15 мая 1932 года Советом народных комиссаров (так называлось тогда советское правительство) был принят декрет о так называемой «безбожной пятилетке».
Некоторыми историками утверждается, что этот документ был подписан непосредственно Сталиным. Лев Регельсон в книге «Трагедия Русской Церкви. 1917-1945», изданной в России (в зарубежье она вышла значительно раньше) в 1996 году, утверждает: «Объявление «безбожной пятилетки» декретом правительства за подписью Сталина: к 1 мая 1937 г. «имя Бога должно быть забыто» на всей территории СССР». В наше время это высказывание ставится под сомнение даже «Википедией»: «Несмотря на тиражируемые в публицистике утверждения о том, что 15 мая 1932 года Сталин якобы подписал декрет о «безбожной пятилетке» с конкретными задачами по искоренению религии, существование такого документа ничем не подтверждается».
Главой советского правительства в то время официально был Вячеслав Молотов. Понятно, что без санкции Иосифа Сталина уже не принималось ни одно решение. Однако то, что именно в эти годы начался новый цикл массовой борьбы с религиозными организациями, в первую очередь с Русской Православной Церковью, сомнений не вызывает. Кстати, лозунг «забыть имя Бога» в 1932 году выдвинул глава Союза безбожников, уроженец Читы, один из первых биографов Сталина Емельян Ярославский (Миней Губельман).
Только в 1932 году в РПЦ было закрыто 70 епархий, арестованы 40 архиереев (в архиерейском служении осталось только 4), закрыто 95% церквей, существовавших ещё в 20-е годы. Досталось и другим конфессиям. У нас в Забайкалье это были буддисты, в первую очередь ламы.
В нашем крае наибольший удар по традиционным религиозным организациям (православным и буддийским) был нанесён на рубеже 20-30-х годов. И связано это было с репрессиями против тех, кто активно противился бездумной коллективизации. Православные священники и ламы были вместе с верующими в числе этих противников. В Чите в 1930-1931 годах прошёл процесс так называемой «контрреволюционной организации, возглавляемой епископом». Д.В. Саввин в своей статье отмечал: «О значимости данного дела говорит хотя бы тот факт, что обвинения, помимо бывшего правящего архиерея, были предъявлены многим известным в Чите и Забайкалье священнослужителям, а общее число обвиняемых составило 238 человек».
Но если в начале 30-х годов священники и ламы получали различные сроки, то в 1937–1938 годах их, часто арестованных повторно, массово расстреливали. В 1936 году, на завершающем этапе «безбожной пятилетки», начались окончательная ликвидация всех религиозных организаций и уничтожение многих храмов. В тот год в Чите было взорвано здание кафедрального собора Александра Невского, что располагался на современной площади Ленина.
Церкви, дацаны, мечети, синагоги превращались в учреждения, общежития, склады и даже коровники и конюшни. Антирелигиозная пропаганда носила небывалый характер. И тем не менее и эта «пятилетка» была провалена. Это стало ясно благодаря итогам Всесоюзной переписи населения 1937 года. 1/3 городского населения и 2/3 сельского, то есть более половины населения СССР, назвали себя верующими. В марте 1937 года Надежда Крупская в газете «Известия» написала о том, что «недавняя перепись показала, что массы, в особенности женщины, были смущены параграфом опросного листа, касающимся религии. Многие из них, которые давно не выполняют обрядов, не решились написать «неверующая» и, в конце концов, написали «верующая».
Пропагандистам ВКП(б) пришлось вырабатывать новый подход в связи с этим. Ведь одно дело назвать «врагами народа» тысячи, даже десятки тысяч священников, лам, мулл и раввинов. Другое дело – посчитать таковым полстраны.
И вот уже в 1938 году журнал «Антирелигиозник» (№7) написал, что просто верующие, не участвующие в «церковной жизни», – это союзники партии в борьбе за построение коммунизма. Ну, а в годы Великой Отечественной войны, когда верующие и священнослужители в массе своей показали истинный патриотизм, государственная политика была изменена. В СССР началось восстановление традиционных религиозных организаций. И весьма символично, что именно в 1943 году, когда произошёл этот поворот, ушёл из жизни главный «воинствующий атеист» Емельян Ярославский.
Все материалы рубрики "Этот день в истории"
Александр Баринов
«Читинское обозрение»
№20 (1556) // 15.05.2019 г.
0 комментариев