Главная / Авторы / Сергей Балахнин / Вечный экранный Гитлер
Вечный экранный Гитлер
Фриц Диц - заложник одной роли


Почти у каждого знаменитого актёра есть своя звёздная роль (а то и не одна). «Вечные» «индианы джонсы» и «люки скайуокеры», «шурики» и «шерлоки холмсы», «терминаторы» и «рэмбо», «неуловимые» и «штирлицы»… А если твой «звёздный» персонаж оказался совершенным исчадием ада и изувером, причём не вымышленным, а реальным, историческим? Если его личность ненавистна актёру? Разноплановый, с чувством юмора Фриц Диц в 1955 году стал вначале просто «Гитлером», а с 1967- го заложником «фюрера».

Началась история талантливого восточно-германского актёра и режиссёра так…

Гитлер в кабаре
120 лет назад, в одном из городов Тюрингии — Майнингене, что в центре и на востоке Германии, в далёком 1901-м, 27 февраля, в бедной рабочей семье Диц родился малыш, которого окрестили типично немецким народным именем — Фриц. Он рано лишился отца и в девять лет пошёл работать. После школы и спецкурсов трудился электриком. А в 1920-м неожиданно для всех поступил в Высшую школу театрального искусства Майнингена, по окончании которой в 1922 году уже дебютировал на сцене Майнингенского театра в «Вильгельме Телле» Ф. Шиллера.

С 1924 года, в течение нескольких лет Фриц работал на сценах провинциальных театров в Эйзенахе, Ханау, Фленсбурге, в Баден-Бадене и венгерском городе Эгер. Актёр вернулся в Германию, когда в стране начал набирать силу национал-социализм.

В это время Диц, склонный к юмору, решил попробовать себя ещё и в кабаре, где стал пародировать… Гитлера. Хотя его партия ещё не пришла к власти, это был довольно рискованный шаг. Весельчак Фриц наклеивал усики, выходил на сцену, делал взмах рукой в характерном «национал-социалистическом» жесте, в зале многие дружно вставали, отвечали такой же известной репликой, а «Гитлер» вдруг выдавал: «Вот на такую высоту прыгает моя собачка!». Зал замирал от неожиданности, а потом многие начинали хохотать… В кабаре захаживали иностранные дипломаты и журналисты, все были довольны, в том числе и власти — тогда это было ещё безопасно и демонстрировало германскую демократию.

Коммунист. «За собачку ответишь…»
Разделяя взгляды с представителями левых сил страны, актёр вступил в члены коммунистической партии Германии — на тот момент лишь она могла противостоять нацистам. Именно поэтому КПГ в январе 1933 была запрещена. Произошло это вскоре после поджога Рейхстага. Большинство активистов репрессировали. Дицу намекали, что он ответит не только за своё членство в запрещённой партии, но и «за собачку». На второй день после поджога пришли с обыском из Гестапо, а затем актёра уволили с работы. В концлагерь были отправлены его родственники и друзья. Самому Дицу грозило кое-что похуже лагеря. Оставалось одно — скрыться в нейтральной Швейцарии. Что актёр вместе женой и сделали.

Театр и борьба
Оказавшись в одном из небольших швейцарских городов — Санкт-Галлене, Диц через пару лет вышел вновь на театральные подмостки в местном городском театре. Играл Петруччо в «Укрощение строптивой» Шекспира, Пера Гюнта в драме Ибсена, Мортимера в «Марии Стюарт» Шиллера, Хлестакова в гоголевском «Ревизоре» и ещё десятки ролей. В 1937 году Диц впервые попробовал себя, как режиссёр, поставив «Скупого» Мольера, «Сон в летнюю ночь» Шекспира и т.д.

Актёр не забывал и о политической борьбе — в 1943 году он с женой и одним из своих товарищей образовал местный комитет движения «Свободная Германия», был также членом редколлегии ежемесячного журнала комитета. Дважды засланные в Швейцарию нацисты, помимо шпионской деятельности, пытались ликвидировать актёра-коммуниста, но безуспешно.

Прорыв на экран
Только после окончания Второй мировой войны Диц смог вернуться на родину — в Восточную Германию, вскоре ставшую ГДР. В 1946 году он возглавил театр в родном Майнингене и даже был его интендантом. Играл в пьесах, сам ставил спектакли, пока однажды не сбылась ещё одна давняя мечта Фрица. В 1951 году на сцене его заметил режиссёр студии DEFA Отто Мейер и предложил актёру-театралу роль в фильме «Тень над островами» (1952), не главную, но всё же… Диц с радостью согласился. Через год последовало ещё одно предложение от киношников: сняться в комедии «Куртка как брюки» (1953).

Тёмно-звёздная роль
Участие в третьей кинокартине стало для актёра «тёмно-звёздным», если не по-своему роковым. Один из самых известных немецких режиссёров Курт Метциг в 1953 году снял первую часть фильма, сейчас бы его назвали «байопиком» — лентой, основанной на реальных фактах жизни известного человека — «Эрнст Тельман — сын своего класса» о революционере, коммунисте и антифашисте Германии. В конце 1954 года Метциг, работая над второй частью эпической картины, предложил Фрицу Дицу роль Адольфа Гитлера. «Но я не похож на этого…», — всегда интеллигентный актёр тут с ненавистью прибавил несколько крепких словечек. «Это только вам так кажется. Гримёры сделают всё как надо…», — заверил режиссёр.

В 1955 году на экраны Германии, затем Европы и СССР вышла вторая часть дилогии «Эрнст Тельман — вождь своего класса». Помимо главного героя картины, миллионы зрителей обратили внимание на зловещую фигуру фюрера — на экране был явно не актёр, а живой Гитлер. В залах кинотеатров даже раздавались яростные выкрики, сводившиеся к примерно следующему: «Да что же это такое? Этот гад ещё живой, что ли!?».

Работать Гитлером
В середине 1950 годов Диц с семьёй перебрался в Дрезден, а затем в Берлин, продолжая работать в театре, сниматься в кино и в сериалах. К 1967 году актёр воплотил на экране в 17 фильмах самых различных персонажей: рабочих, военных, медика, руководителя завода, госсекретаря, машиниста-железнодорожника и т.д.

В 1967 Дицу пришлось стать Гитлером ещё раз в приключенческой военной драме Яноша Вейчи «Замёрзшие молнии». Картина с успехом прошла в Европе и в СССР. Очередной «живой» Гитлер Дица орудовал на экране. Актёр, этот вечный антифашист и коммунист, с возрастающим отвращением работал со своим персонажем. «Всё! Хватит! Больше этого мерзавца не играю!», — сказал себе Фриц. Но работа есть работа. В том же 1967 году на главную студию ГДР — DEFA поступил звонок из Москвы. Звонили русские коллеги с «Мосфильма», где режиссёр Юрий Озеров запустил проект из четырёх картин, ставший впоследствии самой грандиозной военной эпопеей о Второй мировой войне за всю историю кинематографа — «Освобождение». Вскоре к телефону попросили товарища Дица…

Воскресший из ада
Диц на звонок с «Мосфильма» ответил отказом. Актёр стал просто бояться, что начал становиться заложником одной роли, да ещё такого ненавистного персонажа. Фрица долго уговаривали, причём не только немецкая и советская стороны проекта, но и поляки, югославы, итальянцы. Только под влиянием главы ГДР и его коммунистической партии, товарища Эриха Хонеккера, Диц, как дисциплинированный член КПГ, перешагивая через себя, дал согласие и вскоре уехал в Москву.

Фото- и кинопробы были лишними. И вот в один из съёмочных дней, после работы советских гримёров со всей группой Озерова произошло то, что и с их коллегами, снимавшими затем другой знаменитый фильм, где немецкий актёр принимал участие — «Семнадцать мгновений весны». В шумном павильоне внезапно наступила тишина. Всех охватил натуральный ужас, когда в павильон вошёл Фриц Диц. Это было каким-то страшным чудом: воскресший, живой Гитлер! Идеальный, жуткий двойник, не только внешне, но и по голосу, интонациям.

«Фюрер… мой фюрер…»
Даже бывшие нацисты были поражены, увидев Дица в роли фюрера. Доходило до мрачных курьёзов. На съёмках заключительного фильма эпопеи «Последний штурм» (1971), во время перерыва, Фриц Диц в гриме отошёл покурить на улицу (натуру снимали в Берлине). «Гитлера» увидели двое прохожих — пожилых мужчин (как выяснилось потом, туристов из ФРГ). Они жутко побледнели. Один из них вскинул вверх руку в нацистском приветствии и хрипло закричал: «Хайль, Гитлер!». Второй, выпучив в ужасе глаза, судорожно шепча: «Фюрер… мой фюрер…» — упал в обморок. Бывшим нацистам, уже давно отбывшим свой срок в тюрьме, ныне — добропорядочным западным немцам пришлось вызывать «неотложку».

Диц против Гитлера
Отрицательных героев играть чаще всего сложней и интересней — утверждают многие актёры. Диц в отношении своего «главного» персонажа явно не разделял это мнение. После выхода на экраны первого  фильма эпопеи «Освобождение» — «Огненная дуга» (1969), разноплановый, талантливый актёр понял, что попался в плен к образу, который сам же и воплотил в жизнь. Фриц Диц стал «Гитлером». Лучшим и самым убедительным не только в СССР, но затем и во всей Европе и далее. Его немецкое «народное» имя Фриц в сочетании с громкой и короткой фамилией, звучащее, словно военная команда — Диц, стало после выхода всей киноэпопеи Озерова прочно и неразрывно ассоциироваться исключительно с кинообразом Гитлера. Снялся в картине «Я, справедливость» (1967), в знаменитом сериале «Семнадцать мгновений весны», затем в двух крупнейших проектах: «Выбор цели» (здесь Диц исполнил две роли — немецкого химика, лауреата Нобелевской премии Отто Гана и фюрера) и киноэпопее «Солдаты свободы» (СССР, ГДР, НРБ, ПНР, ЧССР, ВНР, реж. Ю. Озеров, 1977)… Фриц не хотел капитулировать перед своим персонажем. Он продолжал бороться — играл в кино и театре разноплановые роли, но «тень» Гитлера продолжала преследовать актёра.

В какой-то момент коммунист Диц понял, что, воплощая фюрера на экране и сцене, он сражается против него, каждый раз, так или иначе, уничтожая в финале его чёрную коварную и моральную, психологическую и физическую сущности. Он не искал оправдания своему персонажу. Никогда не обеляя его, не вызывая ни малейшей толики жалости, как это ныне пытаются делать некоторые современные кинодеятели, он рисовал его метко и хлёстко. Злым гением мира, демоном войны, параноиком. «Хорошо, что без грима я не похож на Гитлера», — с некоторой горечью частенько подшучивал Диц.

Победивший демона
Последний раз актёр появился на экране в 1979 году в житейской семейной драме «Счастье на задворках» (реж. Х. Цшохе), где исполнил роль священника, отца Эрпа.

В общей сложности актёр снялся в 30 фильмах и четырёх сериалах, включая культовый и популярный в СССР «Семнадцать мгновений весны»; в 1970-х — «Красные альпинисты» (несколько раз повторялся на читинском телевидении), но зритель, несмотря на разноплановые, интересные работы Дица, запомнил его по единственной, исполненной семикратно, потрясающе реалистично и страшно… И каждый раз в финале победа над демоном с косой чёлкой оставалась за актёром. 

Все материалы рубрики "Синескоп"
 

Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед

Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№17 (1657) // 21.04.2021 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net