Главная / Авторы / Сергей Балахнин / Те самые фильмы. Часть I
Те самые фильмы. Часть I


2022 год — время в нашей стране, которое с поправкой на современные реалии смело можно назвать термином, рождённым порядка семи десятков лет назад, в СССР, — «малокартинье».

(44 фильма, готовых к прокату, большая часть из которых уже «отработала», причём, чаще всего, в убыток, даже без возврата затраченных средств на их производство). И это против 180-230 (!) картин, производимых ежегодно в 1970-80 гг. в РСФСР. Впрочем, вся сегодняшняя ситуация, сложившаяся в отечественной киноиндустрии (в первую очередь, прокатной), отчасти весьма напоминает положение дел в конце 1940 — начале 50 гг. в советском кинопрокате.

«Малокартинье»… В самый «неурожайный» 1951-й киногод Советский Союз смог выпустить всего 9 полнометражных картин. Отчего это произошло? Страна сначала громила врага, затем усиленно восстанавливалась после разрушительной войны. Восстанавливалась и начинала процветать в окружении новых врагов — бывших когда-то союзниками. На финансирование кинематографа в то время оставались лишь весьма скромные суммы. На помощь бывших заокеанских и «запроливных» соратников рассчитывать не приходилось, да и речи быть не могло просить у врага «милостыню». А советским людям нужны были новые фильмы. Разные. Люди, измученные войной, отдававшие силы на строительство новой мирной жизни, хотели кино. И тогда жёстким и справедливым решением руководство СССР во главе с И.В. Сталиным выбрало единственно верный путь, в данной ситуации гарантирующий возвращение зрителей, укрепление финансового положения в кинопромышленности (и не только), а затем — послевоенное возрождение и последующую победу советского кинематографа. И вот, однажды, во всех кинотеатрах и кинозалах ДК, клубов СССР начались сеансы, где первой шла теперь уже легендарная заставка — титр: «Этот фильм взят в качестве трофея после разгрома Советской армией немецко-фашистских войск под Берлином в 1945 году». Итак, сегодня мы говорим об истории «трофейного кино»… Начнём по порядку…

Целлулоидные трофеи

В июле 1945 года из Берлина в Москву начали отправляться спецвагоны с особым грузом под бдительным присмотром майоров Советской армии. В специальных ящиках, точнее, так называемых яуфах, везли десятки тысяч жестяных коробок — дисков, в которых на целлулоидной плёнке жили персонажи фильмов западных, а также и уже бывших вражеских киностудий. В Москве картины тщательно сортировали, снабжали русскими субтитрами (включая и Тот Самый титр: «…в качестве трофея»). В редких случаях с наскоро сделанным «ролевым» переводом (за всех героев-мужчин — один мужской голос, за героинь — один женский). Затем с лент делали массу копий и отправляли в кинотеатры, клубы и кинопередвижки всего СССР. Однако история «трофейного кино» началась вовсе не в 1945-м, а на несколько лет раньше.

Пакт о «киноненападении»

Незадолго до войны, в год подписания Вячеславом Молотовым и министром иностранных дел III Рейха И. Риббентропом известного Пакта о ненападении (1939) наши кинематографисты были приглашены на очень секретные просмотры. Им предложили посмотреть несколько новых немецких картин и рекомендовать лучшие из них для покупки. Зная по прессе, какой небывалой идеологической обработке подвергались зрители в гитлеровской Германии, деятели советского кино ожидали увидеть произведения, так или иначе отражающие человеконенавистнические, расистские постулаты геббельсовской пропагандистской машины. Каково же было их изумление, когда они увидели… нормальные мелодрамы, биографические, исторические фильмы, музыкальные комедии.

Именно эти ленты составляли основной репертуар кинотеатров Германии. А вот откровенно нацистских, таких, как «Триумф воли» Лени Рифеншталь, или «сочувствующих», таких, как «Еврей Зюсс» Файта Харлана по роману Л. Фейхтвангера, но с антисемитской направленностью, было сравнительно немного.

Для покупки было отобрано около двух десятков немецких картин, зрелищных и явно кассовых, среди которых были «Индийская гробница» (1937) Р. Айхберга и «Охотники за каучуком» (1938) Эдуарда фон Босоди. Из-за бюрократических и дипломатических проволочек полноценные показы германских фильмов в нашей стране так и не были осуществлены. Разразилась война.

Война, кино и … фестивали

Несмотря на ожесточённые военные действия на два фронта, гитлеровская Германия вовсю продолжала делать фильмы. Помимо обязательных агиток и фронтовых документальных фильмов, студии щедрым потоком выпускали научно-популярное, мультипликационное и «обычное» художественное кино. Немцы не без успеха принимали участие в самых разных фестивалях-конкурсах.

В период Второй мировой войны продолжали проводиться престижные международные кинофестивали, включая известный и поныне Венецианский! В них принимали участие многие страны мира (в том числе, арабские страны и государства юго-восточной Азии). Легко догадаться, что на этих фестивалях того периода времени доминировали всё-таки итальянские и немецкие картины, нередко профашистского толка. Неслучайно помимо знаменитого венецианского «Золотого льва» один из призов назывался «Кубок Муссолини». Державы начинающей тогда складываться антигитлеровской коалиции в этих фестивалях, разумеется, участия не принимали.

Кинопленники Бычка

«Трофейная» киноистория продолжилась, когда в 1945 году умолкли пушки, уступив место музам и …экономике. Пригород Берлина Бабельсберг, в котором кроме киностудий находился богатейший архив фильмов и документов, оказался в зоне советской оккупации. Кстати сказать, от названия этого пригорода у Геббельса даже была кличка — «Бабельсбергский бычок» — он курировал всё кино Германии, а заодно и всех …киноактрис.

Спустя несколько дней после водружения красного знамени над рейхстагом, победителям досталось в общей сложности свыше 3700 полнометражных фильмов и 2500 короткометражных лент. Художественных немецких фильмов было чуть больше тысячи. Львиную же долю составили «пленные» картины США, СССР («Весёлые ребята», «Космический рейс», «Золотой ключик»), Франции, Англии, Мексики, Италии и некоторых других стран. Здесь же были киножурналы «Die Deutsche Wochenschau» («Немецкое еженедельное обозрение»), германская пропагандистская документалистика и американская мультипликация.

Ложь и ненависть кинорейха

Весь трофейный фонд по прибытии в СССР был подвергнут тщательной селекции. В первую очередь, специалисты из Госфильмфонда, что расположен и по сей день под Москвой, в Белых столбах, занялись немецким кино. Примерно четверть художественных фильмов, снятых в Германии незадолго до войны и две трети кинопродукта во время неё, были, по вполне понятным причинам, скрытого или явного пропагандистского толка, и, в подавляющем большинстве, несли агрессию по отношению к государствам антигитлеровской коалиции. Причём, гражданам каждой из стран отводилась своя доля ненависти, обвинений и лжи. Нападение Германии на Польшу в 1939 году трактовалось как развязывание войны самими поляками-варварами. Англичане изображались как подстрекатели военной кампании и угнетатели-колонизаторы. Французов показывали в карикатурном виде, а советских людей — как нецивилизованную орду, ведомую комиссарами-евреями.

Романтично, аполитично…

Для вышеупомянутой кинопродукции поверженного Третьего рейха был лишь один исход — строгое «заключение» в закрытых киноархивах страны-победительницы. Зато без каких-либо серьёзных замечаний к прокату на экранах СССР мелькали аполитичные, развлекательные, песенно-танцевальные фильмы-ревю с виртуозной Марикой Рёкк. Явным лидером была картина, поставленная в 1944 году мужем актрисы, режиссёром Г. Якоби «Девушка моей мечты» (оригинальное название «Женщина моих грёз») и снятая в цвете. Немецкие картины должны были познакомить советских зрителей с африканской экзотикой («Охотники за каучуком»), со свирепой жестокостью восточных властителей («Индийская гробница») и другими необычными приключениями.

Готовились к прокату и роскошные немецкие фильмы-биографии о Рембрандте, Моцарте, Шиллере, экранизации «Тоски», «Чио-Чио-сан» (Италия-Германия), «Мадам Бовари» и т.д.

Самое прибыльное

Страна, истерзанная годами жесточайшей войны, нуждалась не только в рабочих руках (несмотря на колоссальные людские потери их было всё же достаточно), но и в финансах. Как известно, одними из прибыльных статей многих крупных держав значатся: изготовление-продажа спиртных напитков и кино. Советский послевоенный кинематограф был, несомненно, шедевральным, но отечественных картин явно не хватало, чтобы не только заполнить кинозалы, но и чтобы покрыть хотя бы часть затрат на восстановление разрушенного гитлеровцами народного хозяйства. Спаивать своих граждан было бы ошибкой. И тогда появилось решение Политбюро ЦК ВКП (б) от 31 августа 1948 года «О выпуске на экран заграничных кинофильмов из трофейного фонда». Уже с первой декады сентября на экраны кинотеатров, Домов культуры, производственных и сельских клубов СССР хлынули десятки захватывающих немецких кинофильмов, которые вполне естественно и законно можно было назвать трофейными. Были и…

…Другие трофейные

В захваченном Красной армией геббельсовском киноархиве в Бабельсберге немецкие фильмы составляли его лишь на треть, остальные две занимали картины исключительно импортного производства, в большинстве, Голливуда. «Мост Ватерлоо» с очаровательной Вивьен Ли, «Сестра его дворецкого» с блистательной Диной Дурбин, «Серенада Солнечной долины» с её немеркнущими музыкальными хитами: «Поезд на Чаттанугу» и «Серенадой лунного света», «Багдадский вор», «Королевские пираты», «Три мушкетёра», «Знак Зорро», «Судьба солдата в Америке» и ещё множество других, венчал которые цикл фильмов о дикой личности, Тарзане. От одних только названий этих кинокартин сердца читинских зрителей поколения кому далеко за 75 начинают биться в волнении…

…На этом месте пока остановимся. Продолжение в следующей нашей встрече.

Часть II

Все материалы рубрики «Синескоп»

 

Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед
Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№42 (1734) // 19.10.2022 г.

 

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net