Рисунок, картина, фотография, а затем движущиеся изображения «великого немого» – рукотворные миры, живущие в прекрасном, но жёстко ограниченном длиной и шириной, пространстве второго измерения. Человек на протяжении последних полутора веков с завидным упорством пытается вырвать эти произведения искусства из «плоскости» и проникнуть в их новое измерение, где кроме длины и ширины существует и третья составляющая – высота. Как художник, фотограф, кинематографист, стараясь миновать «плоское» измерение своих творений, проникает в заветное, то самое, объёмное? Добро пожаловать в третье измерение!
Прорыв из плоскости в третье измерение
Чтобы определить цвет, контур, примерный материал и расположение незнакомых объектов, человек может обходиться одним глазом. Но для определения точной формы объекта, его точной траектории нам требуется два «сканирующих» визуальную картинку органа – наш мозг вычисляет разницу между информацией от двух наших глаз и восстанавливает по ней объёмную картину мира – этот эффект назван стереовидением.
Эта особенность зрения была замечена ещё античными учёными, а затем стала предметом внимания в эпоху Возрождения.
Первым человеком, сумевшим «вырвать» изображение из второго, «плоского» измерения, в третье, стал британец Чарлз Уитстоун. Случилось это в 1838 году. Он изготовил первый в мире «стереоскоп» – коробочку с двумя линзами с одной стороны и матовой, пропускающей свет стенкой, – с другой. Стоило приблизить глаза к окулярам и посмотреть внутрь коробки, чтобы увидеть там вместо двух картинок одну, чудесным образом преображённую – наполненную глубиной и объёмом. Для каждого глаза рисовалось отдельное изображение, чтобы при просмотре сформировать стереоскопический эффект. Интересно, что произошло это за год до того, как было опубликовано изобретение Луи-Жака Дагера – фотография. Стереоскопия и фотография – практически ровесники.
Стерео + фото
Идея совместить стереоскопию и фотографию пришла тоже англичанину – сэру Дэвиду Брюстеру, изобретателю калейдоскопа – в 1844 году. Он пытался заинтересовать ею оптиков, но безуспешно: казалось, от стереоскопической фотографии не будет проку. В 1850 году изобретатель познакомился с французскими оптиками Дюбоском и Солеем, которые и наладили серийное производство аппарата. Стереоскоп Брюстера можно увидеть в левом нижнем углу иллюстрации-заставки «Синескопа».
Успех превзошел все ожидания. «В скором времени тысячи жадных глаз приникали к отверстиям стереоскопа, словно к окошкам в бесконечность», – писал в 1859 году Шарль Бодлер. Стереоскопическую «пару» образуют две обычные фотографии одного и того же объекта, снятого с двух разных точек, расстояние между которыми составляет от 6,5 до 20 см. Первоначально съёмка производилась обычной фотокамерой небольшого размера, перемещаемой на нужное расстояние справа налево, или двумя камерами. Использовался аппарат с передвижным объективом.
В скором времени стереофотография стала модным развлечением и неотъемлемой частью салонной культуры второй половины 19-го века. Для просмотра использовались стереоскопы разной конструкции – от функционального ящичка или переносного кофра до устройства размером с комод!
Установился и формат стереопары – 17,5 на 8,5 см. Однако смотреть «объёмные» фото можно было и без стереоскопа: два раздельных изображения печатались на бумаге рядом друг к дружке. Для «объёмного» просмотра зрителю требовалось заставить свои глаза или скрестись, или разойтись – так, чтобы две пары изображений превратились в три.
Прибыльно, стереоскопично и… порнографично
Популярность стереофотографии способствовала её коммерциализации. Уже в 50-е годы 19-го века было налажено производство стереоскопических видов с изображением различных уголков мира, куда фирмы-распространители специально командировали фотографов.
Другой прибыльной отраслью стереосъёмки стала порнография: в этом жанре эффект реальности пришёлся весьма кстати. С его применением степень непристойности изображения увеличивалась. Сохранилось постановление регистрационной палаты, запрещающее вывешивать в общественных местах и распространять стереоскопические снимки французского фотографа Камиля д’Оливье. Оговаривалось, что запрет снимается в случае, если фотографии будут лишены «объёмного эффекта».
Первое в мире «3D»?!
Далее стереофотография развивалась с тем же успехом, что и фотография. Неудивительно, что с появлением кинематографа огромному количеству энтузиастов мысль переноса стереоизображения на экран не давала покоя. История стереокино началась ещё в 1890-х, когда Вильям Фриз-Грин запатентовал процесс первого в мире «3D-кино», при котором два фильма проектировались двумя картинками рядом друг с другом, а зритель мог наблюдать стереокартинку через всё тот же привычный стереоскоп.
Из-за технической сложности просмотра такие фильмы не показывались в кинотеатрах. Пионеры стереокино столкнулись с, казалось бы, непреодолимой преградой: каким образом разделить два разных изображения, показывая их на одном экране группе людей?
Кино уже полным ходом набирало обороты, а его объёмный собрат продолжал «буксовать» на уровне персональных бинокулярных (т.е. для двух глаз) устройств, подобных кинетоскопу Эдисона (один из первых в мире кинопроекторов, где движущуюся картинку мог видеть через специальный окуляр единственный зритель). Проблему разрешили два цветных стёклышка (позже – пластика) – синий и красный, заключённые в картонную оправу – анаглифические очки.
Синее + красное = «анаглиф»
Суть метода была в том, что левые и правые изображения фильма проецировались одновременно двумя проекторами на один экран. Один проектор снабжался синим светофильтром, другой – красным. Зрителям предлагалось надеть очки, у которых стояли красно-синие фильтры, но в обратной последовательности. Происходило вычитание одного цвета другим, и достигалось разделение изображений. Картинка обретала глубину и объём. Методу более 100 лет!
В 1903 году пионеры кинематографа – братья Люмьер – показали стереоремейк легендарного «Прибытия поезда». Дамы и господа в анаглифических очках вновь, как было когда-то, с ужасом шарахнулись от пышущего дымом и паром локомотива, но теперь ещё более дьявольски реального, объёмного!
При всех достоинствах анаглифический метод имел существенный недостаток – цвета при демонстрации фильма сильно искажались, становясь чёрно-белыми. Впрочем, кинематограф того времени цветным ещё не был.
Вот оно – стереокино!
Одним из первых в мире полноценных стереофильмов «Сила любви» (реж. Гарри К. Фэйролл) вышел на экраны в США 27 сентября 1922 года. В тот же год изобретатель Лоуренс Хаммонд (он же создатель первого в мире знаменитого электрооргана Хаммонда) предложил альтернативный способ просмотра стереофильмов. Зритель смотрел на экран через приспособление с двумя окулярами и шторками, синхронизированное с проекторами. На экране быстро сменяли друг друга кадры, снятые с разных точек, а шторки попеременно закрывали то левый, то правый окуляр. В результате правым глазом зритель видел только кадры, снятые правой камерой, а левым – кадры, снятые левой, и возникала иллюзия объёма.
Для этой системы был снят только один фильм – «Радиомания» 1923 года. Картина вызвала фурор, даже несмотря на то, что очки-лорнеты для просмотра, снабжённые моторчиками, открывающими попеременно шторки-заслонки, жужжали немилосердно. См. заставку «Синескопа» – зрители на сеансе «Радиомании».
С этого момента начался первый бум стереокино. По анаглифическому методу было снято множество кинолент. Увы, на тот момент наибольшую головную боль прокатчикам доставила проблема синхронизации работы пар кинопроекторов – малейшее расхождение правого или левого аппарата превращало чёткую объёмную картинку в мутное изображение.
Киностереосенсации СССР
А что же изобретатели, учёные и кинематографисты СССР? А русские, как всегда, пошли иным путём, более прогрессивным… Да, тоже были очки. Но позволяющие видеть полноценные цветные стереофильмы! Проекторы работали синхронно из-за того, что фильмы были сняты иным, в отличие от американцев, «хитрым» методом. А всего за несколько месяцев до войны, в 1941 году, в Москве открылся не имеющий аналогов в мире стереокинотеатр, где зрители вообще не нуждались в каких-либо очках!
Но обо всём этом, как и о первом и втором «золотых» веках объёмного кинематографа, стереоэкранах из проволоки, широком 3D-формате, голографическом кино, стереотелевидении, о «3D» на войне и многом другом поговорим в следующей нашей встрече.
Все матриалы рубрики "Синескоп"
Сергей Балахнин
режиссёр, киновед
Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№32 (1464) // 09.08.2017 г.
0 комментариев