Главная / Авторы / Сергей Балахнин / Такие зловещие… Такие осенние… Такие кошмарные…
Такие зловещие… Такие осенние… Такие кошмарные…
40 лет назад состоялась премьера одного из ярчайших и культовых фильмов ужасов


Осень. Особенно поздняя осень — третье время года, так обожаемое авторами-постановщиками киноужасов, когда тёплое Добро готовится ко сну, а холодное Зло просыпается. Итак… …Осень. Лес. Вечер. Старая хижина. Группа молодых людей находит в подвале магнитофон. Мужской голос с плёнки: «…АНД ДА РОБСА….». Страшные слова заклинания… «ДАЗС ИЗСТ ХАЙКЕР ДАН ДО РОДСА—ААА!!!». Вой… Рёв и… Б—Е—З—У—М—Н—А—Я фантасмагория леденящего УЖАСА!!! Из экрана ТВ (с декодером!) — цветные (!), заграничные (!), кошмарные лица оживших мёртвых! Оживших демонов! Сердце сжимается, колотится. Адреналин бушует. Невольные выкрики зрителей… Вспомнили славное время видеосалонов конца 1980-х и главный хит ужасов?

Жуткий и притягательный титр The Evil Dead — «Зловещие мертвецы».

40 лет назад состоялась премьера одного из ярчайших, хрестоматийных, классических и культовых фильмов ужасов мирового кинематографа. А посему, значит, сегодня самое времечко воззвать Дух истории этой страшной и завлекательной картины! БУ— УУУ!
Для разгона и начала замечу, что…

…Зритель любит бояться
По крайней мере, половина зрительской аудитории. Сидя в безопасном кинозале или дома, возле телевизора или монитора компьютера, так приятно пощекотать «захиревшие» от обыденности нервы страшным и необычным Тем, чего (или кого) не может быть. Особняком среди многочисленных фильмов-ужастиков стоит одна из самых знаменитых картин за всю историю своего жанра — фильм режиссёра Сэма Рэйми «Зловещие мертвецы». (Лента позже стала трилогией, породившей также два ремейка и сериал «Эш против зловещих мертвецов» (2015-18 гг). Премьера «Зловещих» состоялась в городе Детройте. Отечественные зрители увидели кошмарно-мертвецкие фантазии лишь спустя 7-9 лет, благодаря наводнившим СССР видеозалам и видеосалонам. Сюжет этого мертвецко-демонического разгула помнит каждый любитель кино, особенно кому ныне за 45 и старше (впрочем, я его отчасти пересказал в нескольких строчках начала сегодняшнего «Синескопа»). Как же создавался один из самых знаменитых фильмов ужасов за всю историю кинематографа? А вот как…

Дебютанты в «мертвецы»
В 1979 году кинолюбитель Сэм Рэйми (трилогия «Человек-паук» 2002, 2004, 2007, «Затащи меня в ад» 2009, «Оз: Великий и Ужасный» 2013), коему исполнилось всего 20 лет, благодаря независимой студии Renaissance Pictures, получил возможность дебютировать в большом кино. Молодой режиссёр решил сделать ставку на жанр фильма ужасов. Сценарий Рэйми написал сам без соавторов. Сколотил съёмочную команду из таких же молодых ребят. С актёрами особо тоже не заморачивался — поступил по тому же принципу: взял дебютантов, снимавшихся только в полулюбительских короткометражках (всего 6 человек). На главную роль борца с ожившими, благодаря демонам, мертвецами, Эша (см. фото) пригласил своего школьного друга Брюса Кэмпбелла («Ловушка на Луне» 1988, «Побег из Лос-Анджелеса» 1996, сериал «Зена — королева джунглей»), впоследствии снявшегося во всех частях трилогии.

Вначале была… Книга и любительские «16»
Да-да. Ничего «зловещего» в названии будущего ужасо-шедевра действительно не было. Дело в том, что молодой сценарист и режиссёр Рэйми изначально хотел назвать фильм «Книга мёртвых», но главный продюсер проекта Ирвин Шапиро отверг его, сославшись на то, что самых молодых зрителей может оттолкнуть слово «книга», как упоминание о школе. Режиссёр согласился и переименовал проект в теперь уже привычных «Зловещих мертвецов».

С финансированием же картины произошёл неприятный для Рэйми казус: вместо запрошенных скромных 350 тысяч долларов студия дала всего… около 100! Недостаток денег сказался даже на расходуемых материалах. Фильм пришлось снимать на 16-миллиметровой киноплёнке, которую обычно использовали продвинутые кинолюбители и телевизионщики (это только уже потом готовых «Зловещих» перевели для проката в профессиональный формат 35 мм). Кстати, в этом же киноформате в своё время снимались новостные сюжеты на Читинском ТВ и творили местные «элитные» кинолюбители.

«Зловещие» дом, навоз и… гараж
Решили снимать поближе к дому — в Теннеси. Но в местной «тайге» не было подходящей халупы, пока режиссёр случайно не обнаружил, что совсем рядом от выезда из городка Морристаун, где проживали киношники, подходящий заброшенный домишко. Строение было таким ветхим, что его пришлось ремонтировать, проводить электричество и чистить комнаты от конского навоза, коим они были завалены полностью.

Съёмки «Зловещих мертвецов» начались 5 ноября 1979 года.

Одной из первых снимали сцены, где пятеро молодых людей едут на пикник в лес, в сданную на прокат хижину. Именно здесь, всего в одном эпизоде фильма мелькнули, помимо основной группы актёров, ещё двое человек — голосующие на обочине дороги рыбаки. В крохотных ролях засветились: сам режиссёр Сэм Рэйми и его друг, продюсер Роберт Таперт (к этой парочке мы ещё вернёмся). По ходу действия молодёжь находит в подвале хижины катушечный магнитофон и странные вещи: жуткого вида книгу в обложке из человеческой кожи и написанную кровью (Книгу мёртвых — Некрономикон) и не менее жуткий кинжал. Интересно, что в самой хижине не было никакого подвала. Киношникам пришлось копать довольно большую яму под полом и устанавливать лестницу, имитирующую вход в подземный этаж. Сам же подвал снимали в собственном гараже режиссёра.

«Sam and da Robsa…», или Вызывая демона
Включив магнитофон, молодые люди узнали, что и книга, и кинжал, и спокойный мужской голос принадлежали погибшему доктору археологии, который прочёл заклинание из Некрономикона, вызывающее демонов. Слова заклинания, произносимые с плёнки, звучали настолько зловеще, что пугали зрителей фильма.

Однажды, как-то давно автор этих строк провожал вечером из видеосалона после просмотра «Зловещих мертвецов» знакомую девушку. Попытался процитировать эту жуть. Девушка побледнела, шарахнулась и стала слёзно просить не произносить «этот ужас»: «…сам анд да робса. Дас ист хайкер дан ди родса!».

На самом деле «этот ужас» — центральная, «коронная» фраза заклинания, вызывающего демонов значила… «Сэм и Роб голосуют у дороги» (Сэм Рэйми и Роберт Таперт в эпизоде с рыбаками). Суровая латынь сделала эту безобидную фразу поистине «демонической»: «Sam and da Robsa das ist hikers dan dee roadsa»!

Зловеще обкурившиеся и…
Молодой режиссёр на протяжении всех съёмок занимался творческими экспериментами, но не всегда удачно. Так, оригинальный сценарий подразумевал курение марихуаны во время первого прочтения Книги Мёртвых. Рэйми позволил актёрам всё сделать по-настоящему… Увы, сцену пришлось переснимать из-за неадекватного поведения артистов.

Зловеще… вкусные
Больше всех во время съёмок пришлось повозиться создателям самих «зловещих мертвецов». Чтобы до одури напугать зрителя, в ход шёл не только грим и пластик. Дабы подчеркнуть адскую, нечеловеческую сущность ужасных порождений тьмы, из их рубленых ран вместо крови пустили кошмарную белую жидкость, являющуюся на самом деле натуральным… молоком двухпроцентной жирности. В качестве кишок мертвяков использовали окрашенную зелёным цветом… кукурузу, а в качестве их содержимого… крем из той же кукурузы.

Кровь «фабриковали» из сладкого сиропа «Каро», сливок и красного пищевого красителя.

Демон, красотка, бельма и режиссёр на четвереньках
Что же касается пластика — его тоже хватало с избытком, да так, что одна из актрис не смогла самостоятельно снять грим после съёмки. Не помогли и специальные растворы. Пришлось сдирать пластик всей группой, в результате чего актриса осталась без ресниц.

Любой уважающий себя монстр в фильме-ужастике: будь он, зомби, демон или зловещий жмур, просто обязан хоть разок щегольнуть глазами из одних белков. Фильм Рэйми не стал исключением. Однако актрисе Бетси Бейкер, исполнившей роль Линды, возлюбленной главного героя, в которую вселился демон, пришлось ослепнуть. Временно. Контактные линзы, имитирующие мертвецкие бельма, оказались такими толстыми и почти непрозрачными, что актрисе пришлось играть вслепую. Бейкер в сценах, где предусматривалось движение, старались снимать только до пояса: ниже, держа девушку за халат, бегал на четвереньках сам режиссёр и его помощник, «управляя» актрисой.

…Съёмки картины завершились 25 января 1980 года.

В общей сложности отснятый материал составил аж 30 километров киноплёнки!

«Мертвецы», Канны и С. Кинг
Фильм был смонтирован, оставалось последнее — продать его. И тут на помощь пришёл легендарный продюсер Ирвин Шапиро. Картину он одобрил и вызвался помочь ребятам.

Премьера фильма состоялась в Детройте 15 октября 1981 года и прошла с успехом.

Далее для раскрутки Шапиро дал ещё ценнейший совет: послать фильм на Каннский фестиваль 1982 года. В престижных Каннах «Зловещие мертвецы» произвели настоящий шокирующий фурор. Сам король «страхов и ужасов» Стивен Кинг во всеуслышание объявил картину «самым оригинальным «хоррором» (фильм ужасов) года», точней аллегорически: «Настоящая чёрная радуга хоррора!».

Запрещённые, «порно…» и классические
Являясь зрелищем далеко не для слабонервных, «Зловещие мертвецы» были запрещены в некоторых странах: помимо разгула демонов, обилия крови и натурализма, особо досталось сцене, где одну из героинь фильма насилуют деревья. Лента Рейми стала первой отмеченной в Великобритании как «Непристойное видео». Её полная версия запрещена там и по сей день. В США «Мертвецы» получили совершенно убийственный рейтинг «Х» (приравнивающий картину к …порнографии). Отзывы критиков по поводу «Зловещих мертвецов» были неоднозначны, но большинство отклонялись в сторону положительных отзывов. Те, которые не стеснялись в выражениях, назвали фильм «лучшим фильмом ужасов года» и «новой классикой жанра». Так, в конце концов, и вышло. Лента Рэйми и её два авторских продолжения выдержали проверку временем и гордо взошли на верхушку Олимпа фильмов своего жанра.

P.S. К настоящему времени общая сумма доходов от фильма «Зловещие мертвецы» составила более 29 млн. $!

Все материалы рубрики "Синескоп"
 

Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед

Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№48 (1688) // 24.11.2021 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2022 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net