Главная / Авторы / Екатерина Скороход / Его величество электричество
Его величество электричество


Представляем вашему вниманию ещё один сюжет в рамках нашей постоянной рубрики «История одного потребителя», с перипетиями которого нам помог разобраться главный специалист- эксперт отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю Эдуард Лесков.

Подумать только, как всё-таки современный человек к комфорту привык! Ушли в прошлое те времена, когда можно было сколотить избу и жить себе припеваючи. Сейчас же, учитывая нашу зависимость от разного рода коммуникаций, каждый новосёл вновь построенного домика просто обязан к ним подключиться. Прежде всего — к электричеству.

На нём запитано всё, к чему мы так привыкли, и даже кратковременные отключения способны испортить настроение любому. Поэтому, когда семья Светловых (фамилия изменена) готовилась переехать в новый дом, глава семейства предусмотрительно заключил договор с ПАО «Россети — Сибирь» о технологическом присоединении к электрическим сетям. Он поступил абсолютно верно, поскольку, в соответствии с действующим законодательством РФ, технологическое присоединение к централизованной системе электроснабжения осуществляется сетевой организацией на основании заключённого договора на осуществление технологического присоединения. Порядок такого присоединения регламентирован Правилами технологического присоединения, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2004 года № 861.

Наша справка

Компания «Россети Сибирь» (ПАО) — дочернее общество ПАО «Россети», является одной из самых крупных компаний в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, осуществляет передачу и распределение электроэнергии на территориях республик Алтай, Бурятия, Тыва и Хакасия, Алтайского, Забайкальского, Красноярского краёв, Кемеровской и Омской областей.

На дворе стоял ноябрь 2022-го, поэтому Светловы надеялись, что к маю следующего года в окнах их уютного домика зажжётся добрый свет. Эта надежда была подкреплена тем, что одним из существенных условий договора является срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению. Согласно ему для категорий граждан, желающих осуществить технологическое присоединение жилого дома в целях потребления электрической энергии для личных нужд, а это не более 15 кВ, время ожидания подключения не может превышать шести месяцев.

Этот срок указывается в заключаемых договорах на осуществление технологического присоединения и начинает исчисляться с даты заключения договора при условии выполнения заявителем выданных ему технических условий. Датой заключения договора является дата оплаты в соответствии с условиями договора. Если по истечении шести месяцев подключение не осуществлено, обязательства по технологическому присоединению со стороны сетевой организации считаются неисполненными.

Отговорки не принимаются

Добросовестно выждав полгода и так и не дождавшись подключения, Светловы стали обращаться к исполнителю услуг с просьбой разрешить сложившуюся ситуацию в ближайшее время, однако, к своему удивлению узнали, что какой-либо срок подключения к электрическим сетям им даже не был назначен. Пребывая в полном неведении, новосёлы составили претензию в сетевую организацию. Полученный вскоре ответ не добавил им оптимизма — семья Светловых при всём желании не могла войти в положение авторов письма, которые ссылались на существенные изменения затрат на сырьё и материалы, инфляцию, сложности с реализацией мероприятий по технологическому присоединению потребителей и другие факторы, мешающие им выполнить условия договора.

На самом деле, как показывает практика, факт невыполнения обязательств в указанные в договоре сроки со стороны сетевой организации — не такая уж редкость. Это зачастую обусловлено спецификой территории, на которой требуется произвести подключение. Причин задержки может быть множество — это и массовое строительство домов, и отсутствие необходимой инженерной инфраструктуры, и нахождение на исполнении большого количества договоров технического присоединения, и недостаточное финансирование.

Однако попробуй объясни малолетним деткам, которых в семье трое, что единственного источника электроэнергии в доме — бензинового электрогенератора — недостаточно для того, чтобы полноценно пользоваться электроприборами. «С компьютером и телевизором придётся подождать. Мама даже нормально постирать и приготовить не может», — пытался объяснить глава семейства детям причину временных неудобств. Не мог работать на благо семьи в постоянном режиме даже царь бытовой техники — холодильник. И это при том, что на дворе было лето.

За защитой — в Роспотребнадзор

Тревожное состояние семейства усугубилось приближением учебного года, когда, как известно, масштаб имеющихся неудобств однозначно возрастёт в разы. И вот в начале июля 2023 года потерявшие терпение многодетные супруги обратились в Управление Роспотребнадзора по Забайкальскому краю с просьбой оказать содействие в решении этой проблемной ситуации, а именно — ускорить процесс подключения жилого дома к электрическим сетям.

Стоит отметить, что неисполнение сетевой организацией указанных обязательств по истечении установленного срока является нарушением как условий заключённого договора, так и Правил технологического присоединения. Контроль за соблюдением указанных правил возложен на Федеральную антимонопольную службу России, которая вправе принять соответствующие меры, в том числе административного характера.

Тем временем на основании поступившего заявления сотрудниками Управления Роспотребнадзора было подготовлено исковое заявление, которое было направлено в суд в соответствии с территориальной подсудностью. Кроме требования осуществить технологическое присоединение потребителей в минимальные сроки, ответчик должен был выполнить обязанность по уплате неустойки за нарушение срока исполнения мероприятий по договору о технологическом присоединении, а также компенсировать нанесённый моральный вред.

Суд удовлетворил требования Управления Роспотребнадзора в защиту прав потребителей и назначил трёхмесячный срок технологического присоединения. Кроме того, было вынесено решение о взыскании неустойки, компенсации морального вреда, к тому же в пользу потребителей был взыскан штраф за несоблюдение в добровольном порядке соответствующих требований.

Представители сетевой организации не спешили согласиться с вынесенным решением и попытались обжаловать его в Забайкальском краевом суде, однако решение суда первой инстанции было оставлено без изменений.

Да будет свет!

Подготовка к Новому году в семье протекала уже в полноценном режиме — можно без опаски пользоваться всеми без исключения электроприборами, поскольку в начале декабря 2023-го все мероприятия по технологическому присоединению сетевой организацией наконец-то были проведены, потребители подключены к электрической сети. Стало быть, такая возможность всё-таки нашлась, причём в короткие сроки. Более того, семье предстояло получить причитающиеся им денежные суммы в рамках исполнительного производства.

Так стараниями сотрудников Роспотребнадзора история ещё одного потребителя закончилась благополучно. По словам Эдуарда Лескова, только в прошлом году сотрудниками ведомства было рассмотрено более двадцати подобных обращений, сюжетами которых стали такие вот истории со схожими обстоятельствами. Все иски Управления Роспотребнадзора в защиту прав потребителей были удовлетворены, в том числе и в суде апелляционной инстанции. За 2023 год в пользу потребителей было взыскано более четырёхсот тысяч рублей, в том числе компенсации морального вреда на сумму более ста двадцати тысяч рублей.

— Хотя обязательный досудебный претензионный порядок урегулирования спора действующим законодательством не предусмотрен, потребитель вправе обратиться в сетевую организацию с претензией относительно нарушения срока техприсоединения, в том числе через Личный кабинет на сайте сетевой организации, — комментирует ситуацию Эдуард Юрьевич. — Потребитель также вправе обратиться в управление Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю. Самый же действенный способ — обращение в суд. Это можно сделать самостоятельно — в соответствии со статьёй 17 Закона «О защите прав потребителей». Обращение может быть осуществлено либо по месту своего жительства или пребывания, либо по месту заключения договора, либо по месту нахождения сетевой организации. При этом потребители освобождены от оплаты государственной пошлины при обращении в суд. Для дачи заключения по делу в целях защиты своих прав граждане также могут привлечь Управление Роспотребнадзора. Ещё один вариант предполагает обращение к нам с заявлением о судебной защите своих прав. При этом к заявлению следует приложить копии договора о техническом присоединении, технических условиях, а также документ, подтверждающий факт оплаты и, при наличии, копии претензии и ответа на неё.

Именно такая схема поможет восстановить «светлую» справедливость, поскольку иных законных способов понудить сетевую организацию исполнить обязательства по технологическому присоединению не имеется.

И не стоит проходить квест под названием «Как прожить без электричества», успокаивая себя тем, что когда-то люди вполне спокойно без него обходились. Привык всё-таки современный человек к комфорту. Особенно — к его величеству электричеству.

Все материалы рубрики «История одного потребителя»

 

Екатерина Скороход
Фото автора
«Читинское обозрение»
№9 (1805) // 28.02.2024 г.

 

 

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net