Главная / Авторы / Елена Филинкова / Точка, точка, запятая…
Точка, точка, запятая…
Часть I


Все мы знаем, что и точки, и запятые нужны не для забавы, они — важная составная часть письма, знаки препинания. А если точнее, в чём их важность?

О значении, о важной роли знаков препинания говорит тот факт, что изобрели их и стали использовать ещё в V и IV веках до новой эры. Первопроходцами в этом деле были древнегреческие драматурги и философы: Еврипид, Аристотель, Платон. Их знаки препинания выглядели примерно вот так: «<» или «_». В пьесах знак обозначал перемену говорящего лица, а что он обозначал у философов, вообще неясно.

Первую в мире систему знаков препинания создал во II веке до новой эры греческий учёный Аристофан Византийский, работавший в Александрии Египетской, где был научный центр древнего мира, знаменитая библиотека и мусейон — академия наук. Аристофана Византийского и считают отцом пунктуации (т.е. системы знаков препинания). Его система знаков состояла из трёх точек, которые ставились вверху, в середине или внизу строки, обозначали паузы разной долготы (как современные запятая, точка с запятой и точка) и были предназначены для ораторов. Знаки Аристофана европейцы использовали много веков.

Впоследствии, конечно, возникали и другие системы знаков препинания, предлагавшие что-то новое или заимствовавшие прежние знаки. Но лучшую из таких систем предложил в конце XV века (т.е. уже после изобретения книгопечатания) венецианский типограф Альд Мануций. Он издавал прекрасные книги и по внешнему виду, и по содержанию; именно в этих книгах стали активно использоваться точка, запятая, точка с запятой, двоеточие и некоторые другие знаки. Пунктуация Мануция, благодаря его книгам, распространилась по всей Европе, а во времена Петра I попала и в Россию.

До этого же времени в русском письме использовались греческие знаки препинания, которые пришли на Русь вместе с православием, азбукой-кириллицей и книгами, переведёнными с греческого языка или написанными на старославянском.

Довольно часто в древнерусских рукописных текстах, например, в «Остромировом евангелии» (середина XI века), как знак препинания использовался крест «+». Но это был всего лишь знак остановки, он отмечал место, на котором писец-монах остановился, если подошло время трапезы или молитвы, поэтому такой крест мог стоять где угодно, даже и в середине слова. Позже вместо креста стали ставить четыре точки «∙:∙» — этакий условный крест — и, наконец, просто точку, которая и стала самым распространённым знаком препинания. Писцы расставляли точки, ориентируясь на интонацию устной разговорной речи, то есть всё было довольно просто, не так, как в современной пунктуации, которая, как известно, довольно сложна, учитывает не только интонацию и включает целых десять знаков препинания, о которых речь пойдёт в дальнейшем.

Часть II
Часть III
Часть IV
Часть V
Часть VI
Часть VII
Часть VIII
Часть IX
Часть X
Часть XI
Часть XII
Часть XIII
Часть XIV
Часть XV
Часть XVI
Часть XVII
Часть XVIII
Часть XIX
Часть XX
Часть XXI
Часть XXII
Часть XXIII
Часть XXIV
Часть XXV
Часть XXVI

Все материалы рубрики "Говорите по-русски"
 

 

Елена Филинкова,
доцент кафедры русского языка и
методики его преподавания ЗабГУ

«Читинское обозрение»
№26 (1666) // 23.06.2021 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net