Времена тотального дефицита остались в прошлом, и теперь наши соотечественники придирчиво относятся к приобретаемым товарам, особенно дорогостоящим. Сотрудникам Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю зачастую приходится сталкиваться с обращениями граждан, связанными с нарушением их прав по договорам купли-продажи.
Очередной сюжет рубрики «История одного потребителя» нам поведала ведущий специалист отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю Ольга Сергеенко.
В советские времена, когда дворы и улицы наших населённых пунктов, особенно небольших, были свободны от личного транспорта, автомобиль считался роскошью и неоспоримым доказательством успешности человека. Чтобы купить машину, не имея блата, приходилось годами стоять в очереди на неё, даже при наличии необходимой суммы для покупки. Сегодня россиянам не знакомы эти проблемы, а перечень способов приобретения авто существенно увеличился. Значительно расширился и модельный ряд «железных коней», и, если раньше автолюбителям приходилось довольствоваться ограниченным перечнем авто, то теперь каждый есть возможность выбора, как говорится, на любой вкус и кошелёк. Перед покупкой машины всякий может заранее ознакомиться и с техническими характеристиками авто, и с его другими особенностями, что существенно снижает риски приобретения кота в мешке.
Полная неожиданность
Вот и гражданин Н., заключивший с продавцом договор купли-продажи, был в предвкушении того, когда он сядет за руль своей заветной Chery Tiggo 7 Pro. О машине такой марки он мечтал давно, поскольку она устраивала его по всем параметрам. Оплатив полную сумму покупки сотрудникам одной из местных компаний, он с нетерпением ждал, когда его «ласточка» прибудет из Китая. Полной неожиданностью для гражданина Н. стал звонок от агента с требованием оплатить большую сумму, чем та, которая была указана в договоре, а также подписать дополнительное соглашение. Дескать, в противном случае он не получит ни автомобиля, ни полной суммы потраченных денег. В общем, под влиянием угроз покупатель подписал указанное дополнительное соглашение.
И вот настал долгожданный момент регистрации транспортного средства в ГИБДД, который был омрачён для гражданина Н. известием о том, что фактически ему был передан автомобиль марки Chery Tiggo 7, стоимость которого почти на триста тысяч рублей ниже цены авто, передаваемого по условиям договора. Мужчина почувствовал себя обманутым дважды — мало того, что марка оказалась не та, да ещё и в деньгах потерял. Но больше всего его возмутил тот факт, что продавец бессовестным образом умолчал относительно подмены и фактически автолюбитель приобрёл того самого кота в мешке.
Потребитель вправе
Праведный гнев был подкреплён и информацией, подчерпнутой на просторах интернета, из которой мужчина узнал о статье 456 Гражданского кодекса РФ, гласившей об обязанности продавца передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи.
— Согласно пункту статьи 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель, в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе потребовать замены на товар этой же марки(этих же модели и/или артикула); замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчётом покупной цены; незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы, — даёт пояснения Ольга Сергеенко. — По требованию продавца и за его счёт потребитель должен возвратить товар с недостатками. При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причинённых ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим законом для удовлетворения существующих требований потребителя.
Судом было подтверждено
Прихватив с собой договор, ущемляющий его права, гражданин Н. прямиком отправился в Управление Роспотребнадзора, сотрудники которого незамедлительно начали выяснять обстоятельства случившегося.
Однако и письменные претензии потребителя, и запросы со стороны управления оставались без ответа. Агент в добровольном порядке отказывался от удовлетворения требований потребителя о фиксированной цене, настаивал на обоснованности повышения суммы по договору, объясняя это тем фактом, что автомобиль, в случае отказа потребителя от подписания дополнительного соглашения, мог бы быть продан с аукциона, а остаток денежных средств возвращён несостоявшемуся покупателю.
На самом деле, гражданин Н. подписал дополнительное соглашение под напором продавца, поскольку боялся остаться и без автомобиля, и без денег (в лучшем случае — без значительной их части).
Специалисты Управления Роспотребнадзора дали правовую оценку случившемуся, провели юридическую оценку условий заключённого договора, а также дополнительного соглашения. Выявив в них ущемляющие права потребителя, они рассчитали неустойку и обратились в суд с целью защиты законных прав и интересов гражданина Н.
— В итоге судом было подтверждено, что агент ввёл в заблуждение покупателя относительно потребительских качеств автомобиля, поставив иную марку транспортного средства по договору. При этом разницу в стоимости, которая, согласно справкам от экспертной организации, составила порядка трёхсот тысяч рублей, в добровольном порядке не вернул. Судом было принято решение об удовлетворении требований Управления Роспотребнадзора, в пользу потребителя была присуждена сумма в размере одного миллиона двухсот девяноста тысяч рублей, из которых разница в стоимости авто по договору и дополнительному соглашению — более двухсот пятидесяти тысяч, разница в стоимости автомобилей — около трёхсот тысяч, неустойка — триста тысяч, штраф за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя — более четырёхсот тысяч, компенсация морального вреда — десять тысяч рублей. Да, кстати, «железный конь», пусть и не той марки, также остался у гражданина Н., — рассказывает Ольга Александровна.
Действительность такова
В заключение — о том, какие выводы можно сделать из данной ситуации. Во-первых, любой договор может содержать, как говорится множество подводных камней, игнорирование которых может дорого вам стоить. Зачастую мы наивно полагаем, что каждый такой документ обязательно должен быть выверен с точки зрения всех существующих законов. Однако действительность такова, что любому человеку могут предложить подписать договор, пункты которого содержат нарушение закона, в данном случае — ущемляют права потребителя. Именно поэтому, прежде чем заключить договор, необходимо детально его изучить. Если те или иные моменты вызывают сомнение, а собственных познаний в юридической сфере не хватает, следует обратиться за помощью к специалистам, которые дадут правовую оценку документа.
В нашем случае это правило становится особо актуальным, поскольку автомобили входят в Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации. Одновременно они являются технически сложным товаром — согласно Перечню, введённому Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 года № 924.
Само собой разумеется, что покупка такой серьёзной вещи, как автомобиль, всегда связана с неким риском, поэтому нужно быть вдвойне осторожным, чтобы не купить кота в мешке. Это, к слову, касается и других товаров из этого перечня, с которым каждому советуем ознакомиться на досуге.
Все материалы рубрики «История одного потребителя»
Екатерина Скороход
Фото автора
«Читинское обозрение»
№34 (1830) // 21.08.2024 г.
0 комментариев