Главная / Авторы / Сергей Балахнин / Такие разные мультики
Такие разные мультики
Технологии создания мульт вселенных


«Иван Царевич и Серый волк — 3», «Смешарики: Легенда о золотом драконе», «Зверополис», «Angry Birds в кино», «В поисках Дори», «Ледниковый период:«Столкновение» и «Полный расколбас», «Тайная жизнь домашних животных», «Тролли», «Снежная королева — 3», которые обещает подарить «Удокан» в недалёком будущем, – вся эта вереница красочных, захватывающих мультзрелищ доступна, в первую очередь, исключительно нашему самому сложному органу восприятия. 

Глаз, рисунок и Фантош
Человеческий глаз сохраняет зрительные впечатления в течение 0,1 секунды. Следовательно, если время между двумя зрительными впечатлениями не превышает 0,1 секунды, они сливаются одно с другим. Именно благодаря этой особенности нашего зрения и оживают человечки, которые в детстве многие из нас любили рисовать на краешке десятков листов блокнотов или старых учебников. Странички быстро листались из-под большого пальца руки, и рисованные человечки оживали. Благодаря этому же эффекту мы способны воспринимать движущееся киноизображение и мультипликацию. 

Спустя 10 лет после первых сеансов братьев Люмьер американец Стюарт Блэктон открыл секрет покадровой мультсъёмки – изображение за изображением, названной в США «One turn, one picture» – один поворот, одна картина (когда один поворот ручки киносъёмочного аппарат фиксировал на плёнке один кадр изображения). В первом фильме Стюарта Блэктона «Отель с привидениями» (1906) все вещи без посторонней помощи сами передвигались по комнате. Зрители в шоке смотрели на это жутковатое чудо.

Секрет живой «чертовщины» быстро раскусили европейцы. «Фантасмагорию» с её простеньким, но забавным героем Фантошем в августе 1908 года создал земляк братьев Люмьер – француз, художник-карикатурист Эмиль Коль. Так появился первый в мире рисованный мультфильм.

Русское 3D при царе
Пионерами в создании объёмной мультипликации стали русские. Российский режиссёр, художник и оператор Владислав Старевич создал нечто такое, что весь тогдашний киномир в удивлении разводил руками. В 1912 году на экраны вышел первый в мире объёмный мульт-фильм «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами». Главные роли «играли» насекомые. Фигурки героев были сделаны настолько искусно и двигались настолько естественно, что зрители принимали их за настоящие. Пресса утверждала, что Старевич каким-то образом выдрессировал насекомых и заставил сниматься. Русский гений только тихонько посмеивался и в том же году создал мультфильмы: «Авиационная неделя насекомых», «Месть кинематографического оператора», а в 1913-м снял знаменитый мультфильм «Стрекоза и муравей», который признан шедевром мировой мультипликации. Николай II закупил картину для экспорта, и она стала жемчужиной раннего русского кино. Интересно, что именно объёмные, кукольные мультики стали в дальнейшем основой ультрасовременной компьютерной 3D-мультипликации. 

Ротоскопирование или «Эклер» 
Сие название произошло от марки французской киноаппаратуры, при помощи которой велись его первые съёмки, а вовсе не от пирожного с кремом. Этот метод был придуман американцами ещё в 1914 году, но доведён до совершенства советскими мультипликаторами в 1940-1950 годах. При «эклере» сначала на киноплёнку снимали живых актёров, затем перерисовывали их фигуры и движения на бумагу и целлулоид. 

В первой половине 1950-х почти все человеческие персонажи в фильмах были сделаны при помощи «эклера». Так были сняты красивейшие мультфильмы Льва Атаманова «Аленький цветочек» (1952) и «Золотая антилопа» (1954), ставшие классикой советской мультипликации. 

Вершиной «эклера» стала картина «Снежная королева», где роль властительницы Севера исполнила актриса Мария Бабабнова. Методом ротоскопирования пользовался и Дисней, создавший «Белоснежку», «Золушку» и «Бэмби». Ныне этот метод используется очень редко по причине своей трудоёмкости и дороговизны. Фильм с участием Киану Ривза «Помутнение» является единственным полнометражным фильмом, снятым по методу «эклера».

Перекладка
Изначально эта технология появилась, что называется, от бедности. Куда проще вырезать отдельные части фигурки и двигать их под камерой, чем делать рисованный фильм. Однако со временем выяснилось, что перекладка обладает богатейшими возможностями. Первым ещё в 1964 году это понял знаменитый мультипликатор Фёдор Хитрук («Винни-Пух»). Делая фильм «Топтыжка», он использовал технику перекладки, чтобы сделать персонажей пушистыми. 

Но истинного совершенства в этой области достиг Юрий Норштейн, чьи два фильма возглавляют самую верхушку мирового мультипликационного Олимпа («Сказка сказок» и «Ёжик в тумане»). Первые части «Приключений кота Леопольда», «Алиса в стране чудес», «Приключения капитана Врунгеля» были также сняты методом перекладки.

Живопись по стеклу
Художник, он же аниматор, пишет масляными красками картину каждый раз прямо под камерой, постепенно добавляя новые мазки. В такой технике работают российский режиссёр Александр Петров, прославившийся фильмом «Старик и море» (1999), за который получил «Оскара», а также канадский режиссёр Кэролайн Лив. Кстати, вот ссылка на фильм «Старик и море»: https://www.youtube.com/watch?v=OQfwyNGf5D0

Песочная анимация
В таких мультиках могут использоваться различные сыпучие материалы – кофейная гуща, соль, чаще – мелко просеянный песок. Как и при работе масляными красками по стеклу, персонажи и декорации рождаются под камерой во время съёмки. Это недорогая, но очень сложная технология, поскольку порошок – материал капризный, из-за любой ошибки приходится начинать всю работу заново. С некоторого времени песочная анимация стала исполняться непосредственно перед публикой. Художник сыплет песок на стеклянную плоскость и рисует на нём прямо руками. С помощью диапроектора или световой доски изображение передаётся на экран. «Картинки» оформляются музыкой. Зрелище завораживает. Яркий пример «живой» песочной анимации в исполнении блестящего мастера этого метода, художницы Ксении Симоновой можно посмотреть здесь:  http://www.youtube.com/watch?v=XvHX0bgoouc

Игольчатый экран
Одна из самых редких и чрезвычайно сложных анимационных технологий. Игольчатый экран был изобретён в 1931 году Александром Алексеевым. 

Экран представлял собой вертикальную плоскость, через которую проходили равномерно распределённые длинные тонкие иглы. Эти иглы (от 500 тысяч до миллиона!) могли перемещаться перпендикулярно плоскости экрана. Иглы были обращены остриём к объективу и потому оставались незаметными, но, если были выдвинуты неравномерно, отбрасывали тень. Перемещая источник света, можно было изменять длину теней и каждый раз получать новое изображение, даже не меняя положения игл. Получаемые картинки (как правило, чёрно-белые) очень необычные, порой призрачные, иногда пугающие, «внеземные». В такой технике были сделаны мультфильмы: «Ночь на Лысой горе» (1933), «Нос» (1963). Желающим их посмотреть: https://www.youtube.com/watch?v=vjdUExuKfFE («Ночь на Лысой горе»), https://vk.com/video31906440_164131940 («Нос»).

Бескамерная анимация
Именно отсутствие главного киношного инструмента – камеры – и навело создателя метода канадца Нормана МакЛарена на мысль рисовать прямо на плёнке, поначалу – не соблюдая покадровых делений. Причём можно было не только рисовать кистью, пером, фломастером, но и царапать, гравировать, рисовать песком и даже компостировать. Канадский режиссёр Кэролайн Лив в 1991 году сняла по методу бескамерной анимации фильм «Между двумя сёстрами», получивший на различных фестивалях множество наград. С мультом можно ознакомиться по адресу http://www.multhistory.ru/videos/two_sisters.htm

Пиксиляция
Это особый вид одушевления: в качестве объекта покадровой съёмки используются реальные человеческие фигуры. Человек здесь не столько актёр, сколько материал для мультипликатора. Эффектный, простой, но выматывающий участников съёмок метод, поскольку на каждый кадрик актёру приходится перемещаться каждый раз на крохотную «фазу» движения. Требуется бездна терпения и усидчивости. Яркий пример метода «пиксиляции» можно увидеть в оригинальном клипе по интернет-координатам https://vk.com/video-22607552_159491842

Компьютерная анимация
Под это определение подходят различные технологии. Компьютерная анимация может быть двухмерной и трёхмерной, существует и компьютерная перекладка. Компьютер позволяет имитировать любую технику, любые материалы, любой стиль. Однако даже самая совершенная машина остаётся всего лишь инструментом.

Разумеется, я рассказал не о всех видах и методах создания мультипликации – их целая масса. Существуют «пластилиновые», «верёвочные», «бумажные», «проволочные» мультики и даже мульты, снятые без… кинокамеры, когда изображение рисуется непосредственно на плёнке и т.д, но о них как-нибудь в другой раз. Несмотря на многообразие видов мультипликации, классическая (объёмная и рисованная) всё же царствует над всеми.

Все материалы рубрики "Синескоп"
 

Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед

Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»

№28 (1408) // 13.07.2016 г.
 

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net