Главная / Темы / Улица Россия в Цицикаре
Улица Россия в Цицикаре
В городе Цицикар в 1907 году была образована улица с необычным названием


В районе Анъанси города Цицикар была образована в 1907 году улица с необычным именем: Россия. Вдоль линии КВЖД довольно хорошо сохранились русские дома, они являются яркой особенностью этого места. С двух сторон расположены здания в русском стиле, которые образуют превосходную ансамблевую застройку, с находящимся в центре вокзалом Анъанси (первоначальное название — вокзал Цицикар).

Гармоничное соединение построек западного стиля имеет довольно высокую архитектурную и культурно-историческую ценность.

История о Ламатай
Я несколько раз проезжал на поезде мимо Анъанси и всё время обращал внимание на то, как хорошо сохранились русские дома в этом районе. Тогда и возникла мысль осмотреть их, пофотографировать, но по разным причинам никак не удавалось попасть туда.

19 июля 2010 года улица Россия в Анъанси г. Цицикара была избрана второй знаменитой улицей истории и культуры Китая. Началось её планирование. Исчезнет ли вслед за грохочущим, разрушающим бульдозером первоначальный облик? Сделают ли коммерсанты здесь дорогие входные билеты? Я должен немедленно поехать посмотреть на настоящий, естественный стиль!

В один из дней осени я сел на поезд, следующий на север. Под вечер с немногочисленными пассажирами вышел в Юйшутуне и планировал здесь переночевать, а завтра утром сесть на другой поезд и поехать в Анъанси. К сожалению, условия проживания здесь оказались крайне плохими: под лёгким морозным ветром. Поэтому я нанял мотоцикл и поехал в Анъанси.

На следующий день я уже бродил по культурно-исторической улице Россия, рассматривал стены, лазил на крышу. Многие слоняющиеся без дела местные жители обратили на меня внимание, они и рассказали мне о зданиях в Анъанси. Здесь сохранилось так много старых сооружений… Причина этому — нищета! Нет денег на развитие, но нет денег и на разрушение домов, имеющих культурную ценность. В данном случае нищета — это хорошо, иначе с Анъанси произошли бы перемены, повсюду возникли бы «железобетонные спичечные коробки».

Один мужчина лет шестидесяти поведал мне печальную историю. Он сказал, что раньше прямо перед вокзалом находилось культовое сооружение «Ламатай». Снаружи оно было очень красивое, с колокольней наверху. Пассажиры слушали колокольный звон и спешили на поезд.

Тогда я сразу спросил его: «В прошлом Анъанси был местом проживания русских, почему здесь располагался ламаистский храм?». Пожилой мужчина с недоумением посмотрел на меня: «Место, где жили иностранные монахи, все люди старшего поколения называли «Ламатай».

После начала строительства КВЖД на северо-востоке Китая в 1898 году, для удовлетворения духовной потребности верующих было построено несколько церквей. Русское православие постепенно проникло на северо-восток Китая. В то время в пекинской миссии православных священников называли «лама», а церковь — Ламатай. Так и распространилось это название.

То, что рассказал старик, было на самом деле. Возведённую в 1902 году русскую православную церковь кирпично-бетонной постройки действительно называли «Ламатай». Старик ещё добавил: «В шестидесятые-семидесятые годы в Ламатай находился продовольственный магазин, в восьмидесятые годы там жарили длинные трубочки из теста — «юйтяо». Потом произошёл пожар, что удивительно, русскому камню был нанесен совсем небольшой ущерб, несколько лет церковь стояла заброшенная».

Впоследствии администрация железной дороги решила построить на этом месте детский сад. За неимением взрывной и крупногабаритной строительной техники весь процесс сноса церкви выполнялся руками рабочих. Здание очень крепкое, чтобы снести его, понадобилось три месяца, было затрачено неимоверно много сил. Говорят, что рабочим несколько раз увеличивали зарплату.

Когда снесли половину церкви, рабочие обнаружили могилу и сразу сообщили в соответствующие органы. Вскоре приехали несколько человек на мотоциклах, осмотрели место и определили, что там захоронение русской монахини. Старик рассказывал с лёгким волнением: «Один человек забрал серебряный крест с её шеи, но они не сказали, что делать с останками».

«И никто с железной дороги или стройотряда не переместил останки и не захоронил в другом месте?», — поспешно спросил я.

Старик ответил не сразу, он затянулся сигаретой, взгляд был немного печален, затем вздохнул и продолжил: «Нет, никто не стал этим заниматься…».

Тогда только началось проведение политики реформ и открытости, Управление общественной безопасности не сказало, как поступить, кто будет проявлять инициативу. Останки находились вблизи рабочей площадки.

Старик продолжал: «Я тогда подумал, монахиня — это не полицейский, не военный, умерла уже много десятков лет назад, не следует так относиться к человеческим останкам, и хотел найти место и захоронить». Простой китайский народ очень добрый!

Мой собеседник сообщил, что в тот день он тоже не осмелился переместить останки. Политическая среда того времени была несвободной. А потом они исчезли. Никто не знает, куда они делись.

Мечта о благоустройстве
Когда же сможет осуществиться мечта о благоустройстве улицы Россия?

После введения в строй КВЖД, станция Анъанси стала называться станцией Цицикар. Почему русские не построили такую крупную, важную станцию на берегу Нэньцзян*, там, где сейчас находится Цицикар?


Ст. Цицикар КВЖД

У Цинского двора были противоречивые стремления, они хотели, чтобы железная дорога находилась поближе к политическому центру Хэйлунцзяна, для того, чтобы иметь возможность контролировать обстановку, но и боялись, что если железная дорога будет располагаться слишком близко, при ухудшении ситуации военным Царской России будет легко напасть на них.

В 1908 году от Цицикара до Анъанси был построен железнодорожный путь облегчённого типа. В июле 1927 года глава северо-востока генерал-губернатор Чжан, с целью противостояния военным действиям на территории трёх северо-восточных провинций (а в то время на контролируемой японцами Южно-Маньчжурской железной дороге КВЖД, Чанчунь-Далянь всё время возникали проблемы), а также, чтобы вовремя транспортировать войска и товар, пустил в эксплуатацию железную дорогу Таонань-Анъанси. Так Анъанси стала точкой пересечения трёх железных дорог.

В 1931 году в опубликованной в Китайско-Восточном экономическом журнале статье о настоящем и прошлом станций западной линии, была информация об улице, на которой находится станция Анъанси, в том числе, о торгово-промышленных организациях. Промышленность, главным образом, представляла мельница «Цзэнчан», маслобойня «Гуанцзи» хэйлунцзянской компании Гуансинь, табачная фабрика «Илисы», продукция для сбыта отправлялась в Бокэту, Хайлар, Маньчжурию и на другие станции. Насчитывалось 15-20 предпринимателей, занимающихся продовольственной торговлей, у каждого годовой оборот составлял 40000-50000 юаней. В торговле внутри Китая основной компанией являлась Гуансинь, в период 1928- 1929 гг. иностранная фирма «Сибирь», Восточно-азиатская компания, Китайско-английская компания, Советское дальневосточное управление государственной торговли и др. Они экспортировали свои товары в Европу. Крупные харбинские маслобойни в Анъанси покупали и отправляли огромное количество соевых бобов. В начале октября 1929 года в Анъанси была создана зерновая биржа, которая оформляла фьючерсы. Среди экспортной продукции на этой станции было не только зерно, но и бобовый жмых, соевое масло, мука, пшеница. На станции Анъанси располагалось четыре транспортных компании: южно-маньчжурское представительство японской акционерной компании международного транспорта, транспортные компании Синьтайсин, Фусин и транспортная фирма Чжао Цзядянь.

В начале тридцатых годов двадцатого века станция Анъанси стала необходимым транспортным пунктом и важным торговым портом главного города провинции Хэйлунцзян — Цицикара. Через неё проходили продукты и другие товары для разных близлежащих уездов. Отсюда был транзит сельскохозяйственной и побочной продукции бассейна Нэньцзян, торговое сообщение велось беспрерывно. Сейчас у жителей ещё сохранились традиции того периода, у них можно найти похожие на русские жизненные и пищевые привычки.

Ближайшие десять лет я в разное время шесть раз посещал улицу Россия. В 2010 году там висели чертежи, знакомящие с планами по развитию улицы. В 2013 г. ограда с информацией исчезла, и в этот раз я от местных жителей услышал, что с юга приезжала семейная пара посмотреть в Анъанси культурно-историческую улицу страны. Женщина, оглядевшись вокруг, сразу с упрёком заявила: «Вообще ничего здесь нет! Читаешь какую попало информацию!». В ответ её супруг возразил: «Зато здесь обстановка экологически чистая!». Супруги спорили-спорили, а потом… подрались.

В 2019 году Цицикар и одна пекинская компания заключили договор о развитии улицы Россия в Анъанси. Недавно я снова съездил туда и обнаружил, что сделали два небольших участка и построили несколько дорог, выложенных плитами и мощёных камнем. Местные жители сказали, что уже сменились руководители нескольких созывов, выпустили несколько планов. Не знаю, этот раз будет успешным или нет? Сейчас действительно немного проявился обновлённый облик местности, но до выполнения задачи ещё очень далеко. Хотелось бы, чтобы те супруги с юга снова приехали в Анъанси посмотреть улицу Россия и больше не дрались.

*Крупнейший приток реки Сунгари

Все материалы рубрики "Темы"
 

Чэнь Вэньлун,
исследователь КВЖД
г. Дацин пров. Хэйлунцзян

Перевод Натальи Торгашевой

«Читинское обозрение»
№39 (1679) // 22.09.2021 г.



Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net