Главная / Авторы / Екатерина Скороход / Там, где встречаются небо и земля
Там, где встречаются небо и земля


С давних времён роспись считалась неотъемлемой частью православного храма, олицетворяя божественное присутствие и делая стены святыни свидетелями многих молитв и обращений к Господу. Живописные образы, наполненные глубоким смыслом и символикой, через созерцание помогают прихожанам проникнуться духом молитвы.

Значимым событием для наших православных земляков стала роспись Кафедрального собора Казанской иконы Божией Матери в Чите.

Преобразить архитектурный облик собора и создать в нём ещё большую атмосферу уюта и святости взялись профессиональные художники-иконописцы из артели «Образ», имеющие богатый опыт такой работы. Большая часть команды мастеров прибыла к нам из города Иваново.

Сюжетные линии росписи и перечень святых, которые будут украшать стены святыни, на первом этапе работы нашли отражение в специально разработанном проекте, который утверждался главой Забайкальской митрополии Димитрием. Для каждого изображения был написан эскиз, чтобы потом перенести его на стены храма.

Основатель и руководитель иконописной артели «Образ» ивановский художник-монументалист, иконописец Сергей Гусев говорит, что замысел о росписи собора возник достаточно давно, ещё при владыке Евстафии, однако его реализация стала возможной только сейчас. Он уточняет, что роспись ведётся в академическом живописном стиле, в канонической манере, с опорой на византийскую и древнерусскую иконопись. Со стен храма на прихожан будут взирать и иконописные, и реалистические образы святых.

— Каждый образ должен быть похож на себя, быть узнаваемым, — рассказывает Сергей Гусев, — будь то святой Пётр, Павел, Христос или Богородица. Вот, к примеру, прямо сейчас создаётся изображение русского флотоводца адмирала Фёдора Ушакова, праведного воина, в 2001 году причисленного Русской православной церковью к лику святых. Глядя на изображение, любой может живо представить себе этого человека, поскольку здесь используется более доступный, понятный и реалистичный стиль. Однако это ни в коем случае не исключает принципа соблюдения общих канонических традиций.

Тепло руки и сердца мастера

Над изображением Фёдора Ушакова, которое располагается на внушительной высоте, трудится Андрей Жестарёв, член Союза художников РФ, работающий в составе артели с начала двухтысячных. Выпускник живописно-педагогического Ивановского художественного училища, он долгое время преподавал в этом учебном заведении, а потом работал там в должности директора. Активный общественник, соавтор разработанного герба Ивановской области, активный участник выставок различного уровня, он однажды принял для себя решение заняться храмовой росписью и теперь, уже по истечении полутора десятка лет, с уверенностью может сказать, что сделал правильный выбор. Столь нужная и важная работа помогает реализовать себя как живописца, художника-монументалиста, а также действительно ощутить в своей жизни божественное присутствие, осознать, что это искусство служит не только эстетической цели, но и духовному просвещению прихожан.

Несомненно, одним лишь только профессионализмом здесь не обойдёшься — мастера, берущиеся за такое святое дело, должны обладать не только выдающимся художественным талантом, но и глубокой духовностью, нести в себе свет веры. Каждый мазок кисти, каждое изображение святых или библейских сцен становятся отражением внутреннего мира художника, несут в себе тепло его руки и сердца.

— Мне было очень интересно погружаться в это направление искусства, — говорит Андрей Игоревич. — Особых трудностей не возникало, поскольку вся живопись XVII–XIX веков связана с церковью, религией. Безусловно, постоянно приходится чему-то учиться, ведь мы же не теологи по образованию. К примеру, нужно написать Ефрема Сирина, христианского богослова IV века, канонизированного в лике преподобных. Разумеется, его живописного изображения не сохранилось, есть только иконописный образ. Приходится изучать источники о нём, представлять, как он выглядел, пропускать всё это через себя, создавать живое изображение. В храмах, расписанных в этих традициях, на прихожан, образно говоря, со стен смотрят живые люди, которые всё равно отчасти представляют из себя иконы, потому что к ним тоже обращаются с молитвами. Изображение библейских сюжетов позволяют верующим живо представлять сюжеты Святого Писания — Снятие с креста, Жёны-мироносицы, Тайная вечеря и другие.

«Что, зачем и почему»

Древняя история росписей восходит к первым векам христианства, когда украшение храмов изображениями святых и библейских сцен делало их доступными для понимания даже тех, кто не умел читать. В те времена росписи выполняли не только художественную, но и образовательную функцию, воспитывая духовные чувства и углубляя веру прихожан, помогая ярко и живо представить события далёкого прошлого. Чтобы всё это произошло, мастера-художники должны подходить к своей работе с трепетом и полной ответственностью, понимать, что их искусство выходит за рамки просто эстетических целей.

— Даже человек с высшим художественным образованием не всегда способен вникнуть в этот процесс, — говорит Сергей Гусев. — Чтобы расписывать, нужно глубокое стремление к этому. Как я выражаюсь, следует пройти «жизненные курсы» — расписать не один десяток храмов. Тогда и поймёшь — что, зачем и почему.

Не нарушая умиротворения храма

У членов этой команды художников за плечами богатый опыт этих «жизненных курсов» — Краснодарский край, Курганская, Новокузнецкая, Омская, Иркутская области.

Отцами-основателями коллектива художников «Образ» можно считать Сергея Вадимовича Гусева и Александра Николаевича Антохина, которые посвятили этому делу уже более двадцати лет.

Выпускник Ивановского художественного училища Сергей Гусев когда-то работал над росписью храмов со своим отцом. В какой-то момент отец по состоянию здоровья вынужден был оставить любимое дело. Тогда Сергей собрал команду единомышленников, большинство из которых в разное время были студентами его родного училища.

Известно, что сплочённая команда в любой сфере деятельности является залогом слаженной работы и качественного результата. Вот и в этом коллективе каждый знает свои обязанности и делает всё для достижения общей цели. Кстати, приезжим специалистам помогают двое наших земляков. За неполный месяц работы мастера выполнили уже почти половину всего объёма работ. Скорость просто поразительная. А результаты на самом деле впечатляют.

— В нашей команде действительно каждый находится на своём месте — ни одного лишнего телодвижения, тщательная и кропотливая работа, чтобы не допустить никаких переделок. Мы иногда в шутку сравниваем наш коллектив с муравейником — символом слаженной деятельности.

Наблюдать за работой художников и в самом деле приятно — мастера никоим образом не нарушают тихую и умиротворённую обстановку храма, и только возвышающиеся там гигантские леса и творческий беспорядок, характерные для мастерских художников, свидетельствуют о том, что здесь ведутся работы. Ясно ощутим феномен синергии, когда единое стремление к общей цели способно воплотить идеи в настоящие шедевры.

«Слава Богу, наши художники приехали!»

Учитывая солидные размеры нашего кафедрального собора, развернуться художникам, как говорится, есть где. Мастера признаются, что поначалу им пришлось привыкать к немалой высоте стен храма, которая в среднем составляет два десятка метров, а в местах, где располагаются центральные купола, — и все тридцать. Однако они признаются, что сама атмосфера церкви им сразу пришлась по душе:

— Производит впечатление гармонии, особенно когда пообщаешься с работниками храма и прихожанами. Нас действительно приняли как родных, все стараются проявить заботу, помочь по возможности. Когда мы в первый раз пришли осматривать храм, бабушки-прихожанки встречали нас словами: «Слава Богу, наши художники приехали!» Это очень подкупает, и мы в свою очередь стараемся, прилагая все свои силы, навыки и таланты. Это очень значимый для нас проект, и мы очень надеемся, что облик расписанного нами пространства поможет прихожанам храма Казанской иконы Божией Матери ещё в большей степени проникнуться духом молитвы и созерцания.

Когда душу наполняет благодать

Роспись храма — это трудоёмкий и многоэтапный процесс, требующий и талантливых рук, и сердца, наполненного верой. Глядя на художников, работающих в нашем храме, поражаешься, как ловко и бесстрашно они взбираются на леса, чтобы работать на внушительной высоте. Их десятичасовой рабочий день прерывается лишь небольшим перерывом на обед. Когда мастера сделают половину работы, массивные леса необходимо будет переместить на другую половину храма, а это процесс трудоёмкий и длительный. Художники воспользуются им, чтобы поехать по домам и провести Рождественские праздники в кругу семьи. Наверняка каждый из них поделится впечатлениями от посещения нашего края, расскажет о красоте нашей природы и величии храма в сердце Читы.

— Особой благодатью душа наполняется в моменты, когда идёт служба и эти звуки позволяют полностью погрузиться в письмо. Эта благодать как-то незаметно проникает в мозг, душу, руку, и работа получается быстрее и качественнее, — рассказывает Андрей Жестарёв.

Правильно подобранные цвета, гармоничные композиции создают атмосферу уюта и святости, напоминая нам о том, что храм — это не просто здание, а особое сакральное пространство, наполненное историей и молитвами. Место, где встречаются небо и земля.

Все материалы рубрики «Темы»

Екатерина Скороход
Фото автора и Сергея Гусева
«Читинское обозрение»
№48 (1844) // 27.11.2024 г.

 

 

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net