Там, где хотят, сбивают цены, у нас – ссылаются на кризис.
За окном уже осень, а цены на овощи в читинских магазинах и в торговых палатках почти как весной – по-прежнему кусаются. Объяснение простое – дескать, кризис, на всё цены растут.
А ведь есть возможность радикально насытить рынок и снизить цены на овощную продукцию. Заодно и помочь дачникам не только себя обеспечить помидорами, капустой, свёклой, морковкой, зеленью разной – у нас в Забайкалье они растут не хуже, чем на кубанских чернозёмах, но и реализовать часть продукции с выгодой. Посмотрите: вокруг Читы сплошь дачные кооперативы. И на каждом участке – богатые огороды, теплицы, парники. Самим хватает, и излишки продукции могли бы продать. Но далеко не каждый может стоять у импровизированных прилавков с пучком лука или ведёрком помидоров. Чего не хватает?
В ряде регионов страны возможность насытить рынок овощной продукцией не упустили. Об этом немало сообщений. Префектура Зеленоградского административного округа (под Москвой) уже создала учреждение, задача которого – скупать излишки продукции у дачников и продавать их на ярмарках выходного дня и через столы заказов. Как рассказал заместитель префекта ЗелАО по потребительскому рынку Александр Чеботарёв, сейчас продукция частников скупается монопольными перекупщиками по очень заниженным ценам, потому что «никто не хочет заниматься продажей товара и брать на себя все сопутствующие хлопоты». Созданное госучреждение заключает прямые договоры с дачными кооперативами и с частными лицами, имеющими приусадебные хозяйства.
«При закупке продукции у дачников наценка минимальная. Если дачник или фермер привозит свою продукцию сам в пункт приёма, то он получает компенсацию транспортных расходов, – говорит Чеботарёв. – Причём торговать таким образом можно не только овощами. К примеру, есть много дачников, разводящих кур, гусей, уток, они собирают от 50 до 200 яиц. Этого слишком мало для крупных ритейлеров или для продажи на ярмарке, но если собрать яйца по всем дачным хозяйствам, то получаются внушительные объёмы».
Руководитель Московского областного отделения Союза садоводов Юрий Шалыганов считает, что такой механизм будет востребован как среди садоводов, так и у потребителей: «В ряде регионов, например в Томской области, проводили акцию «Добрый росток», в рамках которой бесплатно раздавали садоводам семена и саженцы, а они взамен часть урожая должны были отдать социальным учреждениям: детским садам, школам, детским домам, больницам».
Союз садоводов предлагает создать при центрах социального обслуживания столы заказов, куда социально незащищённые категории граждан могли бы отправлять свои заявки: сколько и каких овощей и фруктов им в каком месяце понадобится. «Сейчас соцработники также могут выполнять их заказы, но картошку они берут в ближайшем магазине по 25-30 рублей, а через прямой контакт с совхозами ту же картошку им будут доставлять дешевле, – говорит Шалыганов. – Излишки, которые не удалось реализовать через стол заказов, будут продаваться на ярмарках выходного дня – либо в отдельных «социальных» палатках, где товар смогут купить обладатели социальной карты, либо в обычных – тогда овощи и фрукты по сниженным ценам станут доступны всем потребителям».
Так что кризис кризисом, а работать надо.
Все материалы рубрики "Весело живём"
Владимир Тихомиров
«Читинское обозрение»
№36 (1416) // 07.09.2016 г.
0 комментариев