Главная / Авторы / Екатерина Скороход / Великий пост как радость Богообщения
Великий пост как радость Богообщения
Православные христиане в понедельник вступили в самый строгий и долгий из многодневных постов


Православные христиане в понедельник вступили в Великий пост — самый строгий и долгий из многодневных постов. В чём его суть, а также о том, как найти в себе источник преодоления стрессов, не утратив целостности своей природы, мы побеседовали с настоятелем Свято-Лукинского храма г. Читы протоиереем Павлом Матвеевым.

Отец Павел, что такое Великий пост и в чём заключается его главный смысл?

— Великий пост начинается Святой Четыредесятницей. За  ним следует особое время церковного года  — Страстная седмица, посвящённая воспоминанию событий последней недели земной жизни Христа. Это уже не Великий пост, это отдельное время  — пора, когда мы идём навстречу Богу, а Господь идёт навстречу нам. Идёт через страдания, распятие, крестную смерть, погребение — к Пасхе.

Каждый день Страстной недели  — великий и святой, и в каждый из них во всех церквах совершаются особые службы, которые приближают нас ко Христу.

Во время поста верующие стараются жить в строгом воздержании и молитве. Сегодня, к сожалению, это воздержание по большей части связывают с некими гастрономическими ограничениями, хотя это тоже имеет свой смысл, так как человек совершает некоторое волевое усилие над собой, отказываясь от  определённого вида пищи. Однако главным смыслом поста всё-таки является не внешняя составляющая. Важно понимать, что пост не есть диета для похудения. Главный смысл поста заключается в душевном и духовном аспектах. С душевной позиции — это некое самоуглубление, попытка научиться управлять своими чувствами, эмоциями, поступками. С позиции духовного — это радость Богообщения. Человек готовит себя к великой радости — Светлому Христову Воскресению, когда было явно и наглядно явлено, что та смерть, на которую человек обрёк себя грехопадением, побеждена. Смерти в том смысле, как мы её понимаем сегодня в нашем сознании, когда всё закончилось, не существует. Человек, к сожалению для нас, — существо бессмертное. Раствориться мы не можем, мы можем перейти в иное состояние, условно говоря, измерение бытия. Смерть — это отрыв от Бога, который является источником нашей жизни. Для нас страшна смерть духовная, когда мы отрекаемся от Него.

Вот именно с этим и связано торжество Светлого Христова Воскресения. Мы чувствуем свою причастность к тем событиям, которые произошли когда-то. Но это не есть наше интеллектуальное воспоминание. Это подлинное соучастие в этих событиях, возможность войти в них, пережить их. В этом плане линейное время должно быть отодвинуто и  включиться понимание того, что мы  — сопричастники этого. Вот внутренняя составляющая праздника Пасхи. Наряду с ней существует и внешняя, которая связана с обрядностью. Она, скорее, является следствием внешней, но тоже важна. Это такие элементы традиции, как песнопение, крашеные пасхальные яйца, куличи и так далее. Эти проявления праздника тоже имеют свой смысл, украшают его, создают соответствующий эмоциональный настрой. Это некая эстетическая составляющая этого события. А  почему нет? Человек ведь по своей природе — существо сложное, которое, в том числе, имеет и телесную природу, какие-то эмоциональные проявления. А  Господь сотворил мир для радости. Он многообразен и красочен. Поэтому в Светлый Праздник Воскресения мы всем своим существом соучаствуем в этом событии.

Мы говорим о радости, которая, безусловно, является естественным состоянием человека. Однако в последнее время всё больше становится людей, ввергнутых в состояние, называемое депрессией.

— Депрессия — это одно из проявлений нашей природы. По сути, она является болезнью, которая повреждает целостность нашей природы  — духа, души, тела. Одной из причин её развития может стать, в  том числе, наш духовный отрыв от Бога. Отсюда возникают определённые признаки этой болезни — уныние, одиночество, тоска, безысходность.

Одна из причин возникновения этого недуга кроется в том, что наше воспитание, к сожалению, ориентировано не на духовную составляющую, не на общение с Богом, с вечностью, с любовью, а на  земные, преходящие вещи. Человек не видит себя за пеленой того, что его окружает. Целевые установки на  успех, лидерство, материальное благополучие заставляют его видеть в этом, и только в этом, смысл своей жизни. Человек, ксожалению, опускается до уровня биосущества, теряя при этом более высокий смысл своей жизни. Неизбежно наступает момент, когда что-то в этой системе даёт сбой, что-то не получается. Итогом этого становится депрессия  — очень тяжёлая эмоция, которая может привести к  плачевному духовному состоянию, когда человек не видит смысла в дальнейшей жизни. Подобное искажение ценностей является лишь одной из причин такого состояния. На самом деле, их много. Это и пресловутая ориентация человека на свое «Я». Она проявляется в том, что человек во всём обвиняет всех, кого угодно, кроме самого себя. Другими словами, перекладывает ответственность на окружающих.

Существует ли возможность преодоления этого состояния и в чём она заключается?

— Все эти проявления, безусловно, являются внутренней трагедией людей. Однако человек может и  должен с этим бороться, преодолевать это состояние. Главное — обрести духовную опору, которая даст возможность «выздороветь». А основа эта возникает в процессе Богообщения. Ну, а праздник Великой Пасхи  — замечательный повод для радости. Радость бытия должна обязательно присутствовать в каждом человеке, несмотря на все сложности и трудности, которые были, есть и будут. Для того чтобы преодолеть духовные и всевозможные другие немощи, нужно трудиться, нужно находить силы и время для этой внутренней борьбы. Дай вам Бог на это волю и силы!

Все материалы рубрики "Забайкалье многоликое"
 

Екатерина Скороход
Фото Евгения Епанчинцева
«Читинское обозрение»
№12 (1652) // 17.03.2021 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net