Торжественная линейка 1 сентября. Мой сын идёт в пятый класс. Волнение… От группки нарядных старшеклассниц отделяется хрупкая милая девушка. «Здравствуйте! Меня зовут Валентина Юрьевна. Я — ваш классный руководитель». Так началось моё знакомство с этим замечательным педагогом.
Учитель русского языка и литературы Многопрофильной языковой гимназии № 4 Валентина Юрьевна Танченко и сегодня вспоминает этот день с трепетом. Вчерашняя выпускница-филолог не без волнения ждала встречи с детьми и их родителями.
— Больше всего мне запомнилось первое родительское собрание, когда мне нужно было наладить контакт с родителями 5 В класса, которые на тот момент, естественно, были гораздо старше меня, — вспоминает она. — К счастью, все мои тревоги и сомнения оказались напрасными, и у меня как-то сразу сложились тёплые и доверительные отношения и с детьми, и с родителями. А этот класс не только я, но и многие мои тогдашние коллеги из нашей 49-й школы называют «золотым». Уверена, что тогда мне просто повезло, и во многом благодаря этому первому, удачному, опыту я и осталась в профессии. Конечно же, сыграла свою роль и атмосфера в коллективе, когда старшие и опытные коллеги очень трепетно отнеслись ко мне, молодому учителю, всячески поддерживая и ненавязчиво помогая. Людмила Глебовна Требунских, Валентина Михайловна Резанова, Светлана Филипповна Яцкевич — я и сейчас вспоминаю этих педагогов с благодарностью. Не побоялся дать классное руководство молодому учителю и директор школы Руслан Викторович Никонов.
Тогдашние пятиклашки, сегодня уже давно окончившие школу, также не скрывали восторг от нового учителя — молодая, задорная, лёгкая на подъём. Активное участие в школьных мероприятиях, бесконечные походы на природу, в кино, театры. Неудивительно, что для многих из них школьные годы вспоминаются с особой теплотой и трепетом. Видя старания педагога и воодушевление своих чад, не могли остаться в стороне и родители, которые также участвовали во всех школьных затеях.
Ну, а русский язык и, особенно, литература, для многих «вэшек» были любимыми предметами. Ещё бы, на уроках с ними разговаривали на равных, они смело могли обсудить поступок того или иного литературного героя, сравнить его с кем-то из своего окружения, не боясь, что учитель снизит отметку за то, что сказано «не по учебнику». Поэтому и читали с удовольствием.
— Конечно, тогда с детьми было работать немного легче, — рассуждает Валентина Юрьевна. — Сейчас ведь многое вытесняют гаджеты, с которыми учителям в прямом смысле приходится конкурировать. Однако всё равно я придерживаюсь мнения, что с детьми нужно беседовать, и литература — предмет благодатный в этом отношении. Ведь на каком ещё уроке можно в рамках школьной программы поговорить о любви и ненависти, чести, долге и предательстве? Уверена, что эти беседы не проходят даром для детей, и постоянно стараюсь связать анализ того или иного произведения с нашими жизненными ситуациями. Может быть, это проявление какой-то моей наивности, но я не теряю надежды на то, что эти уроки хоть чуть-чуть помогают моим ученикам разобраться в жизненных перипетиях. Я всегда говорю им о том, что главное в жизни человека — это его выбор, его ответственность за свои поступки, а многие ответы на сложные вопросы можно найти в литературе.
Педагог уверена, что предоставление ученикам возможности свободы мышления вовсе не отменяет требовательности со стороны педагога, ведь отметки, в том числе и плохие, испокон веков несут на себе некую воспитательную функцию.
— Без двоек, к сожалению, не обойтись, — с улыбкой говорит педагог. — Хорошо, когда они стимулируют ученика исправить ситуацию, не пускать всё на самотёк, также воспитывая определённую ответственность. Это ведь как во взрослой жизни. Никаких поблажек. С другой стороны, степень заинтересованности тем или иным предметом во многом зависит и от формы подачи материала педагогом, ведь детскую психологию никто не отменял. Я вовсе не говорю о том, что нужно превращать каждый урок в шоу, но какие-то новые формы работы для современных детей очень актуальны, и им нравятся какие-то необычные элементы учебного процесса. Понимая это, администрация школы и лично наш директор Ирина Григорьевна (Репина — прим. авт.) старается организовывать для педагогов посещения разного рода курсов повышения квалификации, вебинаров. Ведь жизнь не стоит на месте.
Бесспорно — всё в нашем мире меняется и движется, и, особенно когда речь заходит о педагогике, разговор неизбежно касается темы смены поколений. Рассуждая об этом, Валентина Юрьевна не встаёт на сторону тех, кто категорически утверждает, что современные дети очень сильно поменялись:
— Конечно, в те годы, когда я начинала работать, ученики были немного другие, но во все времена и в каждом поколении есть дети активные, целеустремлённые, любознательные. Есть такие, о которых так не скажешь. Однако и тогда, и сейчас для педагога важно получать отдачу, чувствовать, что процесс образования носит взаимный характер. Поскольку не только мы учим детей, но и они что-то дают нам. Они многое привносят в этот процесс, что-то предлагают, высказывают своё мнение, в общем — создают своеобразную энергию взаимного обмена, который исключает вариант бесцельности твоей работы — работы педагога.
Разумеется, эмоциональная связь между ребёнком и взрослым важна в разных ролевых ситуациях, будь то учитель и ученик или родитель и его чадо. Своих дочек — двенадцатилетнюю Евлалию и Марьяшу, которая ещё не доросла до школьного возраста, мама также пытается воспитывать в разумной строгости, предоставляя им при этом возможность свободы выбора. Она старается помочь им выстроить отношения с окружающим миром, с книгой, природой, красоту которой тоже нужно научиться видеть.
— Каждый раз, когда мне приходит на ум пожаловаться на современное поколение детей, я вспоминаю цитату древнего философа Гесиода, который с горечью восклицал: «Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодёжь завтра возьмёт в свои руки бразды правления. Ибо эта молодёжь невыносима, невыдержанна, просто ужасна». Так, наверное, можно сказать о любом поколении . Но стоит ли? Наши дети не хуже нас и не лучше, они просто немного другие. И в этом есть и своя горечь, и своя безмерная радость, — говорит Валентина Юрьевна, и глаза её загораются тем же озорным огоньком, который я сразу увидела в них тогда, первого сентября.
Все материалы рубрики «Люди родного города»
Екатерина Скороход
Фото автора
«Читинское обозрение»
№40 (1784) // 04.10.2023 г.
0 комментариев