Из года в год я слышу всё громче, что нынешнюю молодёжь ничему не учат, а в школах лишь «натаскивают» на ЕГЭ. Доходит до того, что многие считают будущие поколения «потерянными» и «ничего не знающими». Но разве это так? Эксперимент покажет!
В поисках невежд выхожу на улицы Читы, чтобы узнать у выпускников, что за 11 лет обучения они узнали в школе. Вопросы выбираю не очень сложные, но ответы должны быть показательными:
1. Кто такой Андрей Болконский?
2. Кто являлся главным героем романа «Герой нашего времени»?
3. Что такое гипербола?
4. Какое правило правописания гласных в корнях с чередованием?
5. Чему равна сумма углов треугольника?
6. Дата начала Второй мировой войны?
Опрос начинаю в самом сердце нашего города – на площади Ленина, где прогуливается группа подростков. Девушки в форме советского образца, с белоснежными бантами на головах, юноши в строгих костюмах. И красные ленты на груди с гордой надписью «Выпускник».
На вопрос о том, кто такой Андрей Болконский, Аюр, ученик школы села Шишкино, отвечает без запинки. Вопрос о гиперболе тоже не застал юношу врасплох. А вот вспомнить главного героя романа «Герой нашего времени» сразу не получилось. Молодой человек задумался и начал переговариваться с друзьями. С разных сторон слышались такие фамилии, как Чацкий и Чичиков. Изрядно поборовшись со своей памятью, Мария, одноклассница Аюра, сумела-таки дать верный ответ.
– А теперь назовите правило правописания гласных в корнях с чередованием, – прошу выпускников. Начавшего уже было отвечать Аюра вновь опережает Маша, с лёгкостью называя правильный ответ.
1:0 в пользу наших выпускников!
Далее в опросе соглашается принять участие группа девушек. На вопрос о дате начала Второй мировой войны выпускница Екатерина отвечает: 1941 год. Но подруга Анастасия быстро её поправляет: в 41-м началась Великая Отечественная, а Вторая мировая – раньше, в 1939 году. Андрея Болконского, как выясняется, девочки тоже знают. Как и то, что такое гипербола. По их словам, это такой математический график. Ответ засчитываю как правильный, так как гипербола – это действительно не только литературный троп, но и геометрическое место точек.
На площади появляются выпускники краевой кадетской школы-интерната. Юноши в парадной кадетской форме чёрного цвета, девушки – красавицы, с бантами и при параде. На правом плече лента цвета российского триколора с надписью «Выпускник-2015». Подхожу к будущим абитуриентам, прошу уделить минуту. Задаю вопрос о том, что такое гипербола. Кадеты без заминки отвечают. С вопросом о сумме углов треугольника они тоже справляются без проблем. Пытаюсь усложнить задачу, спрашиваю о чередовании гласной в корне. И снова я оказываюсь повержена знаниями выпускников. Ни одной ошибки в ответах. Желаю будущим студентам удачи на экзаменах и отправляюсь дальше.
В бывшем главном корпусе ЗабГГПУ нахожу выпускников многопрофильного лицея ЗабГУ. И дата начала Второй мировой, и гипербола, и А. Болконский – все мои вопросы они щёлкают, как орешки, даже удивляясь лёгкости заданий.
Эти мальчишки и девчонки сдали ЕГЭ и навсегда покидают стены родных учебных заведений. Сердце спокойно: опрошенные мной выпускники понимают, что знания нужны не школе, не комитету образования, а им самим. Так что не всё у нас потеряно!
Ирина Комогорцева
Рисунок Мурата Дильманова
«Читинское обозрение»
№25 (1353) // 24.06.2015 г.
0 комментариев