«Домра – русский народный инструмент, щипковый, с тремя или четырьмя струнами, а домбра – казахский, двухструнный. У многих народов подобные есть: у таджиков – думрак, у узбеков – думбыра, у башкир – думбыра, у якутов – тансыр, у итальянцев – лютня, мандолина…», – рассказывает Александр Витальевич и с удовольствием ловит дыхание осени, которая стряхивает листву на дорожки парка Дома офицеров.
Такой же осенью один из будущих создателей и первых солистов ансамбля имени Николаева Будашкина, а тогда 7-летний Саша Руденко бегал в Дом офицеров Советской Армии на кружок к Анне Савельевне Кревш.
– Родом я из Ростовской области, на хуторе заведено было, чтобы в каждом дворе – баян. Отец играл немного и решил меня обучить. В Доме офицеров я сделал первые шаги в музыке и сюда же два года назад удостоился чести быть приглашён – так судьба завернула! – благодарен художественный руководитель ансамбля песни и танца Дома офицеров, дипломант международного фольклорного фестиваля в Болгарии, заслуженный артист России, бывший солист ансамбля «Забайкальские узоры», камерного оркестра народных инструментов «Забайкальский самоцвет». Послужной и наградной списки солидные, хотя «карьеру делать никогда не стремился».
Вместе с будущим солистом ансамбля песни и танца окружного Дома офицеров Игорем Лоховым из кружка перешли в центральную детскую музыкальную школу. Игре на баяне учил Пётр Васильевич Перминов – грамотный педагог, чуткий психолог, умевший выправить подростковое «брошу, не хочу» (недавно ушёл с поста директора «музыкалки» в Атамановке).
А домру Александр взял в руки лет в 12 – в оркестре музыкальной школы, коим руководил Иосиф Георгиевич Яценко. Отслужив срочную в ансамбле песни и пляски ЗабВО, талантливый домрист (а по старинке – домрачей) солировал в Красноярском ансамбле танца Сибири имени Михаила Годенко. «Непорядок!» – должно быть, подумал тогда директор Читинского музыкального училища, а ныне – заведующий кафедрой института музыки имени Шнитке Эдвард Маковский, и вернул талант на родную землю – приезжай, сказал, работа будет, жильё дадим, а ещё есть задумка…
«Задумкой» оказалось создание легендарного ансамбля русских народных инструментов имени Николая Будашкина. Сахалин, Камчатка, Курилы, Монголия, Москва, Пермь, Воронеж… Где только ни звучали домры да балалайки! Сейчас будашкинцами руководит ученик Руденко – Сергей Колядин. Оперились и другие «птенцы», а сам наставник в 90-х ушёл в «Забайкальский самоцвет» (тоже создал Маковский), и до середины нулевых годов покорили они со струнной подругой Россию, Швецию, Испанию, Италию, Японию, Францию, Корею…
«Уставать?!» – удивляется музыкант и делится наблюдениями: зритель по эмоциональности восприятия везде разный. Испанцы, итальянцы сразу шумят, восклицают, хлопают. Корейцы, японцы внимательно слушают, не поймёшь: нравится или нет, все эмоции потом. Но доказано: даже сдержанного азиата до слёз растрогает «Адажио» Вивальди и наша «Ой, да ты калинушка».
И пусть эстрадных певцов узнают на улицах, а народников знает лишь узкий круг «посвящённых», но…
– Во время Олимпиады-80 был на гастролях в Москве с ансамблем «Танцы Сибири». На Калининском проспекте (ныне Арбат) стояли бетонные светящиеся афиши, и на каждой – моя фотография. Хожу вокруг – ну хоть бы кто заметил! Тогда понял, что, во-первых, от себя афишных мы очень отличаемся, а во-вторых, неважно: узнают – не узнают. Занимаешься любимым делом – это главное.
Что не для красного словца сказано – факт, иначе драйв от выхода на сцену давно растерял бы, а он всё тот же, что 40 лет назад.
35 лет преподаёт в музыкальном училище игру на домре, балалайке, гитаре. Среди выпускников – профессор уральской консерватории, масса лауреатов международных конкурсов. Многие живут в центральной части России. Чуть не в каждой музыкальной школе Забайкалья работают его ученики, чем гордится особенно.
Виртуоз – играет на струнных, клавишных, некоторых духовых. Оба сына тоже играют, хотя музыкальной стёжкой пошёл один, а второй лечит зубы жителям Санкт-Петербурга.
Друг, говорят, хороший: надо на свадьбе сыграть (а свадьба в сотнях километрах от Читы!) – не откажет. А на вопрос, сложилась ли жизнь, как по нотам, отвечает: «Да, ни о чём не жалею…». Планами делится: 26 октября в Петрозаводске – юбилей концертмейстера Ольги Башкировой, с которой проработал 20 лет (играют концерт). 30 октября в Красноярске – концерт с оркестром Красноярской филармонии, дирижировать будет народный артист России Владимир Гусев (Новосибирск)… А про свой сольный концерт 17 октября в большом зале Дома офицеров в честь 55-летия – ни слова, пока сама не спросила.
– Ну, а чего хвалиться? Юбилей – определённая веха, ступенька: поднялись и – дальше пошли. Будашкинцы придут, солисты «Забайкальского самоцвета». Будем играть с Андреем Безлепкиным, заслуженным работником культуры РФ (директор Читинского училища искусств). Из Красноярска приедет гитарист Олег Перминов, мой выпускник, лауреат международных конкурсов. Валерий Тишков, известный домрист, лауреат международных конкурсов. Придут соратники, друзья и, надеюсь, зритель, для которого и трудимся, и живём.
Все материалы рубрики "Люди родного города"
Елена Сластина
Фото автора
«Читинское обозрение»
№41 (1369) // 14.10.2015 г.
0 комментариев