Главная / Авторы / Александр Баринов / «Менее низости, более усердия к службе…»
«Менее низости, более усердия к службе…»


10 января 1702 года (30 декабря 1701 года по старому стилю) царь Пётр I издал два указа, оставивших след в отечественной истории. Историки подсчитали, что во время правления Петра Великого им было издано около четырёх тысяч указов, причём многие касались всех областей жизни жителей огромной страны.

В одном подданным предписывалось челобитные (обращение к царю и его представителям на местах) и прочие документы впредь писать полным именем, вместо уничижительных полуимён (Ивашка, Санька и т.п.), запрещалось называть себя «холопами» и «рабами». Кроме того, запрещалось падать перед царём на колени, а также не снимать зимой на морозе шапку перед домом, в котором находился царь. Необходимость этих нововведений Пётр Алексеевич пояснил такими словами: «Менее низости, более усердия к службе и верности ко мне и государству — сия то почесть свойственна царю…»

Понятно, что борьба с раболепием растянулась на годы, десятилетия, а в чём-то — и на века.

Например, в 1709 году с челобитной к нерчинскому воеводе Мусину-Пушкину обратился «гулящий» (так тогда называли вольноотпущенных крестьян и посадских людей, не приписанных ни к одной категории) человек Герасим Носырев. Вот что он написал в своём обращении: «Державнейший царь-государь, милостивейший, живу я, раб твой, в Нерчинску многие годы, а ни в какой чин и тягло не поверстан…». Это было начало XVIII века. Известно, что в конце уже века XIX Антон Павлович Чехов советовал «выдавливать из себя по каплям раба». Зачастую именно мнимые «кандалы» закрепощают нашу жизнь, делают нас рабами привычек, а то и примитивных интересов, заставляющих раболепствовать перед «сильными мира сего».

Пётр I стремился подчинить себе всё, что было в его государстве, исключением не стала и Русская Православная Церковь. 10 января 1702 года (30 декабря 1701 года по старому стилю) царь подписал указ, которым отнял у монастырей право распоряжаться своими доходами, сбор которых был поручен «Монастырскому Приказу». Денежное и хлебное жалование теперь должно было выделяться из доходов монастырей, а вотчины и угодья у монастырей забирались государством. В то время в Забайкалье (причём оба в Западном) было всего два монастыря — Свято-Троицкий (в Селенгинске) и Посольский Спасо-Преображенский (на берегу Байкала).

Отмечу, что реформирование основ взаимодействия государства и церкви шло на протяжении всего царствования Петра Великого. И во многом образцом для него стали реформы, проведённые в этой сфере английским королём Генрихом VIII, который стал главой англиканской церкви.

Современные российские историки эту реформу в России условно разделяют на два этапа. На первом (1701– 1710) фактически дублировались указы, ранее изданные отцом Петра I, царём Алексеем Михайловичем. Так, Пётр Алексеевич восстановил учреждённый отцом упомянутый выше «Монастырский Приказ», который в 1675 году (буквально за несколько дней до смерти этого царя) был упразднён Московским Собором, создавшим взамен «Патриарший Приказ». Этот последний Пётр I распустил. «Монастырский Приказ», по воле царя, получил право не только управления, но и возможность вмешиваться во внутренний уклад монастырской жизни. Велено было устроить перепись монашествующих. Свободный переход из одного монастыря в другой был запрещён, как и новые пострижения в монахи без разрешения царя. На втором этапе реформирования государственно-церковных отношений в России (1711–1725) были созданы и новые государственные органы управления (тот же Сенат), но также и новые органы управления Русской Православной Церковью, главой которой становился император России. Вместо упразднённого патриаршества в 1721 году был создан Святейший правительствующий Синод, состоявший из одиннадцати человек. Императора в Синоде представлял обер-прокурор, слово которого во всех вопросах было решающим.

На фото: «Пётр Великий». Художник: П. Деларош, 1838. Кунстхалле, Гамбург.

Все материалы рубрики «Этот день в истории»

 

Александр Баринов
Фото: audioknigaonline.ru
«Читинское обозрение»
№1-2 (1797-1798) // 10.01.2024 г.

 

 

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net