Главная / Авторы / Сергей Балахнин / Вечный Сталин
Вечный Сталин
Часть I


Ленин и Сталин. Символ Октября и символ Победы. Отечественный кинематограф не мог обойти этих героев. Актёрам, воплощавшим их образы на экране, приходилось наиболее трудно – они несли особую ответственность за своих персонажей, прежде всего в то время, когда один из них был в добром здравии и руководил страной. Сегодня, в преддверии Дня Великой Победы о тех, которым посчастливилось (и не очень) стать экранным Иосифом Виссарионовичем в его эпоху и в последующие годы.

Первый в «Октябре» и… последний
Одна шестая мира готовилась к празднованию своего главного праздника – 20-летия Великой Октябрьской революции. Более чем за год до этого, в 1936-м, в феврале на студиях «Мосфильм» и «Ленфильм» был объявлен конкурс на сценарий и фильм о революции и Ленине. Курировать это мероприятие взялся сам глава СССР и большой любитель кинематографа Иосиф Сталин. В творческой гонке лидировали москвичи со сценарием Алексея Каплера под рабочим названием «Восстание», ленинградцы поотстали, поскольку сценарий Николая Погодина «Человек с ружьём» не был принят с первой попытки. 

За постановку «Восстания» взялся молодой режиссёр Михаил Ромм, который дал будущей картине другое название – «Ленин в Октябре». В этой ленте впервые в истории художественного кино СССР должны были появиться революционные и партийные деятели как киноперсонажи. До этого тот же образ Ленина был только в немой игровой картине С. Эйзенштейна «Октябрь» (1924). Кинематографисты звуковой эпохи отечественного кино брали на себя особую ответственность. При этом показывать фильм предстояло тем, кто знаком с революцией не понаслышке. 

На главную роль В.И. Ленина утвердили театрального актёра Бориса Щукина. Среди вождей революции был и Сталин. На его роль был утверждён самим прототипом артист Кировского драматического театра, Семён Гольдштаб, имевший с вождём некоторое внешнее сходство. 

Съёмки фильма начались 17 августа 1937 года и шли авральными темпами, да так, что вся работа, включая монтаж и озвучку, была закончена за два месяца и 18 дней. 6 ноября картину уже смотрел Сталин. Увиденное одобрил, хотя работа Гольдштаба ему не слишком понравилась – больно уж скромен и простоват получился вождь – будущий глава страны, да и фамилия актёра несколько обескураживала. В конечном итоге фамилию актёра вообще убрали из титров. 

Требуется другой Сталин
«Ленин в Октябре» вышел на экраны СССР 7 ноября 1937 года. Ленту закупили многие страны, включая США и Францию. Поскольку «Ленин в Октябре» представлял собой первую часть дилогии о революции, второй частью должен был стать «Ленин в 1918 году». Куратор проекта распорядился лично: «Нужен другой Сталин». Что же касается С. Гольдштаба, то ему, как ни странно, ещё трижды удалось исполнить, хотя и эпизодические, но всё же роли вождя в фильмах: «Первая Конная» (1941), «Его зовут Сухэ-Батор» и «Александр Пархоменко» (1942), причём в последнем даже без указания фамилии актёра в титрах.

Революционный кинофакт. Интересно, что образ Иосифа Сталина как киноперсонажа впервые в мире появился за три года до «Ленина в Октябре». И даже не в СССР! В 1934 году в США вышла военно-историческая драма М. Кёртица «Британский агент». Роль Сталина исполнил актёр Джозеф Марио.

Из князей – на сцену и в кино
Работал в начале 1920 годов под солнечным кавказским небом, покоряя театральную публику Тифлиса, Батуми, Кутаиси и Тбилиси, молодой, красивый, обаятельный, талантливый парень. Был он из некогда известного грузинского княжеского рода, но ещё до революции забыл своё прошлое дворянство, родительское сельское хозяйство и отдался всей душой сцене, музыке, искусстве и ни разу не жалел об этом. Звали парня Михаил Георгиевич Геловани. Обладатель прекрасного баритона, актёр прославился также исполнением романсов, что звучали в спектаклях. Мечтал он ещё попробовать себя в кино.

В феврале 1924 года мечта сбылась – «отец» знаменитых «Красных дьяволят» (1923) режиссёр Иван Перестиани, работавший на Тбилисской киностудии (будущая «Грузия-фильм»), пригласил Михаила для участия в своей новой картине – драме «Три жизни», где ему была отведена роль Бахвы. Кинодебют оказался удачным, и Геловани стали приглашать в фильмы – экранизации грузинской литературной классики – драматические и трагедийные: «Девятый вал» (1926), «Два охотника» (1927), «Хабарда» (1931), «Последний маскарад» (1934), «Золотистая долина» (1937). В трёх из них герои сходили с ума. Один из них кончает жизнь самоубийством. Причём во время съёмок сцены повешения актёр сам чуть было не повторил участь своего героя. Фальшивая петля затянулась по-настоящему и сдавила горло. Режиссёр же, видя посиневшее лицо и вытаращенные глаза, пришёл в восторг от такой убедительной игры: «Вай, хорошо!.. Красиво висишь! Молодец, Мишико!». Хорошо, что вовремя догадались и вытащили его из петли.

Поющий вождь
Во второй половине 1920-х Геловани начал пробовать себя и в режиссуре, взяв на вооружение юмор, сатиру, пародию, эксцентрику. Так появились картины «Злой дух» (1927), «Молодость побеждает» (1928), «Дело доблести» (1931), «Настоящий кавказец» (1934). Казалось, в Грузии появился новый талантливый режиссёр, но в начале 1930-х, продолжая работать и в театре, Геловани в драме по пьесе Ш. Дадиани «Из искры…» впервые исполнил роль вождя. Публика и театральные работники заметили несомненное фактурное сходство с И.В. Сталиным.

К 1937 году в мире уже царствовала эпоха звукового кино. В это время Михаил снялся в фильме Николая Шенгелая «Золотистая долина», и «романсист» смог наконец-то попеть и в кино. Картина ещё монтировалась, когда однажды худрук студии и режиссёр Михаил Чиаурели решил посмотреть отснятый материал. Во время эпизода, где главный герой распевал, Чиаурели закричал: «Вы кого сняли, шельмецы?!». Крутанули эпизод ещё раз. Все ахнули – пел вылитый Сталин.

«Товарищ Сталин такой обаятельный…»
Уже в 1938 году на Тбилисской киностудии в картине «Великое зарево» режиссёра М. Чиаурели о подготовке революционного октябрьского восстания ввпервые в кинообразе Иосифа Виссарионовича Сталина появился на экране Михаил Геловани. Интересно, что его роль поначалу осторожно называли «Кавказец», и только в процессе съёмок, когда киношники поняли, насколько талантлив актёр, появился он – молодой Сталин, стальной, несгибаемый, беззаветный революционер. Параллельно с «Великим заревом» на «Ленфильме» Сергей Юткевич вёл съёмки фильма, впоследствии ставшего классикой мирового кинематографа, «Человек с ружьём» (рабочее название «Ноябрь», вышла на экраны в 1939-м) и Сталина там тоже играл актёр М. Геловани.

Революционный кинофакт. В 1965 году фильм «Человек с ружьём» был отреставрирован на студии «Мосфильм» и выпущен в прокат. Все сцены со Сталиным были удалены, как и все упоминания о нём. Были переозвучены некоторые реплики и изменена последовательность сцен. В оригинальной версии картина вышла только в 2000 году на видеокассетах.

Всего за сутки до официальной премьеры, 9 ноября 1938 года, ленту «Великое зарево» посмотрел главный кинолюбитель СССР. Когда свет в зале включили, он несколько минут сидел в молчании. Затем так же молча встал и пошёл к двери. На выходе генсек остановился, обернулся и сказал: «А я даже и не думал, что, оказывается, товарищ Сталин такой обаятельный человек». Затем Иосиф Виссарионович скупо улыбнулся и добавил: «Хорошо, Геловани…». И в этот же вечер режиссёру Михаилу Ромму из Кремля поступила телефонограмма, где сообщалось, что для картины «Ленин в 1918 году» – второй части ленты «Ленин в Октябре», найден новый актёр для роли тов. Сталина.

Как Геловани Сталиным становился
Стараясь максимально точно воплотить на экране образ своего великого персонажа, Геловани выкладывался полностью. Чтобы скопировать голос и акцент Сталина, по многу часов прослушивал грампластинки с записями его речей, выступления по радио, не пропускал ни одного его доклада. Если дело касалось каких-либо праздничных мероприятий, старался пробиться к трибуне мавзолея Ленина, где находился вождь, чтобы увидеть, как он держится, разговаривает с соратниками. На съёмной квартире (у Геловани в столице долгое время не было собственного жилья) актёр переодевался в «фирменный» сталинский френч и галифе, непременно заправленные «по-сталински» в хромовые сапоги, и часами перед зеркалом «полировал» позы, движения, сталинскую походку, манеры, мимику вождя, интонацию голоса – и всё это с непременной трубкой в руках.

Сегодня, исполняя роль любого более или менее современного руководителя государства, к услугам актёра превеликое множество визуальных и аудиоматериалов материалов о своём прототипе. Тогда же, в 1930-х… Особенно «секретным» в этом отношении был Сталин, который был на виду у всех и одновременно о нём, в первую очередь о его личной жизни, было почти ничего неизвестно. Так что позаимствовать какие-то важные штрихи Сталина-человека было просто неоткуда, и Геловани пользовался в основном его «официальным», «идеальным» образом, создаваемым кинохроникой, фотографиями в газетах и журналах, плакатами и картинами художников. 

Снявший ещё раз в образе вождя в ленте «Выборгская сторона» (1939), Геловани продолжал работать над свои героем. Репетируя роль для картины «Ленин в 1918 году» и превращаясь очередной раз в Сталина, актёр устраивал себе контрольную – появлялся в коридорах «Мосфильма» в полной «экипировке» вождя с трубкой в руках и смотрел на реакцию сотрудников студии. Если они ошеломлённо замирали и даже бледнели (в восторге или в страхе), то исполнитель вождя был на верном пути к его образу.

Официальный представитель
Напряжённый выматывающий труд Геловани принёс свои плоды – фильм «Ленин в 1918 году» с его участием в роли Сталина и работой его коллеги Бориса Щукина (Ленин) начал победное шествие 7 ноября 1939 сначала по кинотеатрам, клубам и киноустановкам СССР, а затем и десяткам стран мира. С этой картины бывший грузинский князь, певец, режиссёр и талантливый актёр Михаил Геловани стал признанным «товарищем Сталиным» и его «представителем» на киноэкране. Впереди было ещё 11 картин с образом вождя, а среди них шедевры соцреализма, знаковые картины мирового кинематографа «Клятва» и «Падение Берлина».

Революционный кинофакт. В 1956 году картина М. Рома «Ленин в 1918 году» подверглась идеологической правке и цензуре в связи с борьбой с культом личности Сталина. Все сцены, в которых фигурировал Иосиф Виссарионович, были вырезаны (или искусственно затемнены). Все упоминания о нём были переозвучены. Только в начале 1990-х у зрителей появилась возможность увидеть полную версию фильма.

Советские кинополумиллионеры. «Падение Берлина: «Никто не может быть выше тов. Сталина!». Заложник персонажа. Бедный богатый «генеральный секретарь». «Каммуныкацыя», или Не учите меня быть Сталиным! 127 и более «реинкарнаций». Дикий «Сталин». Как соратник батоно Дата Туташхиа с Гитлером разбирался. Водка, огурцы, чеснок и… к Сталину. Об этом – в следующей нашей встрече. 

Часть II
Все материалы рубрики "Синескоп"
 

Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед

Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№8 (1450) // 03.05.2017 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net