Ровно 45 лет назад миллионы граждан Советского Союза были переброшены в великое и страшное время, в опалённое огнём, жестоко прошитое пулями и вспоротое воющими осколками снарядов, мин, бомб лето 1942-го. Ровно 45 лет назад миллионы не познавших Войны и знавших оную столкнулись с ней — взгляд во взгляд. Но кроме Войны с её ужасами, потерями, смертью, сквозь Неё, через стеклянное око киноаппарата, в затемнённые залы смотрели на миллионы её бессмертные Герои. Воины. Наперекор этой смерти и этой Войне они сражались за жизнь. Они сражались за нас, сегодняшних. Они сражались за Родину…
Ровно 45 лет назад, 12 мая 1975 года, на экраны нашей страны, а затем и десятков стран дальнего зарубежья вышел шедевр мирового «военного» кинематографа, картина великого русского мастера Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину». Сегодня мы продолжаем рассказ об истории её рождения…
На местах реальных боёв
Декорации для фильма в Волгоградской области, где 32 года назад шли бои – три хутора (это помимо «живого» участия реального хутора Мелологовского), переправу через Дон, окопы, дамбу – пришлось создавать в короткие сроки. Помогали военные – Генштабом был выделен для этого целый полк. Новые окопы для съёмок рыли на тех же позициях, где когда-то проходила линия обороны. Сложнейшие съёмки пришлось проводить в рекордные для картин такого масштаба сроки: фильм требовалось закончить к юбилею Победы. Поэтому вместо двух сезонов, необходимых для работы, снимать пришлось за один. Как удалось за столь короткие сроки снять настолько документально точную картину, для многих по сей день остаётся загадкой. Технологию создания фильма «Они сражались за Родину» в творческих вузах и спецкурсах студенты изучают порой не один год.
Масштабные и «живые»
В фильме действительно есть эпизоды, поражающие своей масштабностью, снятые естественно, безо всяких компьютерных спецэффектов, без которых в большинстве случаев немыслимо современное «военное» кино, да и компьютеры тогда, в 1974 году, были для киношников чем-то из области фантастики. Интересно, что даже использование «обычных» оптических комбинированных съёмок Бондарчук со своей киногруппой постарался свести к минимуму – ставка делалась на «живые» съёмки с «живой» военной техникой и «живой» пиротехникой.
Например, в съёмках сцены авиабомбёжки переправы и хутора принимали участие все воинские подразделения, выделенные Генштабом, военная и гражданская техника, стада коров и овец, 15 «загримированных» под «мессершмиты» и «штуки» самолётов ДОСААФ, которые базировались в трёхстах километрах от места съёмок. Самолёты в кадре находились всего семь минут – потом они должны были вернуться на базу для дозаправки.
И всё-таки это была не единственная сложность, с которой столкнулись кинематографисты. Сама местность оказалась неудобной для манёвров. Да и воспроизвести взрывы, артобстрелы было далеко не просто. Для съёмок было израсходовано 5 тонн тротила (для сравнения: чтобы взорвать машину, достаточно всего 200 граммов)! Взрывы оказались настолько мощными, что снимать приходилось издалека – иначе ударная волна могла покалечить людей.
Самый опасный «трюк»
Были и непредвиденные ситуации. Как-то один танкист, не услышав команды второго режиссёра, не остановил танк, а пошёл полным ходом на массовку. К счастью, никто из людей не пострадал. Один из знаменитых кадров фильма появился также благодаря случайности. Неопытный солдат-первогодок не справился с рычагами управления «подбитого» немецкого «Тигра». Многотонная махина завалилась с края небольшого оврага. Вначале отвалилась полыхнувшая башня, а затем перевернулся и сам танк. Гусеницы, вращаясь неспешно, молотили воздух (см. фотоиллюстрацию).
Водитель танка остался цел и невредим. От военного руководства ему крепко влетело, зато киношники ликовали от необычайно эффектного, реалистичного кадра.
Виновный «в потере танковой мощи»
Случались съёмки кадров, когда актёрам приходилось, рискуя жизнью, бросаться под бронетехнику. Так молодому начинающему актёру Андрею Ростоцкому, исполняющему рядового Кочетыгина, пришлось безо всяких каскадёров ложиться под танк и затем поджигать его. Ростоцкий даже подписал бумагу, что за его риск съёмочная группа ответственности не несёт. Было сделано два опасных дубля и в последнем Ростоцкий действительно спалил вполне реальную боевую машину, от чего в дирекции картины разразился страшный скандал из-за «военной потери танковой мощи противника».
Суровые съёмки, суровые дни
С самых первых дней все, кто снимался в фильме, носили армейскую одежду. Так, по мнению Бондарчука, людям было проще прочувствовать свои роли. По наблюдению того же фронтовика Никулина, «странно и необычно выглядели актёры в гимнастёрках, сапогах и пилотках. Даже лица становились другими. Особенно ладно форма сидела на Лапикове и Шукшине. Казалось, будто они носили её всю жизнь. Хотя Шукшин и не был на войне…».
Роль, исполненная актёром в фильме «Они сражались за Родину», стала для него последней. Шукшин уже почти закончил работу над ней – оставался один эпизод. Четвертого октября Василий Макарович должен был вернуться в Москву. Но первого числа его не стало…
Не своими голосами
Эпизод, несмотря на уход Шукшина, был всё же снят: в двух сценах с Нонной Мордюковой его заменил актёр Юрий Соловьёв, когда-то учившийся во ВГИКе вместе с Шукшиным. Сняли дублёра со спины, и зритель до сих пор не замечает подмены, как и того, что в фильме вместо голоса Василия Макаровича звучит голос актёра Игоря Ефимова, почти неотличимый от самобытного шукшинского говора.
Интересно также, что возлюбленная бойца Лопахина, доярка Глаша говорит не «оригиналом» Лидии Федосеевой-Шукшиной, а голосом актрисы Натальи Гундаревой.
…Окончательно съёмки картины завершились 19 октября, и режиссёр Сергей Бондарчук, вернувшись с киногруппой в Москву, приступил к озвучке.
Опасные фразы
В конце апреля 1975 года Бондарчук представил картину на утверждение «высокому начальству». Больше всего режиссёр опасался, что из картины уберут ряд наиболее ярких эпизодов и диалогов. Одна фраза бойца Лопахина в ответ на жалобу его приятеля Копытовского, что он не умеет плавать, «…А ты не утонешь. Г..но не тонет» чего стоила для пуританского советского кино!
Особые нарекания у комиссии в погонах вызвал эпизод, где во время атаки сидящий в окопе герой Бондарчука – Звягинцев начинает молиться: «Господи, спаси! Не дай меня в трату, господи!». А после, преодолевая слабость, он рассудил: «Эка беда-то какая, что помолился немножко… Смерть-то, она не родная тётка, она, стерва, всем одинаково страшна – и партийному, и беспартийному, и всякому иному-прочему человеку…». Однако эпизод было решено оставить. Такое могли позволить лишь мастеру Бондарчуку.
Восторженные гражданские, а генералитет…
Коллеги режиссёра и критики восторженно приняли картину. Многие воевавшие отметили её документальность. Особо тепло принял фильм главный автор, Михаил Шолохов.
Крайне недовольными остались, пожалуй, только… военные, которым казалось, что режиссёр сделал недостаточный акцент на заслугах военного руководства. Так, чины из минобороны во главе с Гречко требовали, чтобы Бондарчук непременно ввёл в фильм старших чинов и политруков. Режиссёр после одной из таких «бесед», по воспоминаниям оператора Юсова, «ходил всю неделю чёрный».
Триумф
Из-за постоянных замечаний премьера картины «Они сражались за Родину» в Москве состоялась не 9 Мая, как планировалась, а на три дня позже, 12-го. В широкий прокат по всей стране лента вышла 26 мая 1975 года.
Несмотря на то, что картина не увидели точно в юбилейную дату, её ожидал полный триумф и сплошные аншлаги во всех кинотеатрах Советского Союза, а потом и зарубежья.
До конца года новый шедевр советского кино увидел 41 миллион зрителей!
P.S. В 2016 году в Москве возле здания министерства обороны России была установлена скульптурная композиция «Они сражались за Родину», запечатлевшая героев Василия Шукшина, Сергея Бондарчука, Вячеслава Тихонова, Георгия Буркова и Юрия Никулина.
Все материалы рубрики "Синескоп"
Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед
Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№20 (1608) // 13.05.2020 г.
Вернуться на главную страницу
0 комментариев