Стихли аплодисменты, погасли огни рампы, опущен занавес. Спектакль завершен. Второй раз воспроизвести его невозможно, ибо он, подобно живому существу, постоянно меняется. На память о мгновениях, пролетевших на сцене, порой остаются только афиши, буклеты, фотографии и эскизы к декорациям. Именно их посетители Музейно-выставочного центра Забайкальского края увидят на выставке «Таланты и поклонники».
Этот проект во многом уникален. Его автор и куратор – научный сотрудник МВЦ Татьяна Игумнова постаралась взглянуть на историю забайкальского театра сквозь призму творчества художников и фотографов. Чтобы осуществить столь сложную задачу, она изучила архивные и музейные коллекции, познакомилась с частными и театральными собраниями, интервьюировала театральных деятелей. Выяснила, что даже у самых преданных поклонников Мельпомены нет систематизированных коллекций, повествующих об истории театра в крае. Материалы для выставки пришлось собирать по крупицам.
Редкие фотографии и афиши предоставил Государственный архив Забайкальского края. Сотрудники Забайкальского краевого драматического театра, Забайкальского государственного театра кукол «Тридевятое царство» поделились своими раритетами. Не остались в стороне и местные художники, чьё творчество так или иначе связано с театральной тематикой.
Афиша к спектаклю «Трамвай «Желание»
«В итоге, – с радостью говорит Татьяна Владимировна, – удалось собрать различные предметы, многие из которых экспонируются в музее впервые. Возможно, наш проект даст импульс к созданию музея театра или хотя бы музейной комнаты в драматическом театре».
Особое внимание привлекают большие афиши 80-х годов XX века, созданные известным театральным деятелем Александром Михайловичем Патраковым. Часто мастер помещал на чёрный фон только контуры персонажей или символов. Тем самым он добивался максимальной выразительности образов. Таковы афиши к спектаклям «Плутни Скапена» Ж.-Б. Мольера (см. фото), «Горько» М.М. Зощенко и др.
Афиши к спектаклю «Плутни Скапена»
«Горько»
Некоторое представление об этих и других постановках дают архивные фотографии 50-90-х годов минувшего века. На них запечатлены яркие сцены из спектаклей, поставленных по произведениям русской и мировой классики: «Борис Годунов» А.С. Пушкина, «Ромео и Джульетта» У. Шекспира, «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского. Некоторые фотографии свидетельствуют, что читинские актёры и режиссёры радовали своих поклонников и произведениями современных сибирских авторов. Например, снимки со спектакля «Запас прочности» служат напоминанием о постановке пьесы журналиста из Тынды Ивана Шестака. Автор прославлял героический труд строителей БАМа. Весьма интересна фотография забайкальского писателя Н.Д. Кузакова с актёрами драмтеатра. Она была сделана в 1993 году во время премьеры спектакля «Любовь шаманки», поставленного по его одноимённому роману (см. фото).
«Любовь шаманки»
«Борис Годунов»
«Запас прочности»
В экспозиции также работы художника Алексея Георгиевича Нольфина. Среди них – портреты читинских актёров, эскизы к спектаклям «Двойная игра», «Биндюжник и король». Не меньший интерес вызывают эскизы и макет декораций, выполненные заслуженным художником России Б. Доржиевым, оригинальные театральные куклы художницы Е.А. Памаховой, записи о жизни театра его верного поклонника А. Н. Пегова.
Все материалы рубрики "Темы"
Алексей Мясников
«Читинское обозрение»
№13 (1549) // 27.03.2019 г.
0 комментариев