Восстание. Переворот. Путч. Бунт. Революция… Разные слова, обозначения, понятия, но схожие в желании и действии совершить нечто позволяющее в короткие сроки изменить происходящее. Они – около шести сотен благородных офицеров-дворян и штатских. Они шли к свободе, справедливости, равенству и процветанию великой России без тенет самодержавия, крепостного права и невежества. Они знали, что выступление их, и в случае победы, и в случае поражения, пройдёт через кровь, страдания и смерть. Но свободы и справедливости без оных не добиться. Они твёрдо знали: «Мы вышли. Нам не вернуться». На календаре грозно чернело 26 декабря 1825 года… Декабристы сделали свой выбор. 194 года назад и в настоящий год и день. День «Союза спасения».
Четыре
Попытка декабристов создать подлинный мир свободы и равенства в дальнейшем отразилась в литературе, живописи, скульптуре, музыке и театре. А вот кинематограф тему декабристов – захватывающую, благодатную для большого экрана, обходил в основном стороной. Ярким исключением стала лишь историко-романтическая, биографическая картина известного режиссёра Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья», снятая в 1975 году и ставшая классикой отечественного кинематографа. Было ещё три киноленты – «Декабристы» (реж. А Ивановский, 1926), приключенческая Г. Козинцева и Л. Трауберга «С.В.Д.» («Союз Великого дела») от 1927 года и картина Б. Халзанова о судьбах братьев-декабристов Бестужевых «Нет земли чужой» (1990), отбывших срок на каторге и поселившихся в городке Селенгинске. Больше серьёзных попыток кинематографистов обратиться к теме декабристов не было.
Герои или изменники?
Итак, четыре фильма: два из них – «немые», забытые, вспоминаемые лишь киноведами, третий – угодивший в «безвременье» отечественного кинематографа 1990-х. В чистом итоге – одна, хотя и блистательная «Звезда пленительного счастья». Всего одна. Почему так произошло? Причины были разные – технические, экономические, организационные… С появлением на картах мира вместо СССР нового государства – России с иным социальным строем появилась ещё одна, самая, пожалуй, серьёзная причина отсутствия темы декабристов в «историческом» кинематографе. Особая – полная неоднозначность взглядов, восприятия и суждений на события, произошедшие в XIX веке на Сенатской площади. Неоднозначность не только среди современных кинематографистов и зрителей, но и властных политических структур.
Исключением в этих непрекращающихся спорах, вероятно, могут быть лишь жители дальневосточной части современной России. В первую очередь, Сибири – особенно Прибайкалья и Забайкалья, куда были сосланы на каторгу, а затем после оной и поселение, десятки декабристов, включая помилованных, избежавших казни «главарей», «бунтарей», «активных зачинщиков» и «соучастников» – Волконского, Трубецкого, братьев Муравьёвых, Бестужева, Оболенского, Одоевского, Завалишина и других. Переоценить культурно-просветительский и научно-изыскательский вклад этих великих, хотя порой и противоречивых людей в развитие, в жизнь Сибири и её населения просто невозможно. Отношение к декабристам в наших местах в подавляющем большинстве, несмотря ни на какую «конъюнктуру политического момента», останется однозначным.
И вот спустя 194 года со дня событий на Сенатской площади в отечественном кинематографе в этот же исторический день 26 декабря все экраны кинотеатров России полыхнут огнём истории и зрелищем одного из самых крупных проектов современного российского кино – картиной…
«Союз спасения» (о фильме и фактах)
Сам проект возник ещё в конце 2014 года. Идею снять большое кинополотно о декабристах с использованием всех технических возможностей современного кинематографа подал один из его продюсеров – Константин Эрнст. За сценарий с рабочим названием «Союз спасения» взялись Никита Высоцкий и Олег Маловичко. Интересно, что такое название проекту авторы дали неспроста. Дело в том, что… «Союзом спасения» в 1816 году называлось вполне реальное политическое тайное общество, куда входили гвардейские офицеры – братья Муравьёвы, князь Сергей Трубецкой, братья Муравьёвы-Апостол, подполковник М. Лунин, полковник Ф. Глинка, полковник П. Пестель и другие. На смену «Союзу спасения» и последующим пришли более крупные объединения («Северное» и особо радикальное – «Южное»), понимавшие, что страну не изменить одними словами и благими целями. Только действием. Причём самым жёстким… Но вернёмся к фильму…
Бюджет и режиссёр
Бюджет «Союза спасения» составил в общей сложности 800 миллионов рублей. Возглавил проект достаточно опытный в жанре «исторического кино» режиссёр Андрей Кравчук («Адмиралъ», 2008, «Викинг», 2016).
Сюжет
В общих чертах он известен многим будущим зрителям (особенно, по вполне понятным причинам, забайкальским, старшего и среднего поколений), изучавшим историю России хотя бы в рамках школьной программы (особенно советской) и посещения читинского музея Церковь декабристов, а также по многочисленной рекламе по телевидению и в Интернете.
Роли
Центральные образы декабристов воплотили известные российские актёры:
— полковник гвардии, князь Сергей Трубецкой (осуждён на каторгу в Сибирь – Забайкалье) – Максим Матвеев.
— подполковник Сергей Муравьёв-Апостол (казнён 25.07.1826) – Леонид Бичевин.
— подпоручик в отставке Кондратий Рылеев (казнён 25.07.1826) – Антон Шагин.
— полковник Павел Пестель (глава «Южного общества», казнён 25.07.1826) – Павел Прилучный.
— подпоручик Михаил Бестужев-Рюмин (казнён 25.07.1826) – Иван Янковский.
— поручик в отставке Пётр Каховский (казнён 25.07.1826) – Сергей Агафонов.
Также в главных ролях задействованы Игорь Петренко (разжалованный майор Баранов), Алексей Гуськов (генерал от инфантерии, князь Щербатов), Александр Домогаров (генерал, граф Милорадович).
Главные женские роли исполнили София Эрнст (Анна Бельская) и Ингеборга Дапкунайте (княгиня Бельская).
Образы государей-самодержцев российских воплотили актёры Виталий Кищенко (Александр I) и Иван Колесников (Николай I).
Предварительная подготовка
Поскольку авторы и продюсеры изначально ставили сложнейшие задачи на постановочном и техническом решении картины, то подготовка заняла долгих три месяца: изучалась соответствующая литература. Режиссёр, оператор и художники активно сотрудничали с фондом Эрмитажа – просматривались десятки и сотни живописных полотен (причём, подлинников) той поры. Велась серьёзная работа с консультантами проекта – историками. Для каждого персонажа фильма необходимо было детально изучить не только его биографию, понять, что это за человек, какой чин имел, как выглядел в тот отрезок времени, какую одежду носил, знаки отличия, награды и т.д. и т.п.
«Звезда пленительного» «спасения»
Интересно, что творческая группа «Союза спасения» во время подготовки к съёмкам не менее десятка раз тщательно пересмотрела шедевр советского кино – картину «Звезда пленительного счастья». Коллеги прошлого «выручали» современных российских киношников, как надо с блеском выходить из сложных творческих и «технических» ситуаций в съёмочном процессе – актёрской игре, режиссуре, монтаже.
Реквизит:
Костюмы… Для съёмок фильма на целом ряде фабрик в разных регионах России было изготовлено в общей сложности более 1500 единиц одежды! Особо сложные офицерские мундиры изготавливались при участии нескольких пошивочных ателье, причём из того же типа сукна, что носилось в первой четверти XIX века.
…Вооружение. Было изготовлено свыше 1000 идеальных копий отечественного и зарубежного огнестрельного и холодного оружия 1800-х годов. Особой гордостью оружейников и пиротехников «Союза» стали точные копии 12-фунтовых пушек образца 1806 года, которые использовались в войне с Наполеоном, а затем на Сенатской площади во время восстания.
Массовка. За весь съёмочный период в фильме приняло участие свыше двух тысяч актёров массовых сцен.
Локации. События на Сенатской площади снимались непосредственно на месте самих событий – в Санкт-Петербурге, а также Петропавловской крепости, Царском селе, Юсуповском дворце, Михайловском замке… Прошли съёмки и в Белгородской области.
Экстремально-морозные съёмки
Самым тяжёлым испытанием для киногруппы Андрея Кравчука, причём в дни самых кульминационных съёмок сцены «Восстание на Сенатской площади» в Санкт-Петербурге, стал жестокий мороз в -24ºС, который вместе с влажностью до 90% ощущался на все -35ºС. Но именно подобные условия ещё больше помогали, по словам актёров, вживаться в роли. «Солдатской» массовке было чуть легче – она была в шинелях.
А вот офицерам во время чрезвычайной ситуации, к которой относилось декабрьское восстание, в шинелях ходить было нельзя. Верхнее обмундирование закрывало знаки отличия и мундир. Они обязаны были его снять. Так и работали актёры, занятые в крупных ролях «Союза» – на морозе и «налегке». «Страдали» и …гримёры – отчаянно краснеющие носы, уши, щёки актёров им периодически приходилось постоянно и спешно «камуфлировать» в нужный оттенок.
Итак, совсем скоро, 26 декабря, миллионы россиян через порталы-экраны кинотеатров окажутся Там: в начале – в период триумфа Победы России над наполеоновской Европой, а затем вместе с великими людьми, с их высокими, хотя порой и противоречивыми, даже туманными и вместе с тем ясными по своей сущности, целями создания в России мира свободы, справедливости, братства, а затем уйдут и примут те события, произошедшие ровно 194 года в Санкт-Петербурге, в картине «Союз спасения».
«Мы вышли. Нам не вернуться» – уже пророчески гласит официальный слоган-девиз этой новой работы российских кинематографистов.
P.S. Будущие зрители фильма – помните, это художественная картина, а не документальная лента.
Все материалы рубрики "Синескоп"
Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед
Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№51 (1587) // 18.12.2019 г.
Вернуться на главную страницy
0 комментариев