18 июля 1954 года было обнародовано постановление Совета министров СССР о том, что в стране во всех школах восстанавливается совместное обучение девочек и мальчиков.
С момента прихода в власти большевистского правительства во главе с Владимиром Ульяновым (Лениным) новая власть последовательно реализовывала свои идеологические постулаты. Старый мир разрушался до основания и создавался новый мир, в котором хорошее и доброе причудливо переплеталось с ужасным и злым. В дореволюционной России существовали женские и мужские гимназии. Были такие и в Чите.
Уже 9 ноября 1917 года совместным декретом, как стали именоваться в тот момент законы, Совета народных комиссаров (правительства) и Всероссийского Центрального Исполнительного комитета (то, что позже стало называться Верховным Советом) была учреждена государственная комиссия по просвещению, на которую возлагалась задача радикальной реформы системы образования. И в октябре 1918 года, когда в стране уже полыхала гражданская война, было введено положение «О единой трудовой школе РСФСР». Согласно этому документу, а также развивающим его декретам Совнаркома, принятым в 1918-1919 годах, вводилось бесплатное и совместное обучение детей школьного возраста.
Однако, как известно, в годы Великой Отечественной войны произошло радикальное изменение идеологических основ Советского Союза. Мне уже приходилось писать о том, что в Сталинградскую битву вступала Красная Армия, а победителем из неё вышла Армия Советская. Вступали в это сражение с петлицами и комиссарами, а вышли с пагонами и единоначалием командиров. Вступали с Коминтерном, а вышли без него. Вступали с политикой воинствующего атеизма, а вышли страной, в которой вновь была разрешена деятельность традиционных религиозных организаций. Этот список можно было бы продолжать, и в него логично вошло и разделение в части школ учеников по половому признаку. Именно в 1943 году раздельное обучение было введено в семилетних и средних школах Москвы, Ленинграда, столиц союзных и автономных республик, краевых и областных центрах. Общее число таких школ в РСФСР не превышало и двух процентов. Например, в Чите, по словам моей мамы Людмилы Яковлевны Бариновой, бывшей выпускницы последнего женского класса в средней школе №1, в Чите, кроме их школы, женскими были школы №3 и 4, школы же №2 и 5 были мужскими.
«Парадоксально, но факт, – отмечает современный московский исследователь истории образования Ольга Жукова, – именно в годы тяжелейшей войны в системе образования СССР возрождалось многое полезное из дореволюционного опыта – раздельное обучение для мальчиков и девочек, школьная форма, пятибалльная система оценок, аттестат зрелости, золотые и серебряные медали лучшим выпускникам. Была восстановлена система обязательных экзаменов (тогда их называли испытаниями) по окончании учебного года с 7 по 10 классы».
«Период раздельного обучения в истории советской школы был недолгим – всего 11 лет, с 1943 по 1954 г., – пишет другой современный историк Галина Гончарова. – Тем не менее он оставил значимый след не только в работе образовательной системы, но и в культуре. Эта реформа отражала гораздо более общие процессы, прежде всего связанные с пересмотром официального подхода к культурному, идейному и даже политическому наследию дореволюционной эпохи».
По сути дела, Никита Хрущёв, ставший в тот период первым секретарём ЦК КПСС, вместе с возглавившим Совет Министров Георгием Маленковым начал демонтаж многих сталинских начинаний времён Великой Отечественной войны. Именно они положили конец и раздельному воспитанию в школах девочек и мальчиков. Плохо это или хорошо, историки, педагоги, психологи спорят до сих пор.
Все материалы рубрики "Этот день в истории"
Александр Баринов
«Читинское обозрение»
№29 (1513) // 18.07.2018 г.
0 комментариев