Главная / Авторы / Александр Баринов / Стратегическая ошибка
Стратегическая ошибка
3 июня (22 мая по ст. ст.) 1896 года в Москве между Россией и Китаем был подписан секретный договор


Россия обещала Поднебесной защиту от возможного вторжения Японии. Китай предоставил право на строительство Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), которая должна была связать по китайской территории Забайкальскую и Дальневосточную железные дороги, завершив таким образом Транссибирскую магистраль.

Интересно, что этот договор подписали три человека. С китайской стороны это был Ли Хунчжан – самый влиятельный сановник императрицы Цыси. Ему было 73 года, что в те времена было уже глубокой старостью. Тем не менее, тяжелобольной Ли Хунчжан в последнее десятилетие 19-го века фактически заведовал внешней политикой Китайской империи. 

На его долю выпало подписать в 1895 году позорный мирный Симоносекский договор с Японией, которая в тот год разгромила императорские армию и флот в недолгой войне. Именно с целью обуздать аппетиты нового азиатского хищника он и подписал Московский договор. Правда, как утверждают некоторые современники тех событий, у него был и личный корыстный интерес. Близкий к российскому императору князь Эспер Ухтомский спустя годы вспоминал, что согласие господина Ли подписать договор стоило российскому правительству трёх миллионов рублей.

С российской стороны договор подписали два высокопоставленных чиновника: министр иностранных дел Алексей Лобанов-Ростовский (был только на год младше своего китайского визави) и сам инициатор проекта Сергей Витте. 46-летний министр финансов вынашивал далеко идущие планы. Ему удалось убедить Николая II поддержать эту идею, которая, казалось, открывала для России удивительные перспективы. И поначалу у него всё получилось, Витте даже премьером стал. Но потом случилась неудачная война с Японией, первая русская революция, отставка…

А поначалу благодаря договору Россия не только в кратчайшие сроки построила КВЖД, но и стала её хозяйкой, более того, по сути дела оккупировала Ляондунский полуостров и завладела Порт-Артуром – незамерзающим портом на Тихом океане. В начале 20-го века всерьёз заговорили о создании «Желтороссии», которая должна была включить в себя Маньчжурию и Монголию. 

Столицей КВЖД стал выстроенный русскими Харбин. Какие деньжищи были вложены в этот проект – и сегодня дух захватывает. А ведь Россия могла потратить их на строительство южного варианта Транссиба. 

Несколько лет назад, во время одного из комиссионных осмотров Забайкальской железной дороги, обсуждали с её тогдашним начальником Сергеем Ивановым, как могла измениться история не только Забайкалья, но и всей России, если бы вместо КВЖД был построен южный (вдоль Амура) вариант великого Сибирского пути. Сергей Иванов даже хотел установить там памятную стелу. Не успел.

Первый раз вариант дороги от Сретенска до Хабаровска через Благовещенск посчитали дорогим по сравнению с КВЖД. Второй раз, когда после поражения в русско-японской войне 1904-1905 годов (отчасти ставшей результатом того самого Московского договора 1896 года) его снова посчитали более дорогим, чем северный вариант, прошедший через Могочу, Сковородино и Белогорск. А ведь он был бы дешевле этих двух вариантов вместе взятых. Если бы российские купцы с такой же энергией, как они осваивали и отстраивали КВЖД и Харбин, освоили тогда Забайкалье и Дальний Восток, то этот край потянул бы всю Россию. Возможно, тогда вспыхнула бы война между Японией и… Германией, которая в конце 19-го века заняла порт Циндао. Тогда позорной была бы война не у Николая II, а у кайзера Вильгельма. Возможно, тогда не было  бы Первой мировой, а развитие Дальнего Востока, России, Китая, Европы и всего мира пошло бы иным путём. 

Но  история не терпит сослагательных наклонений. Произошло то, что произошло. И лишь спустя годы можно утверждать, что подписание Московского договора России и Китая для нашей страны оказалось одной из крупнейших стратегических ошибок.

Последний штрих. Сразу же после Октябрьской революции 1917 года ленинское правительство предложило китайским коллегам вступить в переговоры об аннулировании неравноправных договоров. Первым был назван Московский союзный договор 1896 года. Правда, это на несколько десятилетий породило проблему «Российской Атлантиды», как любовно называли в эмигрантских кругах русский Харбин и КВЖД. Но это была уже другая история.

Александр Баринов
«Читинское обозрение»
№22 (1350) // 03.06.2015 г.

Все материалы рубрики "Этот день в истории"

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net