Главная / Авторы / Сергей Балахнин / Вечная Эммануэль
Вечная Эммануэль
Экранизация скандального бестселлера «Эммануэль» – автобиографической повести писательницы Эммануэль Арзан


Финал 1980-х. Кинотеатры СССР переживают спад – «горбостройка» убивает и советское кино. Но у многомиллионной армии зрителей есть альтернатива – видеозалы и видеосалоны. Импортные боевики, фантастика, ужасы, комедии и отдельно – кино «про это», главное среди которых – «Эммануэль».

Весёлая семейка
Осень 1952 года. Маленький голландский городок Утрехт. В семье любителя спорта, красивых женщин, выпивки и шахмат господина Кристеля родилась Сильвия. Детство будущей романтическо-эротической Эммануэль было весьма причудливым. Маменька, дабы успокоить крикливую дочурку, давала ей перед сном мешочек с сахаром, пропитанный тёпленьким коньяком.

Задолго до школы Сильвия выучилась считать до 40 – именно столько кружек пива в один присест мог употребить папенька. В четыре годика Кристель-младшая из любопытства укатила на поезде в неизвестном направлении. В девять лет её едва не изнасиловал администратор их семейной гостиницы. Спасла девочку случайно спустившаяся в бар тётка Алиса.

Бесконьячный пансион
В десять лет проказница Сильвия подбила сестру на то, чтобы танцевать голышом на столах в баре гостиницы – изображать «стриптизный танец».

Чтобы задавить растущий нарциссизм внучки, бабушка даже заклеивала зеркало газетой, поскольку девчонка могла часами вертеться перед ним. Но это мало помогало. Поняв, что полумерами не обойтись, Сильвию отправили в католический пансион. Там ей было впервые отказано в привычной рюмке коньяка перед сном. Девочкам настрого запрещали всяческие развлечения, а уж любование телом считалось страшным грехом.

Как Сильвия «мисс Европой» стала
В 17 лет девушка уехала из родного дома. Работала сиделкой, продавщицей, автомойщицей, секретаршей и официанткой, приворовывая у жадных хозяев чаевые, которые выносила в туфлях.

В 1970 году Кристель попыталась пройти первые кинопробы, но они не увели её дальше постели ассистента режиссёра. Обжёгшись на кино, она решила пробиваться через конкурсы красоты. Удача! Девушка завоевала в 1972 году титул «Мисс голландского телевидения», а потом и «Мисс ТВ Европа». Провинциалка Кристель стала известной всему «старому свету». К этому времени 20-летняя будущая кинозвезда жила с 40-летним писателем Хуго Клаусом. С его лёгкой руки она и попала в культовую киноленту.

Рождение Эммануэль
Несмотря на сексуальную революцию в США, в патриархальной Европе ни один известный режиссёр не решался браться за экранизацию скандального бестселлера «Эммануэль» – автобиографической повести писательницы Эммануэль Арзан. Литературный первоисточник был чересчур смелым, почти на грани порнографии. Рискнул лишь далёкий от кинематографа фотограф Джаст Джекин, тонко почувствовавший любовь зрителей к сентиментальным историям о тайных страстях. Он бросился предлагать главную роль известным актрисам, но от всех получил отказ. И тогда Хуго Клаус, участвовавший в работе над картиной, предложил свою Кристель. Больше всего в облике Сильвии режиссёра поразило сочетание невинности и порока.
Предложение сняться в откровенной картине она приняла без раздумий.

«Малобюджетка» с выпивкой
Бюджет будущего мирового эротического кинохита «Эммануэль» малоизвестной французской кинокомпании «Trinacra Films» был чрезвычайно тощим (менее 500 тысяч долларов), плёнка строго рассчитана по метражу, потому первый дубль часто считался удачным. Треть финансов поглотила поездка на натуру – в Таиланд. К ужасу продюсера, элитный автомобиль «Ягуар», взятый напрокат, ретивые киношники в съёмочном угаре расколотили в пух и перья, а это была половина бюджета!

Уже перед самым завершением съёмок картины сцена с сексом на пляже почти завершилась катастрофой. Полиция арестовывала всех, режиссёр Джаст Джекин загремел в тюрьму. Полиция попыталась изъять отснятую плёнку, но хитроумный оператор умудрился подсунуть вместо неё бобину с чистой. Вскоре выяснилось, что съёмки страстных сцен велись на монастырской земле, и власти расценили это как надругательство. Только после вмешательства местного принца, любителя кино, бедолаг освободили.

Ужас продюсера и кинохит
После возвращения в Париж, последующего монтажа и озвучки французские власти классифицировали «Эммануэль» как порнофильм и хотели запретить его широкий показ. Только смена президента в связи со смертью Джорджа Помпиду позволила разблокировать прокат.

Премьера состоялась 26 июня 1974 года с запретом для детей младше 18 лет. Возле кинотеатров Франции выстраивались огромнейшие очереди. В этот жаркий июнь Сильвия Кристель окончательно стала Эммануэль. Афиша (см. фото), на которой она, обнажённая, сидела в плетёном кресле, висела на Елисейских полях 13 лет! За это время картину о любви и страсти увидели миллионы французов и десятки миллионов в остальном мире. В целомудренный СССР Эммануэль пробралась благодаря видео спустя почти полтора десятка лет.
А главная блистательная, музыкальная, лирическая тема (и песня) фильма – «Эммануэль» композитора Пьера Башле (вокал – Эрве Рой) навсегда вошла в «золотую серию» лучших произведений, написанных для кинематографа.

Мегазвезда за 6000$
Родители сверхновой кинозвезды роль дочери восприняли в штыки. Папа был вне себя от гнева и даже пообещал через суд потребовать от непутёвой дочери сменить фамилию. Мать отказалась смотреть фильм. Между тем картина собрала всего за первую неделю проката свыше 100 миллионов «зелёных»! Сильвия Кристель получила за главную роль в романтическо-эротическом блокбастере жалкие 6 тысяч, но скандалить и требовать проценты с проката не стала – ей хватало славы. Кинобоссы тем временем начали ковать деньги, не отходя от кассы, сделав с Кристель ещё шесть «Эммануэлей», заодно наплодив массу киноподделок.

50 мужчин
Единственный сын Сильвии и Хуго Артур родился через пару лет после выхода легендарной картины в прокат. Но ни примерной матери, ни верной жены из фрау Кристель не получилось. Спустя некоторое время она сделает себе операцию по стерилизации и расстанется с мужем. Дальше мужчины в её постели стали меняться со скоростью кинокадров. По словам Сильвии, у неё было «не так уж много партнёров – не больше 50». В числе этой полусотни Роже Вадим, Жерар Депардье, Ален Делон и даже президент Франции Валери Жискар д`Эстен.

Фиаско за океаном
Несколько новых серий Эммануэль, в которых снялась голландка Кристель, хотя и поддерживали её в статусе кинозвезды, ожидаемого успеха не принесли. И тогда Сильвия в начале 1980-х решилась на покорение Голливуда. Сына она оставила на попечение своей матери. Однако Голливуд встретил секс-символа без восторга. За несколько лет Кристель снялась здесь всего в двух картинах: «Аэропорт-79» и «Обнажающая бомба», но они популярности не снискали.

Прогулялась, промоталась…
На рубеже 90-х Сильвия снялась в фильмах «Любовник леди Чаттерлей», «Мата Хари», «Казанова», «Частные уроки». Но ни одна их этих лент не смогла удержать европейскую секс-звезду на плаву. Душу Кристель стала отводить в выпивке и наркотиках. В итоге лишилась квартир в Лос-Анджелесе и в Париже, а дом в Голландии, виллу в Сен-Тропе, даже её семейные фотографии отобрали за долги, счета арестовали.

Обнажить душу
Вернувшись в Европу в конце 1990-х, Эммануэль пыталась заработать живописью. Кисть, краски и холст удачи не принесли. В 2003 году у неё обнаружили рак горла. Однако со страшной болезнью ей почти удалось справиться. С отсрочкой на девять лет.

В автобиографической книге «Нагая» Кристель с самоиронией называет себя не иначе, как «постаревшей актрисой, художницей-инвалидом и женщиной, которая, наконец, может обнажиться не только телом, но и душой». Сильвия Кристель одиноко, тихо и мирно проживала сначала в Амстердаме, а затем в родном Утрехте, в самой обычной квартире-«двушке», изредка подрабатывая небольшими ролями в кино и на ТВ. Снявшись более чем в полусотне картин, актриса так и не смогла вырваться из страстных объятий главного своего образа.

28 октября этого года Кристель исполнилось бы 65 лет. Она так и осталась всё той же очаровательной, чувственной, немного наивной и романтической Эммануэль. Ну, если не телом, так душой точно.

Все материалы рубрики "Синескоп"
 

Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед

Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№43 (1475) // 25.10.2017 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net