Главная / Авторы / Ольга Харчева / «Угольные» километры Александра Баранчугова
«Угольные» километры Александра Баранчугова


Его отец когда-то возил шахтёрские грузы, только на гужевом транспорте, братья добывали уголь. «Так что у нас вроде как династия», –  улыбается ветеран. 

Общий стаж работы у Александра Ильича Баранчугова – почти 50 лет, но самым ценным периодом он называет годы на шахте. И хоть в забой не ходил, но зато перевёз немалые тонны «чёрного золота» на своём автомобиле, а после организовывал перевозки, уже будучи заведующим автопарком. Помимо того, его коллеги обслуживали всю социальную сферу, по тем временам немаленькую: больницы, детские сады, предприятия общественного питания.

Трудовой путь он начал после школы. Работал автослесарем, три года отдал ракетных войскам, вернулся на Черновские, сел за руль «КрАЗа». Возил уголь, вскрышные породы. Ответственный парень был на хорошем счету у руководства. Однажды начальник автоколонны пригласил молодого коллегу к себе в кабинет и предложил стать преемником. Александр, которому тогда только минуло 33 года, растерялся: примет ли коллектив, в котором немало пожилых, опытных шофёров, нового руководителя взамен фронтовика Иваныча?
– Молодость – недостаток, который быстро проходит, – пошутил тогда начальник.

Новому руководителю автоколонны досталось «беспокойное хозяйство»: 200 подчинённых, 150 машин. Автоколонна являлась головной, потому и спрос был особый. В бытность Баранчугова начальником на предприятии произошли серьёзные перемены – удалось построить линию воздухоподогрева для машин. Проект делал сам. До этого машины стояли на открытом воздухе и в морозы доставляли водителям и механикам немало проблем. 

Затем Александра Ильича перевели в технический отдел заместителем главного инженера. В 1969 году вступил в партию, избрали секретарём партийной организации. Следующим этапом трудового пути стало назначение в 1976 году на должность директора автобазы. Ему подчинялись пять автоколонн, расположенных в Новопавловке, Хараноре, Букачаче… Сплошные командировки и разъезды. Дома в те годы бывал редко. 

Росли объёмы перевозок – с 3 миллионов тонн в год до 12. Грузооборот также увеличился в четыре раза. Половину этих объёмов давал Харанор, на втором месте стоял Тигнинский угольный разрез. Потому там он бывал особенно часто. 

С теплотой вспоминает своих наставников – Александра Матвеевича Сибирякова, Николая Николаевича Власова. Эти люди личным примером учили, как надо относиться к работе и к тем, кто рядом. 

Шли годы. Открылся Тататуровский разрез. Начальник шахты Николай Власов направил Александра Ильича «поднимать» новую автобазу. Дали пять «БелАЗов», гараж. Штат работников формировали на месте. Но далеко не все оказались способны выдержать рабочую смену по 12 часов. Коллектив сложился не сразу. Пока это произошло, Александр Ильич, по его признанию, смотался на Татауровский не менее 800 раз. Поначалу считал, сколько именно, а после махнул рукой. 

– Бывало и такое, – вспоминает ветеран, – доберёшься, наконец, до дома глубокой ночью и мечтаешь только об одном – немного поспать, а тут телефонный звонок: «Ильич, ты где?». Там у тебя машины не все на линию вышли. Тут же сон долой, садишься за «баранку» – и снова на разрез. Берёшь свободный «КрАЗ» и «вспоминаешь молодость» – отрабатываешь смену за подчинённого, который не смог выйти на смену. 

Причины бывали разные, в том числе уважительные, но уголь не спрашивал, болен ты или здоров. Перевозки нужно было осуществлять регулярно. Между автобазами частенько проводились соцсоревнования. И наши земляки нередко выходили победителями.

25 лет отдал Баранчугов угольной промышленности. Выпивке и даже курению в его жизни места не было. Усталость снимал игрой на баяне. 
– С годами только я начал понимать, – делится Александр Ильич, – что маловато давал тепла своим близким. Всё работа, работа…

В семье росло два сына. Супруга работала крановщиком, мастером на заводе ЖБИ, трудилась на лесозаводе. Как и муж, всегда была в передовиках. И по дому всё успевала. 

В тяжёлые 90-е годы автобазу ликвидировали. Сначала начались перебои с соляркой. Где только не добывал её Ильич. Но и это не помогло. Народ стал увольняться. И перед ним тоже встал вопрос: как жить дальше? И он пошёл работать инженером по производству в ГПТУ, после перешёл в «Облгаз» заместителем директора автобазы. И там трудился почти 15 лет. 

– Работал бы и дальше, – вспоминает Александр Ильич, –но в это время серьёзно заболел мой брат. А он был совсем одиноким, ухаживать некому. Я сразу уволился и три года ему помогал, практически жил с ним. Сейчас вот нахожусь на заслуженном отдыхе.

Но отдыхает ветеран весьма активно. Помимо заботы о супруге, чьё здоровье в последнее время пошатнулось, всё лето «бегает на огород», как сам говорит. В родительском доме в посёлке Наклонный выращивает овощи и ягоды. Путь, конечно, неблизкий, но зато даёт возможность держаться в тонусе. Скважину пробурил, вода для полива теперь есть всегда. Пять внуков и правнучка души не чают в деде. Ведь он такой заботливый и добрый. А ещё интересный рассказчик. Настольными книгами ветерана являются те, где рассказывается об истории Черновских копей, и о тех, кто трудился там в разные годы. Ведь и его имя навеки в этом почётном списке шахтёров – настоящих героев труда и достойных людей.

Все материалы рубрики "Люди родного города"
 

Ольга Харчева
Фото автора

«Читинское обозрение»
№34 (1362) // 19.08.2015 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net