Поначалу можно подумать, что Марина строгая женщина, но это ошибка – её обаяния хватит на всех. Работа у неё, конечно, серьёзная, требующая глубоких знаний, сосредоточенности и собранности. Наша героиня работает в «Росжелдорпроекте» начальником группы архитекторов, её профессия – инженер-строитель.
Начинала обучаться азам строительства в Новосибирском институте железнодорожного транспорта. В это же время талантливую девушку из Забайкалья приметили, и она, в самом разгаре учебного года, стала посещать художественное училище, не сдавая при этом никаких экзаменов. Марине было разрешено посещать постановки на любом курсе – натюрморт, портрет, композицию… Преподаватели надеялись на продолжение учёбы в Ленинградской академии художеств. Но вышло совсем иначе: «К сожалению, пришлось возвращаться в Читу. Материальной поддержки не было, на работу устроиться я не могла, так как не было прописки, да и жить негде было. Приехала в Читу и доучивалась в политехническом институте, а в Новосибирске меня были готовы принять обратно».
В Чите, уже самостоятельно, продолжила заниматься живописью и графикой и, учась в политехническом, пошла в клуб кинолюбителей. Да, был у нас, оказывается, такой. «Это была гоструктура на базе профсоюзов. Проводились фестивали любителей кино, отправляли свои работы в Москву и даже ездили в столицу на фестивали. В клубе было очень много талантливых людей. Например, Андрей Шаронов, Серёжа Балахнин». Эта тройка одарённых людей – Балахнин-Шаронов-Пономарёва – «запускала» летающую тарелку над Читой в 83-м году.
Энтузиасты снимали фантастический фильм «До связи» в окрестностях города. Сергей написал сценарий, Андрей ловко орудовал камерой, а Марина была художником (и ту самую летающую тарелку нарисовала именно она). Была в фильме инопланетянка, а актрису для этой роли нашёл в троллейбусе Сергей Балахнин. В работу вкладывались на 100%.
Одновременно Марина занималась с детьми в студии мультипликации. «В Москве познакомилась с режиссёром-мультипликатором Гарри Бардиным, он специализируется на пластилиновой и кукольной мультипликации. И мы на базе клуба кинолюбителей создали студию для детей (20-30 человек). Кто-то рисовал персонажи, кто-то – делал из пластилина. Мальчик один был – потрясающие вещи лепил. Один мультфильм занял у нас на областном конкурсе первое место, и ребёнок (создатель мультика) поехал в «Артек», – вспоминает Марина Германовна. Хорошее дело загубили в 90-е, на этой базе решили создать школу искусств. «Нас попросили уйти». В итоге студии мультипликационных фильмов не стало, да и детской школы тоже.
Занимаясь кинематографом, Марина не забывала о живописи, графике. Конечно же, состояла в Союзе молодых художников Читинской области. «У нас была достаточно сильная группа художников, в 85-м году мы провели первую «молодёжку». Это была большая выставка молодых читинских художников в выставочном музее. Вспомню Сашу Матвеева, Витю Ван Вей. Все очень талантливые были. Кого-то сегодня уже нет с нами».
Своей выставки у Марины Пономарёвой не было уже лет десять. Почему? «Понимаете, у художника должен быть куратор, а для выставки нужна команда профессионалов. Нужно не просто повесить картины, художники должны сочетаться, о художниках надо рассказывать профессионально. Этим никто не занимается. У меня были три персональные выставки в Выставочном. Их вели профессиональный искусствовед Елена Иманакова и Марина Вагина. С оформлением выставки всегда помогал директор музея Валерий Шамильевич Баширов. Он с огромным уважением относился к моему творчеству. Говорил, что мои картины читинцы должны увидеть. Той команды, что со мной работала, больше нет в музее. Я же привыкла работать профессионально».
Художник-график не выставляется, но искусством занимается каждый день. Перо, тушь, карандаш графический, цветной, фломастер, акварель, гуашь… – всё обязательно берёт в руки. В её картинах много смыслов – каждый видит своё. Например, я на одной вижу упитанную морду кота, а художница загадочно на это улыбается. Своим работам (их уже не перечесть) Марина не даёт названий, и задумку специфичного художника-графика всяк чувствует по-своему. Ни одна её работа не похожа на другую, иногда кажется, что писали их совершенно разные люди. «Художник не должен одинаково работать, мыслей и возможностей всегда много», – говорит Марина. Смотришь на её картины, выполненные серым графитом, и ощущаешь объём жизни, и поражаешься внутреннему миру художницы.
Все материалы рубрики "Люди родного города"
Ольга Чеузова
Фото Евгения Епанчинцева
«Читинское обозрение»
№36 (1520) // 05.09.2018 г.
0 комментариев