По случаю Дня учителя предлагаем вспомнить историю вечернего образования, имена мастеров-педагогов, посвятивших жизнь обучению взрослых людей.
От Петра Великого до новых времён
На Западе с давних пор бытовало мнение о культурной отсталости древней Руси. Но с 1647 г. по 1696 г по Москве было издано более 300 тысяч книг по чтению, грамматике, математике, риторике, физике, истории… В 1706-м в стенах Сухаревской башни Кремля разместили школу «Математических и навигационных наук». Царским указом боярину Фёдору Головину было поручено «ко учению усмотря набирать добровольно хотящих, иных же паче и сопринуждением». Указ обещал ученикам-разночинцам за хорошее учение материальную выгоду – «учинить во прокормление поденный корм усмотря арифметике или геометрии ежели кто сыщется отчасти искусным по пяти алтын в день, а иным же по гривне и меньше, рассмотрев коегождо искусна учения».
Программа учебных заведений, учреждённых при Петре (народных училищ, навигатских школ, духовных семинарий), включала изучение греческого, латинского и европейских языков. Школы готовили навигаторов, геодезистов, строителей, металлургов, учителей.
По «поручению царя в 1745 года были открыты первые навигатские школы в Иркутске, позже они появились в Охотске и Якутске, а в 1754 г. навигационная школа появилась в Нерчинске. В 1755-1765 гг. в этой школе обучалось 140 человек… Нерчинская навигационная школа предтеча всех технических учебных заведений нашего края – от ремесленных училищ и техникумов до политехнического института» (данные А. Баринова из «АиФ» №2, 2016 г.)
И в последующие годы лучшая часть русского образованного общества много сил и времени отдавала «воскресным школам для народа»: школа грамотности, школа рисования. В марте 1862 г. в Петербурге открылась бесплатная музыкальная школа. Открывались медицинские кружки для женщин, женские курсы.
Советская власть с самого начала поставила задачу ликвидации неграмотности населения. 26 декабря 1919 г. был опубликован декрет Совета народных комиссаров за подписью В. Ульянова (Ленина) и В. Бонч-Бруевича: «Всё население республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать или писать, обязано обучаться грамоте на родном или русском языке по желанию». 17 сентября 1920 г. при вузах создаются рабочие факультеты – рабфаки.
В это же время ставший впоследствии известным А.С. Макаренко был назначен заведующим колонией для несовершеннолетних правонарушителей. Его соратник Н.Е. Денисенко вспоминал: «Многие из колонистов вышли в самостоятельную жизнь: на производство, на рабфаки, в ФЗУ. Наново организована школа-семилетка, а для передовиков школа учебных мастерских. Тяга к учёбе не слишком велика, но всё же из 400 ни один не проходил мимо школьных дверей».
Успехи в ликвидации неграмотности были поразительны. Если в старой армии неграмотных было 85%, то в Красной армии было уже 85% грамотных. К неграмотным женщинам приходили на дом. Обучение на ликвидационных пунктах продолжалось три месяца. Окончившие их переходили в 6-месячную школу малограмотных. К 1933 г. читать и писать умели 90,8% мужчин и 72,5% женщин. Школы малограмотных работали до 1965 г.
Война нанесла непоправимый ущерб стране, в том числе и образованию. К ноябрю 1941 г. около 3000 школ страны были заняты для военных нужд, но в 1942 г. Совнарком потребовал вовлечь в школы всех детей школьного возраста.
1943-й. Вспомним, какой это был тяжелейший для страны год. Год Сталинградской битвы. 11 февраля 1943 г. ГКО прижеланял решение об организации работ по использованию атомной энергии, а 12 апреля создан институт атомной энергии. И в это время страна не забывала о детях, об учителях. 15 июня 1943 года было принято постановление «Об обучении подростков, работающих на предприятиях». 1 октября 1943 г. в городах и рабочих посёлках были открыты общеобразовательные школы для обучения подростков, желающих без отрыва от производства продолжить образование.
В 1944 г. из воюющей армии были отпущены все учителя и те, кто хотел стать учителем. В 1943-44 гг. в школах рабочей молодёжи обучалось 82 тысячи учащихся. В начале 1945 г. (до окончания войны) особым распоряжением И.В. Сталина военнослужащие, имеющие среднее образование, демобилизовывались и направлялись на учёбу в вузы. Восстанавливались педучилища, учительские институты, открывались педагогические классы, офицерские классы и др.
Из воспоминаний Зинаиды Терентьевны Щёголевой, заслуженного учителя школы РСФСР: «Мне уже более 85 лет. Я проучилась в четырёх школах Черновского района: начальной школе № 19 на ст. Черновской, в школах №12 и №26 в п. Наклонный, в школе №6 в п. Восточный. Учёба пришлась на военные годы, но память об этом жива до сих пор. Благодарю и помню тех, кто учил меня. И.В. Чубаров (математик), Н.В. Красикова (литератор), Т.И. Гарбуз (физик), Н.С. Скрябина (мой классный руководитель). С ней мы пережили военное лихолетие. Она жива, ей 95 лет. Мы до сих пор поддерживаем связь по телефону. В годы войны, когда я училась, дети начальной школы получали хлебный паёк – кусочек хлеба. Жалея любимую учительницу, мы решили сделать ей подарок, сэкономить эти кусочки и отдать ей. И это получилось. Мы были рады до слёз… В дневной школе №52 я проработала 30 лет. Имею стаж работы в вечерних школах №8 и №18. Имею звания «Отличник просвещения СССР», «Заслуженный работник просвещения». Хотелось бы, чтобы те учителя, которые пришли нам на смену, не забывали нас».
Идёт урок физики в вечерней школе №12 г. Читы. У доски Лариса Георгиевна Лескова, заслуженный работник образования Читинской области.
Школа №6. Селина В.М. на уроке. Фото из архива школы.
Из воспоминаний Таисии Трофимовны Горбуновой (учительский стаж – 43 года): «В 1948 году окончила школу. Страна оживала от военных ран, в школах не хватало специалистов. Отдел учебных заведений томской железной дороги открыл педагогический класс. Там мы получили очень хорошую подготовку. Направляя в школы, нас одели. Всем выдали комплекты одежды: шерстяные платья, шевиотовые костюмы, зимние и осенние пальто, брезентовые туфли. После окончания класса нас ещё и бесплатно свозили на экскурсию в Москву. Сначала я преподавала в начальных классах, школа для меня была вторым домом. По семейным обстоятельствам пришлось переехать в Борзю, где я была директором дневной школы, а затем вечерней школы. В 1964 г. мы переехали в Читу, где мне предложили место завуча в вечерней школе рабочей молодёжи №8, которая была на ГРЭС. С большим уважением вспоминаю учителей физики Владимира Петровича и Валентину Георгиевну, литератора Светлану Павловну, учителя математики Вяткину Любовь Михайловну. Плохих учителей у нас не было. Позже школа №8 была переведена в пос. Текстильщиков. Оттуда я и ушла на пенсию».
В былые времена Чита имела 20 школ для взрослых. Вечерняя школа всегда шла навстречу ученику. №№ 1, 2, 3 для шахтёров на Черновских, №7 на Кеноне для рабочих и военнослужащих (офицерские классы), №8 на Черновских, в 60-е годы на ГРЭС для Энергостроителей, затем на КСК для текстильщиков, №9 для жителей Острова, №11 для железнодорожников, №№ 18, 20 для осуждённых (в колониях), №19 для жителей Ингодинского района, №№ 1, 12 для Центрального района, №17 для Железнодорожного района, а также единственная в стране школа при пединституте №14.
Георгий Георгиевич Лесков, преподаватель физики, директор вечерней школы №20 г. Читы с 1985 г. по 2010 г.
В стране насчитывалось более 40 тысяч вечерних и заочных школ, их филиалов и консультационных пунктов. Ежегодно более 1 миллиона молодых людей без отрыва от производства получали среднее образование. За десятилетие с 1983 по 1993 гг. получили среднее образование в школах взрослых свыше 11 миллионов человек.
Перечислим имена тех выпускников советских вечерних школ, которыми до сих пор гордятся их учителя, одноклассники, вся страна: Ю.А. Гагарин, С.П. Королёв, В.В. Терешкова, Р.Я. Малиновский, К.А. Мерецков, Ю.В. Яковлев, Н.А. Сличенко, И.Р. Резник, И.Л. Олейников, Л.А. Якубович, О.Б. Видов, А.Н. Буйнов, историк моды А.А. Васильев, музыкант А.А. Кутиков, тренер Т.А. Тарасова (окончила вечернюю школу с золотой медалью).
Г.К. Окладная,
Отличник просвещения СССР,
автор-составитель книги воспоминаний
«Вехи большого пути: живая память
о днях минувших»
(к 70-летию вечерних школ г. Читы)
Иллюстрации из книги
Задача — помочь состояться в жизни
С сентября 1981 года по ноябрь 1986 года я работала директором сменной вечерней школы №9. Школа находилась в устье реки Читинка при её впадении в Ингоду в здании завода железобетонных изделий, занимая почти весь первый этаж административного здания.
Место расположения школы определяло контингент учащихся. В ней обучались рабочие и служащие овчинно-меховой фабрики, кожевенно-обувного комбината, завода железобетонных изделий, амурского пароходства и швейного объединения «Забайкалье», других предприятий.
По решению районного комитета образования, ежегодно мы также принимали на учёбу несовершеннолетних детей, не желающих учиться в дневных школах, находящихся в сложной жизненной и материальной ситуации. Этих детей сразу устраивали на работу и закрепляли за ними наставников. Несовершеннолетние школьники, обучаясь вместе со взрослыми людьми, меняли своё отношение к учёбе и поведение. Взрослые учащиеся не позволяли этим детям отвлекать на себя внимание на уроках, вести себя неадекватно. Да они и сами становились взрослее. Классы меньшей наполняемости, чем в дневной школе, позволяли учителю работать с такими детьми индивидуально.
Обучаясь в школе с 8 по 11 класс, подростки взрослели, становились серьёзнее, после школы шли служить в армию и возвращались на родное предприятие, имея среднее образование. И очень приятно, когда на улице останавливаются бывшие ученики и благодарят за то, что школа позволила им стать достойными людьми, создать семьи, получить профессию. Мы помним их, они – нас, учителей!
Государство уделяло большое внимание развитию вечерних школ. Для рабочих, совмещающих работу и обучение в школе, были установлены льготы: предоставлялся один рабочий день в неделю, свободный от работы, с сохранением зарплаты, учебные отпуска и т.д.
Обучение строилось по очно-заочной системе. В свободный от работы день ученики занимались в школе 8 часов и не менее двух раз в неделю в вечернее время. Один день в неделю был консультационным для тех, кто по производственным причинам не мог присутствовать на занятиях. Расписание также было составлено с учётом интересов работающих учеников и интересов предприятий, рабочих смен. Классы, в основном, комплектовались из рабочих одного предприятия. Параллели классов не учились в один день, а были расставлены в разные дни недели. Это позволяло учителям лучше вести контроль за посещаемостью учеников, работать индивидуально с каждым учеником, а учащимся прийти на занятия с другим классом в любой день недели, если он пропустил занятие по производственной или другой уважительной причине.
Учащиеся были дружны между собой, участвовали во всех мероприятиях школы, в общественных делах совместно с предприятием (субботники, озеленение и т.д.).
Все промышленные предприятия, окружающие школу, шефствовали над школой, оказывали большую материальную помощь, всё делалось безвозмездно. Завод железобетонных изделий предоставлял школе помещение, обеспечивал электро-, водо- и теплоснабжением. Овчинно-меховая фабрика ежегодно проводила косметический ремонт школы, помогала в приобретении школьного оборудования. Швейное объединение «Забайкалье» выделяло ткань на шторы. Пароходство и кожевенно-обувной комбинат выделяли материалы и краску на проведение ремонта. Все учителя школы свободно посещали предприятия, участвовали в производственных совещаниях, их знали и уважали в коллективах.
В то время добраться до школы можно было на автобусе маршрута №5, ходившего до пароходства (в народе это место называли «затон»). Автобус ходил редко, и все водители грузовых машин завода ЖБИ подвозили учителей и учеников.
Школа не стояла на месте. Мы совершенствовали кабинетную систему, добивались повышения качества обучения, участвовали во всех инновационных начинаниях, неоднократно были победителями в соревнованиях, получали первые места при сдаче школы. На базе нашей школы часто проходили обучающие семинары для руководителей других вечерних школ, открытые уроки, районные мероприятия.
Коллектив школы в то время: завуч Л.К. Крюкова, учителя математики Л.К. Строгонова, Л.Я. Башарова, русского языка Л.И. Гринкас, физики В.А. Троицкая, Г.С. Климова, истории Н.К. Мишина, Т.Б. Борисенкова, биологии-химии С.М. Храмцова, английского языка С.Л. Максимова, С.Н. Седова и другие имели высокие квалификационные категории, неоднократно поощрялись городским и районным отделами народного образования, трудились с полной отдачей и любовью к ученикам и школе.
С.А. Шишова,
Отличник просвещения СССР
Учились без отрыва от производства
Когда-то школы рабочей молодёжи были во всех посёлках Черновского района Читы: Торм, Наклонный, Кадала, рудник Кадала, станция Кадала, КСК (ШРМ №№ 6, 8, 13, 18). В центральном посёлке района — Восточном — работала ШРМ №3.
Из газет прошлых лет известно, что вечерняя средняя школа была в 1939 году. В 1942 году школа работала в п. Торм, своего помещения у неё не было, занятия проходили в школе №25. В 1945 году директором в ней была совсем молоденькая учительница Надежда Кузьминична Скрябина (Кузьминых). Позже многие годы она была преподавателем физики в средней школе №6, её помнят благодарные ученики.
Надежда Кузьминична Скрябина (Кузьминых), первый директор ШРМ №5
В 1945 году школу посещали 87 человек, в основном шахтёры. В 1950 году уже было 260 учеников. В 1964-65 учебном году в школе было 17 классов, 362 ученика, 14 учителей. У школы были тесные связи с предприятиями, руководители которых следили за посещаемостью школы учениками.
Удалось установить имена директоров ШРМ №3:
Кузьминых (Скрябина) Надежда Сергеевна – 1945 г.
Литунчин (Гарбуз) Татьяна Фёдоровна – 1946.
Гагаринский Борис Николаевич – 1947.
Полетаев Виктор Михайлович – 1950-51.
Игнатов Сергей Владимирович – 1952.
Матрёнинский Семен Павлович – 1955 – 24.11.1966.
Хохрякова Ада Ивановна – 1974-1980.
Брызгина Клара Алексеевна – 1980-1985.
Беляева Валентина Павлиновна – 1985-1986.
Учителя и ученики ШРМ №3. 1964-1965 г. Фото из архива В. Бабкиной
Гарбуз Татьяна Фёдоровна была физиком. «С каким интересом слушали мы её, затаив дыхание! Кладезь ума и остроумия!» – так вспоминал о ней ученик, черновчанин, впоследствии житель Ленинграда В.Б. Басов.
Полетаева Виктора Матвеевича на Черновских знали все, он был директором школ №№ 7, 44, 27, 51, 26 на Черновских. Удивительный был человек, с доброй душой и открытым сердцем, награждён орденом «Знак Почёта» 28.05.1949 г., медалями «За трудовую доблесть», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Матрёнинский Семён Павлович, спокойный, доброжелательный, справедливый, интеллигентный человек, возглавлял ШРМ №3, когда она работала в школе №7 в п. Торм, а позже в каменном 3-этажном здании на краю п. Сибирский. В этом помещении с 1966 года работала швейная фабрика.
Брызгина Клара Алексеевна – директор, преподаватель истории и обществоведения. 25 лет была педагогом городского профучилища №2 в п. Сибирский, а в 1980 году назначена директором ШРМ №3. Школа располагалась в пристройке к бывшей школе №6 п. Сибирский. Учеников было много, они стремились получить знания и аттестат об образовании, чтобы пойти учиться дальше. Коллектив учителей под руководством Клары Алексеевны был сильным, творческим, на своих уроках педагоги применяли современные технические средства и наглядные пособия.
Вечер, посвящённый Д.И. Менделееву в ШРМ №3. Фото из архива школы.
В разные годы в ШРМ №3 работали замечательные учителя, многие из них совмещали работу в дневной и вечерней школе.
Чубаров Иван Васильевич с 1938 по 1961 годы был директором средней школы №6 в п. Сибирский. После выхода на пенсию в 1961 году преподавал математику в ШРМ №3. Почётный гражданин города Читы (1967), Отличник народного просвещения (1957), награждён орденом Трудового Красного Знамени (1945), медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и «За трудовое отличие» (24.05.1947).
Красикова Калерия Васильевна, учитель русского языка и литературы, награждена орденом «Знак Почёта» (28.05.1949), медалью «За трудовое отличие» (28.05.1945). «Была учителем с большой буквы, удивительно чувствительным и находчивым. Каким-то внутренним чутьём Калерия Васильевна знала, кому, когда, в каком тоне что сказать. И не было случая, чтобы класс не разделял её оценок», – вспоминал П.В. Арзамасцев, её ученик и коллега.
Фадеева Любовь Харитоновна – преподаватель русского языка и литературы, Отличник народного образования, вдумчивый и добросовестный учитель и воспитатель. Работая завучем, уделяла большое внимание методической работе с учителями, оказывала помощь молодым учителям. Активно участвовала в педагогических чтениях, выступала с докладами на городских и областных педагогических чтениях, за что имела благодарности облоно.
Любовь Харитоновна Фадеева, русовед и завуч на уроке. Фото из архива школы рабочей молодёжи №3 г. Читы.
В школе работали будущие заведующие Черновского районо: Николай Иванович Черкашин и Пётр Васильевич Арзамасцев, известные, уважаемые педагоги. П.В. Арзамасцев в течение почти 20 лет был заместителем заведующего облоно, Н.И. Черкашин – заведующим гороно.
В историю войдут имена многих учителей вечерних школ: Лидия Иннокентьевна Балюра, Валентина Борисовна Варламова, Полина Порфирьевна Гаврилова, Лидия Васильевна Гантимурова, Лилиана Ильинична Ганьшина, Вера Матвеевна Гравина, Тамара Михайловна Гречушкина, Екатерина Александровна Покатова, Вера Яковлевна Савкина, Алла Михайловна Савушкина, Николай Петрович Солодянкин, Галина Тимофеевна Тарасова, Галина Николаевна Уланова, Тамара Леонидовна Филиппова, Иван Иосифович Цепляев.
ШРМ № 3. Цепляев И.И. с выпускниками. Фото из архива я О. Зиминой (Лепокуровой)
В 1986 году ШРМ №3 и №8 объединили. Филиал 8-й школы работал в бывшей школе №6 в п. Сибирский, которая была преобразована в центр образования №2 г. Читы. В 2014 году центр был закрыт. Здание школы снесли. Теперь вечерних школ в Черновском районе нет.
Посёлок Восточный. ул.Майская. Здесь была ШРМ №3 в 1966-80 году. Фото Дехтярук Е.П.
Е.П. Дехтярук,
заслуженный работник культуры
Читинской области
Фото из архива ШРМ №3 г. Читы
Все материалы рубрики "Темы"
«Читинское обозрение»
№40 (1410) // 05.10.2016 г.
0 комментариев