщенностью, речь идёт совершенно о другом. В данном случае под достоинством понимается богатство и красота внутреннего мира человека, его готовность следовать духовно-нравственным идеалам и осознавать, что он создан по образу и подобию Божию. Поэтому между понятиями «чувство человеческого достоинства» и «чувство собственного достоинства» существует принципиальная разница.

Об этом в ходе встречи говорил руководитель отдела религиозного образования и катехизации Читинской епархии протоирей Павел Матвеев.

— Основной потерей, произошедшей внутри каждого из нас, является потеря понятия о нашем достоинстве в концепции библейской идеи, — говорит он. — «Кто я такой?», «Откуда и куда я иду?» — эти вопросы должен поставить перед собой каждый человек, вступивший в более-менее разумный возраст. Ведь какая концепция сегодня находится в основе почти всей образовательной и воспитательной работы с молодёжью? В подавляющем числе случаев человек рассматривается как биосоциальное существо, и это принижает наше человеческое достоинство, ставя нас на одну ступень с животными. Да, у нас, как и у них, и тело есть, и психика, и никто не отрицает ни социальную, ни физическую, ни психологическую составляющие нашей природы. Мы тоже биосоциальные существа, но более высокого уровня. У нас должно быть то, что делает человека человеком. Братья наши меньшие живут по законам природы, и в их мире нет места этике и нравственности. Можем ли мы осуждать волка за то, что он бегает за зайцем и съедает его? Нет. Потому что это природа. Инстинкт. А если кто-нибудь из таких вот биосоциальных существ, без нравственных, этических и другого рода высоких убеждений совершит убийство, то, основываясь лишь на том принципе, что мы только биосоциальные существа, мы также не можем его осуждать? Мы должны зачеркнуть нравственные последствия такого поступка? Вдумайтесь в этот кошмар. Когда начинаешь говорить о том, что человек — это образ Божий, зачастую слышишь категоричное «Я в Бога не верю!». В школе тоже о Боге говорить нельзя. По сути, мы отказались от того, кто мы есть на самом деле. И это наша потеря. Парадокс и катастрофа нашего сознания.

«Иные» ценности

Такого рода мировоззренческие убеждения становятся лазейкой для насаждения чуждых нам идей и ценностей, обладающих массивной разрушительной силой. Для неокрепшего сознания представителей молодёжи, не имеющих противоядия в виде из поколения в поколение укоренившихся в сознании духовно-нравственных ценностей, становится особенно опасной насаждаемая вокруг деструктивная идеология. Разрушительная система «ценностей», основанных на эгоизме, вседозволенности, отрицания роли традиционной семьи, вклада России в мировую историю и культуру становятся угрозой национальным интересам нашей страны. Нельзя допустить того, чтобы и далее эти самые «иные» ценности с таким же успехом пытались замещать наши, традиционные.

Одним из ключевых моментов в этом противостоянии становится первичная основа любого общества — семья. Поэтому разговор участников круглого стола коснулся и этой темы. Сегодня даже этот богоустановленный порядок социальной организации любого общества, существующий ещё с начала времён, подвергается сомнению и нездоровой критике. Традиционные семейные отношения, с правильным распределением социальных ролей мужа, жены и детей, подвергаются нападкам, в частности, со стороны «прогрессивного» Запада. Традиционный уклад русской семьи, основанный на здоровых семейных узах, испокон веков служил идее устойчивости государства в целом.

— Мы постепенно утрачиваем традицию почитания родителей, заложенную в одной из заповедей, — сетует протоирей Павел Матвеев. — Кстати, заповедь, призывающая почитать отца и мать, не относится только исключительно к уважению родителей. Это касается и педагогов, и воспитателей, да и вообще представителей старшего поколения. Сегодня же во многих семьях детей балуют сверх меры. Во что это выливается? Если в прежние годы поход родителей в школу носил яркую воспитательную функцию и служил мощным рычагом для исправления поведения детей, то сегодня такое мероприятие зачастую выливается в неприятности для самого педагога, и прокуратура завалена заявлениями от возмущённых родителей, «защищающих» своих чад. Это тоже становится вопросом для глубокого размышления. Однако не стоит отрицать и роль учителей в воспитании детей, то, с каких позиций они будут рассказывать детям о нашей истории, литературе, искусстве и других основополагающих вещах. Вовсе не будет преувеличением назвать эту проблему вопросом национальной безопасности и даже выживания, в том виде, в котором мы сейчас существуем. К несчастью, наша современная история показывает нам примеры того, как можно сделать из человека животное. Совершить духовное убийство миллионов людей.

Чёрное и белое

Все эти очевидные вещи, конечно же, заложены в основе православной веры, но и даже противники такого подхода не могут не согласиться с тем, что без них наше общество беззащитно и уязвимо. «В советские времена не верили в Бога, но такого не было!» — воскликнут они. Но не стоит забывать о том, что и образ жизни советского человека, и идеология, и культура тех времён, и убеждения граждан, и даже устройство быта служили некой защитной силой от этих новомодных веяний. Всё было относительно стабильно и понятно. Сегодня же, когда огромное количество людей в силу ряда причин находится в состоянии мировоззренческого, информационного и интеллектуального кризиса, возникла необходимость разграничивать чёрное и белое, объяснять многим, казалось бы, элементарные истины. Однако они лишь на первый взгляд кажутся элементарными, и от этого вовсе не перестают ими оставаться.

Все материалы рубрики «Задело»

 

Екатерина Скороход
Фото автора
«Читинское обозрение»
№50 (1794) // 13.12.2023 г.

 

 

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net