У многих школ нашего города есть своя удивительная история, о которой многие люди, не включая учеников этой школы, не знают. Вот почему очень хочется поделиться этим с каждым из читателей. Моя статья так и называется «удивительная история одной школы», а именно история школы №13 (МБОУ СОШ №13).
Архивные записи
Пройдёмся с вами по всему пути, который преодолела будущая школа №13.
1904 год. Председательствовал городской голова В.В. Хлыновский.
«В 1904 году городской Думой (Читинской) был отведён под школу целый квартал земли количеством до 2000 кв. сажень. На сей земле построена церковь во имя Воскресения Христова (церковь-школа) и двухэтажный дом. Церковь властью Епархиального начальства была отдана военному ведомству, а школа одноклассная поместилась в двухэтажном доме».
Осенью 1906 года был открыт класс за счёт закрытия учительского класса при монастыре. Школа открыта с определённой целью — принимать детей бедных родителей, не имеющих возможности обучать своих детей в городском училище или в гимназии.
Осенью 1907 года был открыт 2-й класс при Читинской Воскресенской имени Императора Александра III церковно-приходской школы. «Учитель 2-го класса вёл занятия и с 3 и 4 отделениями школы» (5-го отделения не было).
Школа была открыта для детей «бедных родителей, не имеющих возможности обучать своих детей в городском училище или в гимназии». Для этой гуманной цели городская Дума выделила единовременное пособие 300 рублей, хотя никогда ранее не давала денег церковным школам.
Из 1146 детей, поступивших в церковно-приходские школы Забайкалья, окончили курсы по программе церковно-приходской школы только 63 человека (5,5%) — 50 мальчиков и 13 девочек. Детям было сложно зубрить молитвы, да и бедные родители пытались забрать детей,чтобы «присмотреть за скотиной, пасти овец, коров, съездить за дровами и сеном, боронить, жать, грести».
Сначала дети писали карандашом крестики, кружки, палочки. Письмо пером начиналось с письма элементов букв. Основные правила правописания проходили по книге Некрасова «Практический курс правописания».
В 1907-1908 учебном году в школах Читинского уезда учились 182 мальчика и 61 девочка. Дети входили сначала в младшую (низшую), затем в среднюю, общеобразовательную (старшую) группы. Преобладало хоровое обучение, когда на вопросы школьники отвечали хором, да и только знающие материал, а другие молчали. Со слабоуспевающими занятия проводились редко. Родители, видя затруднения своих детей в обучении, стали говорить: «зачем нашим детям нужны большие знания по Закону Божию, ведь не в псаломщики готовятся они. Надо нам, дескать, двухклассную школу, дающую права по воинской повинности; школу, дающую сельских и волостных писарей».
В первые годы отдельных уроков пения не было, но дети ежедневно пели молитвы.
«Учащиеся в мужской Воскресенской школе имени Александра III под руководством учителя умели петь хором и довольно стройно». В 4-ом отделении школы учились, кроме кончивших приходское училище, ученики из министерской школы «подгородяко» Смоленского посёлка.
По славянскому языку во 2-ом году обучения дети научались читать механически, не понимая или с трудом пересказывая текст. Только лучшие ученики могли читать в церкви.
В школах грамоты имелись небольшие библиотеки от 5 до 25 рублей. В 54 школах грамоты было 5 508 учебников.
Вот учебник по обучению детей грамоте «Ученье — Свято». В некоторых школах использовали учебник Горбунова и Посадова «Красное Солнышко». Для чтения (после азбуки) была книга Тихомирова «Вешние всходы», Горбунова-Посадова «Ясная Звёздочка». Дети читали по этим книгам охотнее.
В церковно-приходской школе изучались самые разнообразные предметы: русский язык, чтение, Закон Божий, арифметика, церковное пение, рукоделие, история, геометрическое черчение.
В 1930 году церковный участок по ул Лазо, 81 со всеми постройками был передан школе ФЗС на 515 учащихся при кожмехкомбинате. Здание по ул. Лазо, 81 было передано под школу №11.
Военное время
В 1941 году здание школы №11 становится эвакогоспиталем НК З №1939 (начальник Кравченко). В школе размещается нейрохирургическая больница. Все учащиеся школы переводятся в деревянное здание школы №5. В здании школы создан кабинет лечебной физкультуры, лаборатория для взятия анализов.
Населением была собрана мебель, постельные и гигиенические принадлежности, бельё и посуда, книги, цветы, шашки, шахматы, свежие продукты для раненых. Колхозы выделяли животных в подсобные хозяйства при госпиталях, мясо, яйца, овощи. Гражданское здравоохранение снабдило медицинским оборудованием. Мастерские изготавливали костыли, носилки, витаминные экстракты. Дети и взрослые заготавливали лекарственные травы: почки берёзы, ландыши, валериановый корень, шиповник.
Для раненых, потерявших много крови, местное население становилось донорами. Нередко врачи отдавали свою кровь нуждающимся больным прямо во время операции.
Раненые получали газеты, смотрели концерты, спектакли, кинокартины, слушали лекции.
Нейрохирург М.Г. Старосельский в 1945 г. был награждён Орденом Красной звезды. В честь него в школе №13 создаётся и будет названа парта Героя.
Долгий путь до преобразования в школу
В 1957 году был произвёден капитальный ремонт здания по ул. Лазо, 81 и сделаны кирпичные пристройки с ж/б перекрытием с обоих торцов здания. В настоящее время общая площадь всего здания, занимаемого средней школой №13, составляет 2004,1 кв.м.
В 1954 г. становится Мужской средней школой №5, в 1954-1959 годах — средней школой №5, а с 1959 года — средней политехнической школой с трудовой подготовкой. С этого же года школа №11 по ул. Лазо, 81 из средней, десятилетней стала восьмилетней.
До 1967 года в школе не было кабинетов. Занимались в одном классе. Во всех классах были парты. Даже десятиклассники сидели за маленькими партами.
С 1967 года школа перешла на кабинетную систему. Созданы кабинеты: русского языка, математики, физики, химии, географии, истории, английского языка. С этого времени кабинеты пополняются наглядными пособиями, оснащаются светозвукотехникой. В каждом кабинете есть фильмоскопы, проигрыватели.
В 1968 году состоялось торжественное открытие Ленинского зала. С этого времени в зале проводятся комсомольские собрания, ленинские уроки, лекции, беседы, чтения, заседания комитета ВЛКСМ. И, наконец, в 1988 г. здание стало школой №13, коей и является по сей день.
Воспоминания бывших учеников, родителей, учителей школы:
«На уроках чтения читали художественные произведения классиков: М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, а также Житие Святых. Устраивали театральные представления или Волшебные фонари» (из воспоминаний бывших учеников).
«В здании существовало две школы — внизу школа №7, вверху — 13. Школа была церковно-приходской, где преподавались уроки Закона Божьего. Учителя в двух школах были разные, священник был один — отец Иван Бугримов. Наверху, в актовом зале (ныне Ленинский зал) прямо напротив двери висела икона, под окнами портрет Императора и Императрицы. Звенел звонок на урок, все строились по порядку классов, заходили в актовый зал и выстраивались. Начинался молебен, затем поворачивались направо и пели «Боже, царя храни», и расходились по своим классам. В классах перед занятиями и после них читались молитвы. Девочки садились с девочками, а мальчики с мальчиками. Форма была под форму гимназиста, без ремня в школу не пускали. Наказания были такие: мальчика, который провинился, садили между девочек или надевали платок на голову. Это было самое позорное; оставляли без обеда, ставили на колени. В двух школах было шесть классов: по одному — первый класс, второй и третий. В школе обучали только трём классам. Затем нужно было переходить в высше-начальную (семь классов). В школе проводились ёлки, игрушки с ёлки раздавались детям. Детям солдат раздавались подарки: конфеты, материал и другие» (из воспоминаний Серебренникова А.С.).
«Учебник у нас был один или два на весь класс, так что занимались и готовили уроки в классе. Тетради берегли, как зеницу ока. В 1929 вступила в пионеры. Фотография этих лет есть. И имя пионервожатой, и классной наставницы — Загоскина Татьяна Владимировна. Мы её очень любили. Ходила она в полувоенном костюме с портупеей. Это был костюм комсомольцев. Любимые песни наши были: «Взвейтесь кострами, синие ночи», «Картошка», «Мы кузнецы». Были сборы, пионерские костры, походы за Ингоду» (из воспоминаний Черенковой (Воейковой) А.Ф.).
«За школой сад, который мы, пионеры, совместно со старшими ребятами, сами высадили. Хотелось бы мне посмотреть свою школу. Теперь она, наверное, светлая, громадная, чистая» (из воспоминаний бывшей ученицы школы).
Вот как-то так и выглядит путь, который прошла школа №13. Она выполняла много разных ролей, каждая из которых являлась очень важной. Её история, действительно, очень удивительна и интересна. Эта школа оставила след не только в жизни учащихся и работников этой школы, но и тех, кто находился там, когда она являлась госпиталем, для тех, кто помогал раненым в то тяжёлое время, для всех врачей, которые спасали и лечили людей. Да и в целом, историю этой школы должен знать каждый житель нашего города, а то и края, чтобы понимать, через что прошла эта школа, её значимость и след в истории нашего города. Поэтому я и решила поделиться своим рассказом с вами.
Все материалы рубрики "Страницы истории"
Мария Фирсова
Фото из архива автора
«Читинское обозрение»
№14 (1706) // 06.04.2022 г.
Вернуться на главную страницу
0 комментариев