Главная / Авторы / Сергей Балахнин / В бой идёт поющая эскадрилья
В бой идёт поющая эскадрилья
Часть I


Синее тихое мирное небо. Как сегодня. Как сейчас… А тогда там, 75 лет назад оно было иным: чёрным от дыма бомбовых разрывов и белым от вспышек зениток и линий трассирующих пуль от бортовых пулемётов крылатых машин. Чёрно-белое небо войны… Зафиксированное кинохроникой первой половины 1940-х и художественными полотнами русских режиссёров. Сегодня об одном из них, самом известном, «написанном» в 1973 году такими же чёрно-белыми красками лихой годины. Сегодня о звёзднокрылых, поющих воинах и о громовом небе. Сегодня «В бой идут одни «старики» под управлением своего Маэстро – Леонида Быкова.

Настоящая, крылатая, поющая
Эта известная и любимейшая миллионами зрителей история войны, любви, смерти, героизма и музыки началась задолго до выхода на экраны. Дело в том, что «поющая» эскадрилья была вполне реальна и ожесточённо дралась с немецкими асами в составе легендарного 5-го гвардейского истребительного авиаполка под командованием Василия Сталина. Почему «поющая»? Здесь имелся собственный хор и даже джаз-банд. Оркестром Леонида Утёсова эскадрилье было подарено два истребителя, на одном из которых красовалась надпись «Весёлые ребята», скрипичный ключ и те самые ноты, что потом появились в фильме, на борту самолёта гвардии лейтенанта Титаренко. Интересно, что и сам Маэстро – отнюдь не художественный персонаж киносценария Евгения Оноприенко и Александра Сацкого. Командовал «поющей» эскадрильей Герой Советского Союза, лётчик Виталий Попков с радиопозывным …«Маэстро»! А ещё по «совместительству» командовал джаз-оркестром и пел. Именно Попков подсказал киношникам большую часть сюжета и название будущего шедевра, но об этом чуть ниже.

Киноавиатор и «старики»
Мечта снять картину о крылатых героях появилась у Леонида Быкова ещё в 1960-х годах, когда актёр начал пробовать себя в режиссуре. В годы войны он страстно хотел стать военным лётчиком. Трижды пытался поступить в авиаучилище. Даже поступил. Но вскоре по состоянию здоровья, а также из-за малого роста (всего 1 метр 63 см) был отчислен. Сохранив горячую любовь к небу и людям этой героической профессии, Быков как режиссёр третий свой фильм решил непременно посвятить именно лётчикам войны. Перебравшись в 1971 году с «Ленфильма», где он начал режиссёрскую карьеру, на студию им. Довженко, в Киев, Леонид Фёдорович понял – пришла пора осуществить давно задуманное. Пригласив в соавторы сценаристов Оноприенко и Сацкого, они засели за работу. На 70% сюжет основывался на воспоминаниях лётчиков-фронтовиков, в частности, героя Виталия Попкова, на тот момент, генерала ВВС. Интересно, что с Попкова был так же «списан» ещё один колоритный персонаж картины «В бой идут одни «старики» – лейтенант Александров – «Кузнечик». На самом деле, низкие виражи над аэродромом перед девушками выделывал не кто иной, как сам Попков, за что командир приказал запретить ему боевые вылеты на месяц. Но таких отклонений от реальных событий в сценарии было немного, а…

…Остальное было правдой войны
И любовь узбекского Ромео (настоящая фамилия лётчика была Марисаев) к русской Джульетте-Маше,  и их последующая гибель (девушка погибла во время бомбёжки столовой, а Ромео сложил голову в одном из боёв). А вот прототипом её подруги Зины стала жена главного консультанта фильма Харламова – бывшая лётчица и очень красивая женщина. По фильму обе девушки погибли, но, на самом деле, вторая жива и по сей день. Её муж в шутку грозился, когда они ругались на съёмках: «Надя, перестань, а то убью по-настоящему». Механик Макарыч в реальной жизни действительно крестил самолёты перед вылетом, правда, ещё и выпить любил.

Лётчик Сергей Скворцов, солист хора 5-й эскадрильи, мечтавший стать солистом Большого театра, погиб во время воздушного боя. Когда самолёт падал, он успел крикнуть ту самую фразу, что потом зазвучала в фильме: «Будем жить!».

Сам Маэстро-Попков на сбитом немецком самолёте действительно попал к своим в плен и в качестве доказательства «предъявил» забористо-непечатное русское «многоэтажное» и заехал одному из конвоиров в физию. Поверили… Сюжет фильма давали сама жизнь и война.

«Поющие клоуны»?!
В середине 1972 года сценарий фильма «В бой идут одни «старики» был передан на обсуждение чиновникам студии им. Довженко. И тут произошло неожиданное… На Быкова вылили ушат грязи, обвинив, что советские лётчики в его будущей картине изображены как поющие клоуны. «Сценарий картины наивен, неправдоподобен, не героический, не…» Чтобы доказать обратное, Быков взялся «обкатывать» сценарий …на сцене. Чтение им отдельных кусков сценария в самых разных городах Советского Союза вызывало у слушателей такой восторг, что никаких сомнений в правильности созданного произведения у цензоров уже не возникало. А тут ещё за сценарий стали заступаться люди, которые сами не понаслышке знали о войне. Веское слово «за» сказали лётчики-фронтовики, ветераны 5-го гвардейского полка. Но и после официального утверждения на запуск картины проблем не стало меньше. Началось с плёнки…

Чёрно-белое, правдивое
Быков задумывал «Стариков», как цветной фильм. В то время «цвет» давали лишь проверенным режиссёрам, причём больше на фильмы в полузагадочном, не совсем ясном и сегодня стиле «соцреализма». «Если возьмёшься за съёмки заказной картины о трактористах, получишь «цвет», – предложила дирекция студии. Режиссёр отказался. Как потом выяснилось, не пожалел об этом. Обычная чёрно-белая плёнка впоследствии как нельзя лучше смонтировалась с военной кинохроникой, которой Быков планировал широко пользоваться в фильме, и давала особое «военное» настроение.

Выбор киноэкипажа
В феврале 1973-го наконецто начался отбор актёров. Режиссёру стоило немало нервов и сил утверждение на роль колоритного механика Макарыча своего давнего друга, актёра Алексея Смирнова. Более известного в амплуа комика, ему предстояло стать в фильме Быкова фронтовиком. Узнав об этом, руководство студии резко воспротивилось: «Не бывать этому! У него же тупое лицо!». Взбешённый Быков заявил чинушам от кино, что актёр с «тупым лицом» – настоящий герой Великой Отечественной, полный кавалер орденов Славы. Лишь тогда сопротивление чиновников было сломлено.

Лейтенантом Скворцовым мог стать Леонид Филатов, но роль ведомого Титаренко всё же досталась Владимиру Талашко («Капитан Немо», 1975 – гарпунёр Нед Лэнд, «Батальоны просят огня», 1985 – Стрельцов) – режиссёр решил, что у него более подходящая «истребительная» внешность.

Роль юного неунывающего Кузнечика примерил на себя… Павка Корчагин – Владимир Конкин. По мнению Быкова, у парня был талант к комическим ролям. Конкин прочитал сценарий, который ему очень понравился, как и персонаж Кузнечика. Однако 22-летний актёр был в это время занят на съёмках картины «Как закалялась сталь», а её режиссёр, Николай Мащенко  отпускать своего «Павку» сниматься где-то ещё категорически воспротивился. А вот другого персонажа «Стали», друга Павки Серёжку Брузжука – 21-летнего актёра Сергея Иванова («Рождённая революцией», 1974 – Афиноген Полюгаев, «Дни Турбиных», 1976 – Лариосик, «Дачная поездка сержанта Цыбули», 1980) режиссёр отпустил, поскольку все сцены с его участием были сняты. В результате он и стал Кузнечиком.

А вот режиссёр фильма «Мой добрый человек», где в это время снимался Рустам Сагдуллаев, оказался более покладистым и сразу дал добро молодому актёру без отрыва от производства первого фильма стать истребителем по прозвищу Ромео в картине Быкова. Парню и вправду пришлось постоянно «летать» как угорелому, из Ташкента на Украину.

Маленький секрет: в фильме «В бой идут одни «старики» Ромео в кадре большей частью ходит в шлемофоне или пилотке. Почему? Да просто у Рустама были длинные волосы, уже «задействованные» в узбекской картине, потому их и «маскировали» под армейскими головными уборами, дабы они не нарушали достоверности образа лётчика времён Великой Отечественной.

Остальных молодых лётчиков «поющей» эскадрильи Быков нашёл на актёрском факультете ВГИКа. Джульетту – 17-летнюю Женечку Симонову, студентку театрального института, на съёмочную площадку вообще привела мама.

Съёмки легендарной картины «В бой идут одни «старики» начались 22 мая 1973 года…

Маршал и дефицит крылатых «актёров». Опасность ради реальности: дубли в полутора тысячах метрах над землёй. Двойная Смуглянка. Истреблённый «нотный» истребитель и юные техники. Когда Маэстро зеленеет. «Балаган, песни, амуры… А когда они Родину защищают?» или Ярость начальства. Во что обошлись «Старики»… Суперблокбастер и армии зрителей в воздушных боях. История «раскраски» шедевра. Небо войны – чёрно-белое… Об этом в следующей нашей встрече. 

Часть II

Все материалы рубрики "Синескоп"
 

Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед

Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№17 (1605) // 22.04.2020 г.



Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net