Вторая половина 1940-х. Страна-победительница возрождается из руин, тягот и лишений большой войны. Мирный, хотя и нелёгкий труд, после которого требуется и отдых, и развлечения сильным духом, но усталым людям. Театры, музеи, концертные залы и, наконец, самое главное и любимое — кинематограф и кинотеатры. «Встреча на Эльбе», «Подвиг разведчика», «Кавалер золотой звезды», «Смелые люди», «Падение Берлина», «Садко», «Поезд идёт на восток», «Секретная миссия», «У них есть Родина» — золотые советские кинохиты конца 1940-х — начала 1950-х годов.
Но фильмов пока выходит слишком мало — отечественное производство картин переживает тяжёлую пору в своей киноистории, которая отчасти напоминает ситуацию, сложившуюся в кинематографе России 2022 года. А люди сегодня, как и тогда, хотели кино… Семь десятков лет назад выход был найден. На киноэкранах страны появились фильмы, где в начале сияла титр-заставка: «Этот фильм взят в качестве трофея после разгрома Красной армией немецко-фашистских войск под Берлином в 1945 году»… Сегодня мы продолжаем разговор о Тех Самых фильмах. О трофеях 24 кадра в секунду.
…31 августа 1948 года Политбюро ЦК ВКП (б) приняло официальное решение «О выпуске на экран заграничных кинофильмов из трофейного фонда». Уже с первой декады сентября на экраны кинотеатров, Домов культуры, производственных и сельских клубов, обычных «дворовых» кинопередвижек СССР хлынули десятки захватывающих немецких кинокартин, которые вполне естественно и законно можно было назвать трофейными. Более 1000 лент! «Охотники за каучуком», «Нищий студент», «Девушка моей мечты», «Сердце королевы», «Звери Южной Америки», «Чио-Чио-Сан», «Ом Крюгер», «Мадам Бовари»…
Рассказ о немецких трофейных фильмах был бы неполным, если не упомянуть о нескольких картинах, снятых в Германии во время войны и выпущенных на советский экран, которые несли откровенно антианглийский или антиамериканский характер. Немецкие режиссёры в основе своих произведений, как правило, использовали исторические факты, но могли столь лихо их тасовать, что зрителю трудно было отличить правду от подтасовки. Возникает вопрос: почему полуфальшивки, направленные против союзников России во Второй мировой войне, широко демонстрировались в СССР? Причина ясна. Началась эпоха «холодной войны». И пока советские кинематографисты готовили «Заговор обречённых» или «Встречу на Эльбе», сгодились немецкие пропагандистские фильмы, сделанные отнюдь не бездарными людьми. Да, вот пример…
…В 1943 году режиссёры Герберт Зельпин и Вернер Клинглер выпустили в прокат фильм «Титаник», повествующий о том самом легендарном судне, что столкнулся с айсбергом. Почему в разгар ожесточённых боёв Второй мировой немецких киношников так заинтересовала целиком «гражданская» морская трагедия начала века, к современной войне, казалось бы, не имеющая никакого отношения? Оказывается, в отличие от знаменитого, полностью аполитичного блокбастера Камерона от 1997 года, германских авторов занимали не любовь несчастной сладкой парочки (хотя она и присутствует в фильме) и не только трагедия жертв катастрофы. Свой пафос, идею создатели фильма направили на разоблачение английских «плутократов» — империалистов, которые в погоне за наживой допустили гибель не готового к рейсу корабля-гиганта и не смогли организовать спасение пассажиров. «Разоблачительная» лента демонстрировалась в СССР под названием «Гибель «Титаника» с большим успехом. Интересно, что подавляющее большинство представителей современного старшего поколения россиян, кому уже далеко за 70, утверждают, что немецкая версия «Титаника» виделась гораздо более захватывающей, нежели суперколосс Камерона.
Однако кроме немецких кинотрофеев, доставшихся Красной армии, были и другие. Они составляли две трети кинофонда третьего Рейха. Это были захваченные гитлеровцами фильмы Англии, Франции, Польши, Чехословакии и ещё целого ряда стран. Однако большинство картин было произведено в Голливуде. Всю эту массу ярких, зрелищных кинолент тоже было решено запустить «в качестве трофея» в отечественный кинопрокат. Появилось довольно странная ситуация: ведь это были фильмы союзных стран, а у союзников трофеи, как известно, не берут. Логика же в то время была примерно такая: если в Германии в автомашину «Мерседес» были вставлены, скажем, американские провода и стартер, то это не повод выдирать их оттуда и возвращать союзникам… Следовательно, всё, что было взято в Германии, из нашей оккупационной зоны, являлось нашим. Но, самое главное — уже спустя год после войны, в 1946 году бывшие союзники сбросили маски дружелюбия и сотрудничества и явили свой подлинный лик.
К этому можно было бы добавить и следующее: вместо того, чтобы хотя бы частично безвозмездно помочь союзной державе, наиболее пострадавшей во время Второй мировой войны, американцы, изрядно нажившись на наших невзгодах, желали урвать ещё один «кусок». Являясь правообладателями фильмов, они, казалось на первый взгляд, законно потребовали немалую мзду за прокат у страны, которая почти в одиночестве крушила коричневую заразу на территории Европы. Экономика и госбюджет державы-победительницы после урагана опустошительной войны едва держались на ногах. Требования союзников были законны, но едва ли человечны. А, между тем, «холодная война» уже активно набирала обороты. Союзники окончательно стали вражескими державами, при этом, с планами нападения на СССР с применением ядерного оружия (план «Тоталити» 1945-46 гг., операция «Дропшот» 1949 и т.д.).
И тогда Главкинопрокат и руководство СССР «взяли грех на душу» и проигнорировали требования алчных западных кинодельцов, тем более, мир уже начала терзать «холодная война» и опускающийся «железный занавес» был как нельзя кстати.
«Мост Ватерлоо», «Сестра его дворецкого», «Большой вальс», «Леди Гамильтон», «Серенада Солнечной долины», «Унесённые ветром», «Петер»… Ещё были захватывающие: «Багдадский вор», «Три мушкетёра», «Знак Зорро», «Али-Баба и 40 разбойников», «Судьба солдата в Америке», «Газовый свет» и ещё множество других. Читинские поклонники кинематографа старшего поколения помнят бесконечные очереди на киносеансы. Билеты, бравшиеся с боем. «Стоячие» и «лежачие» (сразу перед первым рядом, на полу) места в зале. «Десанты» пацанов, штурмующие столбы, заборы, чердаки, подвалы, окна послевоенных читинских кинотеатров и летних кинозалов под открытым небом, в горячем желании увидеть (если сказочно повезёт, то и в цвете) невиданные приключения и страны. Послевоенный Советский Союз находился в состоянии ажиотажа, вызванного «трофейным кино». Доходы от проката насчитывали сотни миллионов рублей! Это было немалым экономическим подспорьем державе, тяжелее всех пережившей Вторую мировую.
В каких странах производились фильмы «в качестве трофея», кто был режиссёром, кто исполнял роли, в титрах поначалу не указывалось. Народу просто предлагалось посмотреть зарубежный фильм. Однако через год-другой в картинах начали появляться титры с указанием её авторов, актёров. И всё же имена звёзд Голливуда Вивьен Ли, Роберта Тейлора, Дины Дурбин, Джона Уэйна, Лоуренса Оливье, Дона Амича стали окончательно известны только во время так называемой хрущёвской «оттепели». То же было с режиссёрами (исключая Чарльза С. Чаплина) и с композиторами. Имя исполнителя хитов из «Серенады солнечной долины» Гленна Миллера стало известно в СССР только в конце 50-х годов. А самую знаменитую песню этого мюзикла «Поезд на Чаттанугу» впоследствии стали использовать в качестве своего неформального гимна советские стиляги 60-х.
Если «трофейная» картина сюжетом преследовала политико-идеологические «цели», то её снабжали соответствующей надписью про «их нравы». Менялись и оригинальные названия фильмов, причём, сама картина от этого нередко только выигрывала (это происходит и поныне). Был и такой повод к изменению названия: цвет государственной атрибутики не должен был совпадать с цветом религиозного одеяния. Поэтому английский фильм «Под красной мантией» (1937) переименовали в «Под кардинальской мантией». На это шли, чтобы усилить интерес и сделать название более понятным отечественному зрителю (что делается и по сей день и не только в нашей стране). К примеру, американские картины «Бурные двадцатые годы», «Вива, Вилья!» и «Дилижанс» назвали так: «Судьба солдата в Америке», «Капитан армии свободы», «Путешествие будет опасным» и т.д.
Бесспорным лидером среди всех «трофейных» фильмов стал цикл фильмов о человеке — великом крикуне африканских джунглей Тарзане. Картины с участием белого дикаря в исполнении могучего красавца Джонни Вайсмюллера, взращённого обезьяной, собирали сверханшлаги на все сеансы и во всех кинотеатрах СССР. Наш город не был исключением. На тополях и соснах свисали верёвки, изображающие лианы, на которых раскачивались мальчишки (и не только). По всей Чите первой половины 1950-х годов слышались странные вопли — восторженные зрители, от мала до велика, самозабвенно вопили, изображая неповторимый тарзаний крик. Фанаты той поры спорили до хрипоты, сколько же всего было серий о Тарзане. Могу сообщить точно — 12, но в нашу страну попали только первые четыре фильма: «Тарзан, человек-обезьяна» (1932), «Тарзан и его подруга» (1934), «Тарзан избегает опасностей» (1936) и «Тарзан находит сына» (1939).
…К концу 1950-х годов отечественный кинематограф, наконец, миновал опасную черту «малокартинья» и стал активно набирать обороты. С ужесточением «холодной войны» и противостояния СССР-США, из проката, почти незаметно, были изъяты все картины, доставленные когда-то из захваченной главной фильмотеки поверженной Германии. Эпоха кинотрофеев закончилась, а СССР стал к этому времени могучей кинодержавой.
Все материалы рубрики «Синескоп»
Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед
Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№43 (1735) // 26.10.2022 г.
0 комментариев