Однажды заглянув по делу в Краевую детскую библиотеку имени Г. Граубина, поднялась на второй этаж, чтобы посмотреть на необычную выставку, посвящённую главному событию этого года — 75-летию со времени окончания Великой Отечественной войны.
Она проводилась в рамках проекта «Юность и детство военной поры» с использованием материалов недавно вышедшей книги Н.Н. Константиновой и О.М. Шарак «Девичьи судьбы войны», раскрывающей суровую правду прошлых лет. Это была часть большой выставки, фрагменты которой располагались в других библиотеках города. Думая ненадолго задержаться у настенных стендов, поймала себя на том, что увиденные на фотографиях лица мне знакомы, на меня смотрели старшие современницы, с которыми меня не раз сводила судьба. Галина Тихоновна Миронова (р. 1932) — гроза учащихся музыкальной школы, о глубине знаний которой ходили легенды, у неё училась дочка; Софья Михайловна Синица (р. 1937) — коллега, учёный-палеонтолог, доктор геолого-минералогических наук; Раиса Ивановна Цуприк (р. 1931) — создатель Литературного музея Забайкалья, эрудированный библиотекарь; Валерия Степановна Терёхина (р. 1928) — блестящий музеевед.
Не существует маленьких дел
О каждой из них можно написать отдельный очерк, но это уже сделали авторы названной книги, а мне вдруг захотелось чуть подробнее рассказать о коллеге, недавно скромно отметившей свой день рождения. Её имя хорошо знакомо учителям старшего поколения — Галина Кузьминична Окладная (р. 1937). Ей посвящено несколько строк, сопровождаемых интересными фотографиями. Вот она с мамой — серьёзное, выразительное лицо, а вот школьная фотография с 3 девочками и любимой учительницей математики Клавдией Андреевной Селюн. С любовью рассказывала о родителях: папа и мама работали на ПВРЗ, где и мой отец в те же годы. Потрясающей энергии и благородства женщина, для которой не существует маленьких дел, которой небезразлично, что происходит в мире и в её Отечестве. Она следит за судьбой своих учеников, с некоторыми из которых до сей поры ведёт переписку.
А началось всё несколько лет назад со встречи в школе-гимназии № 4, куда для будущей книги о вечерних школах мною был направлен материал о школе №14, что в былые времена находилась при Читинском пединституте имени Н.Г. Чернышевского. В ней учителями, как известно, работали лучшие студенты-выпускники разных факультетов. Сегодня у многих сограждан может вызвать усмешку тот факт, что учили не за зарплату, а за идею, которая тогда родилась у институтского руководства, и мы, молодые и одержимые этой идеей, воплощали её в жизнь. Это была совершенно удивительная пора веры в прекрасное будущее, время открытости, лишённое всяческих меркантильных интересов. Этакий романтический зов души.
Передавая листки с текстами женщине-педагогу, я обратила внимание на её стать и умные красивые глаза. Она вела курсы для учителей по возрождающейся тогда астрономии. Спустя месяцы мы встретились вновь как уже знакомые в филармонии, куда обе любили ходить на концерты. А затем были встречи в клубе краеведов, на одной из которых в 2015 году был представлен сборник «Вехи большого пути: живая память о днях минувших», он приурочен к 70-летию вечерних школ г. Читы.
Вот тут-то я и увидела тот самый переданный мною материал о начале пути в педагогику выпускников 60-х годов прошлого века. На первой странице значилось имя составителя Г.К. Окладная — Отличник просвещения СССР, Отличник народного просвещения, учитель-методист, Ветеран труда. Открывалась книга стихотворением нашего поэта Георгия Граубина «Студенты вечернего», приведём первые строчки его:
«Забыв на время о футболе,
Пока оставив отдых свой,
Ученики вечерней школы
Идут по гулкой мостовой.
Уже за школьною оградой
Забеспокоился звонок.
И вот на стол легли тетради,
И начинается урок.
Идёт учитель вдоль прохода,
А над листком, наморщив лбы,
Сидят строители завода,
А также собственной судьбы».
А далее было обращение к читателям редактора, работника Института усовершенствования учителей А.К Дзасоховой, в котором подчёркивалась роль вечерних школ на большом их 70-летнем пути в области образования. Перелистывая страницы сборника, читаем интереснейший, глубоко содержательный «Исторический экскурс», написанный нашей героиней. Немалого труда стоило собрать воедино заметки, очерки, эссе разных лет, подобрать иллюстративный материал; чувствовалось, что всё делалось с любовью и со знанием дела.
Говорить часами
Главным занятием её жизни стала школа, которой было отдано 55 лет: математика, физика, астрономия — предметы, о которых она может увлечённо говорить часами, находя для объяснения сложной темы простые, доходчивые слова. А это под силу лишь талантливому человеку, истинному профессионалу. Таковым и является Галина Кузьминична, которая и сегодня, что называется, в форме. Круг её интересов не ограничивается точными и естественными науками, с нею можно серьёзно говорить о классической и современной литературе. Она читает до сих пор такие журналы, как «Наш современник» и «Новый мир», находя в них любопытные рассказы и публицистические статьи, её влечёт и мир фантастики, и мир политических дискуссий. Недавно мы затеяли непростой разговор об А. Солженицыне, как-то говорили о влиянии прозы Л. Толстого на развитие души, о всеобъемлющем значении А. Пушкина. При встрече с таким содержательным человеком охватывает чувство гордости за наше учительское сообщество, за наш край, за поколение людей военных лет. Долгие годы Вам, дорогая моя современница, Учитель с большой буквы, Галина Кузьминична.
Прошло время, но в памяти ещё держится осенняя, октябрьская отметина — «День учителя». И пусть эта небольшая статья всколыхнёт ваши чувства и напомнит о прекрасных днях личной и трудовой биографии, открывшей для читателей глубокий мир увлечений, суть которых Вы передали в замечательных книжках, скромно названных методическим пособием («В помощь учителю астрономии», 2018), в публикации («Физика и мы: точки соприкосновения», 2013), сборнике задач («В мире занимательной физики», 2012). Далёкая от физических и астрономических тем, я — гуманитарий, с огромным удовольствием прочитала краеведческий материал «Лучше узнать свой край поможет физика», которым открывается книга «Физика и мы: точки соприкосновения»; есть здесь и такая рубрика, как «Поэзия и музыка физических явлений», помогающая эмоциональному восприятию непростого материала. Ну, и совсем сразила меня последняя, 3 глава «Юмор на уроке физики», где даны удивительные примеры розыгрышей и шуток великих людей мира сего. Контакт с аудиторией, самозабвенный настрой на передачу изучаемых тем, в частности, о драме судьбы Рентгена или интереснейшей странице жизни дважды лауреата Нобелевской премии Марии Кюри — всё подвластно увлечённому своей профессией учителю. Интегрированные уроки, использование иллюстраций при обобщении материала, применение местного материала при решении задач (расчёт давления на разных глубинах в озёрах Забайкалья и др.) — всё это удивляет своей точностью.
Сколько же нужного накопленного материала хранят страницы книг Г.К. Окладной, предназначенные не только для коллег, учащихся, но и всех любознательных! И вполне закономерно, что один из её сборников по астрономии оказался в библиотеке МГУ им. М. Ломоносова.
За свой самоотверженный труд Г.К. Окладная много раз награждалась грамотами от министерства образования РФ и Забайкальского края, одна из последних имеет такую формулировку: «За работу по пропаганде отечественного педагогического наследия и в связи со 100-летием Декрета «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» (2019).
Глядя на эту немолодую, но сохранившую былую красоту и осанку, бескорыстно отдающую свои знания другим, заботящуюся о решении социальных проблем, вступающую в полемику по важным вопросам науки и культуры женщину, хочется сказать ею приведёнными словами А.П. Минакова: «Учителю нужно быть учёным, философом, артистом, воспитателем, Человеком».
Все материалы рубрики "Люди родного города"
Людмила Полетаева
Фото автора
«Читинское обозрение»
№47 (1635) // 18.11.2020 г.
0 комментариев