Главная / Авторы / Людмила Арзамасцева / Васильев — целая эпоха
Васильев — целая эпоха
Памяти Виталия Дмитриевича Васильева – талантливого организатора системы образования в Забайкалье


В этом году учительство Забайкалья отметило 100 лет со дня рождения Виталия Дмитриевича Васильева – заслуженного учителя школы РФ, Отличника просвещения РСФСР и СССР, Почётного гражданина Читинской области, кавалера орденов «Знак почёта», Трудового Красного Знамени, медали Н.К. Крупской.

Молодо – не зелено
До революции Россия ещё не знала такого официального праздника, как День международной солидарности трудящихся, но именно 1 мая 1915 года в селе Старый Олов появился на свет мальчик, которому суждено было с двух лет отмечать свой день рождения одновременно со знаменитым Первомаем. Мальчика назвали Виталием. Многочисленная семья жила небогато. Выручала коровёнка, которую дети пасли в поле по очереди. Ловили рыбу в реке, в большом огороде садили картошку. Тем и кормились.

Заметив в Виталике наблюдательность, живой ум, сообразительность, родители решили отправить его учиться в Нерчинск, за 86 километров от дома (ближе школ не было). Через всю свою жизнь Виталий пронесёт память о первой учительнице русского языка Софье Леонидовне Муромовой. Она учила правильно говорить, выражать свои мысли, избавляться от местного говора. И другие учителя были представителями старой интеллигенции. Может, уже тогда у подростка формировалось желание подражать им, быть похожим на них? В 16 с небольшим сам уже учил младшеклассников на руднике Букачача, а потом – и взрослых. В те годы советское правительство поставило задачу – ликвидировать безграмотность среди населения. 

Вступил в комсомол, был избран членом бюро райкома, заместителем секретаря комсомольской организации рудника. И вот 1937-й. По причине болезни директора школы его обязанности временно исполнял молодой учитель Васильев. Принял на работу преподавать немецкий язык учительницу-немку, и её арестовали, а замещающего должность директора исключили из комсомола за «потерю бдительности». Долго пришлось доказывать свою невиновность. Наконец, оправдали, восстановили и даже дали рекомендацию в партию. Немку, кстати, тоже освободили. 

Ему не было и двадцати трёх, когда направили завучем в большую школу-интернат на станцию имени Кагановича (сейчас – п. Чернышевск).

Перевод в Читу
К началу войны Виталий Дмитриевич окончил Иркутский учительский институт с красным дипломом. Просился на фронт. Но вызвали в областной центр, объяснили, что в тылу нужны специалисты в сфере просвещения и назначили заместителем начальника учебных заведений железной дороги. 

В Читу стали прибывать составы с ранеными бойцами. Все лучшие здания школ переоборудовали под госпитали. Но и детей продолжали учить, только в приспособленных деревянных одноэтажках и двухэтажках. Отопление – печное, вода – привозная, туалеты – во дворах. Работники образования сами разгружали вагоны с углём, пилили и кололи дрова, топили печи, чтоб в классах было тепло.

После войны – перевод на партийную работу. В 1948 году стал председателем Читинского горисполкома. Именно при нём в Чите начали строить новые школы, детсады, кинотеатры, многоквартирные жилые дома. Песчаные и булыжные улицы покрывались асфальтом. Но Васильеву всё время хотелось вернуться на любимую работу. 

В нужное время в нужном месте

Васильев – целая эпоха 
в образовании.
Успех достигнут 
не по воле Бога,

А тем, что покорял он всех!

Начало 50-х. Для страны это рубеж борьбы за обязательное восьмилетнее образование и перехода ко всеобщему среднему образованию. Возглавить эту программу в Забайкалье должен областной отдел народного образования. Наиболее подходящей кандидатуры заведующего облоно найти было трудно. Так, с 1950 года долгие 30 лет Васильев возглавлял школьное образование в нашем крае. Подбирал заместителей и помощников из энтузиастов. Это было время подъёма творческого и вдохновенного педагогического труда, преодоления трудностей. 

Катастрофически не хватало учителей. В поисках новых форм подготовки преподавательских кадров организовывали курсы, школы передового опыта, в которых наиболее подготовленные специалисты передавали своё мастерство и знания начинающим. В классы пришли тысячи учителей труда и производственного обучения, не имеющие педагогического образования. На общественных началах создавались университеты, где их обучали педагогике и методике преподавания. 

Большое внимание обращалось на широкое развитие внеклассной и внешкольной работы. Проводились областные олимпиады по математике, физике, химии, слёты пионеров, юных натуралистов, техников, туристов, геологов, ученических производственных бригад, школьных лесничеств. Спортивные соревнования носили массовый характер – из 34 районов съезжались по 1000 школьников. 

Наряду с учебно-воспитатель-ным процессом возникало много хозяйственных вопросов. Очень трудно решалась проблема содержания школьных интернатов. И всё же облоно добился того, что тысячи детей животноводов области и все дети народов Севера были поставлены на государственное обеспечение.

Почти 50 школьных интернатов содержали за свой счёт колхозы и совхозы. Во всех школах были созданы фонды оказания материальной помощи нуждающимся. Благодаря этим мерам в области не было беспризорных детей. Если выявлялись случаи, чтобы какой-то ребёнок не учился в школе, это воспринималось как ЧП областного масштаба и срочно принимались меры устроить его в школу.

П.В. Арзамасцев, много лет проработавший заместителем Виталия Дмитриевича, рассказывал о таком случае. Ехали как-то вместе с Васильевым от одного села к другому в одном из отдалённых районов. По обочине шёл паренёк. Время раннее – дети должны быть на занятиях. Остановились, подобрали мальчишку. Досталось от Васильева всем: и директору, и завучу, и классному руководителю.

Проблемы нарастали. Возникла необходимость обеспечить учащихся горячим питанием, но столовых в школах ещё не было. Надо было организовать подвоз детей из сёл в райцентры или в город на различные мероприятия. Решено было выделить ребят с ослабленным здоровьем в отдельные группы для занятий физкультурой, а значит, устроить всеобщий медосмотр школьников. Всё это требовало каждодневных больших усилий. Но мало-помалу дела продвигались. 

Возводились новые современные здания школ, детсадов, спортивных комплексов, дворец пионеров, станции юных натуралистов и юных техников, областная школа для глухих детей в Чите, школьные теплицы, спортзалы. Открыто 12 детско-юношеских спортивных школ, восемь домов пионеров. Детские спортивные школы действовали при профсоюзных спортивных обществах «Локомотив», «Труд», «Спартак», «Урожай». Это позволило вывести школы области в десятку лучших в РСФСР по спорту. О «Зарнице» и «Орлёнке» говорили на министерских совещаниях в Москве. 

А школы-интернаты и детские дома? Они раньше размещались в бывших кулацких или поповских обветшалых домах без каких-либо коммунальных устройств. Было ясно, что детей надо переводить в более комфортные условия. Строили или приспосабливали типовые здания. Детских домов осталось только пять. При этом детдом №1 был расширен в пять раз и вместил вдвое больше воспитанников. Тыргетуйский, Читинский (№2), Малетинский и Шилкинский детские дома обустроили так, что они получили спальные корпуса, спортзалы, мастерские, центральное отопление, горячее и холодное водоснабжение, канализацию. В качестве руководителей этих учреждений поставили лучших школьных директоров, а воспитателями – лучших учителей.

Горой за учителя 

Васильев – целая наука
И управлять, и наставлять.
К учителям предельно чуток,

Заботлив, как родная мать.

Почти во всех сёлах Забайкалья были построены жилые дома для учителей, а кое-где и целые улицы. В докладах министерства просвещения РСФСР и СССР отмечалось, что Читинская область была одной из лучших в стране по обеспечению учителей жильём.

Все, кто встречался, общался с Виталием Дмитриевичем, отмечали его умение располагать к себе, убедить, привлечь внимание к своей идее. Мог любого поставить на место, когда в этом была необходимость. Был вспыльчив, но отходчив, умел красиво извиниться. Не позволял себе ненормативной лексики, жаргона. Мне рассказывала учительница с 50-летним стажем, как она и её подруги с обожанием смотрели на него, когда он «распекал» председателя поссовета за то, что молодым девушкам, направленным на работу в сельскую школу, не починили дымящую печку, не вставили вторые рамы в окна перед холодами… Как он стоял за учителя, заботился о нём, ходило много легенд, но ведь любая легенда рождается из жизни.

Особенно любил беседовать с молодыми специалистами. Понимал, как настроишь человека, сумеешь вылепить из него что-то стоящее, значит, будет хороший учитель. 

Охраняя память

Васильев – целая культура
общенья, поведенья, слов.
Такая у него натура,

что показать пример готов.

В 1979 году Васильеву предложили возглавить региональное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Как раз решался вопрос об открытии в Михайло-Архангельской церкви музея декабристов. Обществом охраны памятников к тому времени было издано несколько буклетов на декабристскую тему. Над их содержанием работала замечательная помощница Виталия Дмитриевича – краевед Раиса Ивановна Цуприк. Руководителем реставрационных работ был назначен главный инженер «Горремстройтреста» А.В. Сущих. Прежде чем приступить к работе, Андрей Васильевич обратился за консультацией в общество охраны памятников к Васильеву. Они часто встречались, рассматривали разные документы, связанные с пребыванием первенцев свободы в Читинском остроге. Сохранился видеофильм об этих беседах. Позже кинолента использовалась в телепередачах цикла «Зажгутся свечи в Доме декабристов».

Энциклопедические знания литературы, истории, философии, искусства пригодились Васильеву и в обществе охраны памятников. У него всегда под рукой была какая-нибудь книга: на рабочем столе, в дороге, в гостинице. А уж если он выступал на каком-нибудь собрании или конференции, обязательно пересыпал свою речь шутками-прибаутками, пословицами. Слушать его было интересно.

С его непосредственным участием решался вопрос об установлении нескольких памятных знаков. Кто бы мог тогда подумать, что пройдёт время, и в ноябре 2012 года на фасаде здания по улице Амурской, 106, где многие годы работал областной отдел народного образования, будет прикреплена мемориальная доска, посвящённая корифею и легенде народного образования в Забайкалье – Виталию Дмитриевичу Васильеву. Не стало его в марте 2003 года.

Все материалы рубрики "Люди родного города"
 

Людмила Арзамасцева
В тексте использованы
стихи П.В. Арзамасцева

«Читинское обозрение»
№42 (1370) // 21.10.2015 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net