Мне не раз доводилось быть свидетелем сцен перед кассами двухзальной «Бригантины» и широкоформатного «Удокана», когда некоторые зрители горячо вопрошали: «Почему вы не хотите показывать фильм в формате IMAX?». Очередной раз так было совсем недавно – во время показов картины С. Бондарчука «Притяжение», широко разрекламированной как снятой в самом продвинутом суперзрелищном киноформате. Так что такое IMAX? И почему в Чите «не хотят» показывать фильмы в этом формате?
Вначале о форматах
Бывают фильмы обычные и широкоэкранные (и те, и другие снимают на киноплёнку шириной в 35 мм и показывают на экране 12 метров в ширину и 5 м в высоту в «обычных» кинотеатрах). Первой широкоэкранной картиной в СССР был «Илья Муромец» (реж. А Птушко, 1956). Бывают широкоформатные, первые из которых появились в конце 1950-х. Из особо известных в Голливуде (на данный момент снято 60 картин) и СССР назову: «Бен Гур», «Клеопатра», «2001: Космическая одиссея», «Золото Маккены», «Свадьба в Малиновке», «Война и мир», эпопея «Освобождение», «Через тернии к звёздам» и т.д. Они снимались на плёнку в 65 мм (в СССР на 70 мм), всего снято 175 картин, или соответствующую «цифру». Широкоформатные ленты мог (и может до сих пор) показывать единственный в Чите кинотеатр — «Удокан». Широкий формат, начиная со своего рождения, долгое время считался самым зрелищным, но спустя пару десятков лет его, почивавшего на лаврах этой зрелищности, стал толкать конкурент невероятных размеров.
Гигант в мире кино
Он вломился в 1970 году. Его размеры потрясали – ширина ему досталась от 70-миллиметровой родительницы, высота была в 48,5 мм, а вместо четырёх перфораций на один кадр их стало аж… 15. Качество изображения – 10 тысяч на 7 тысяч пикселей. Но самое интересное, что съёмка (и последующая демонстрация) на этот плёночный левиафан велась не по вертикали – сверху вниз, как все обычные киноленты, а по горизонтали – справа налево (см. заставку-иллюстрацию вверху). Форматное имя этому гиганту было дано IMAX (от англ. Image Maximum – «максимальное изображение»). Да-да, ещё до тотальной цифровой эпохи ранний IMAX был исключительно плёночным и тяжёлым в эксплуатации – в переносном и прямом смыслах.
«Изобрели» этот формат четверо канадских специалистов в одноимённой корпорации в Торонто.
Первым в мире художественным фильмом в формате IMAX была лента «Ребёнок тигра», снятая в 1970 году, а первый кинотеатр IMAX «Киносфера» был открыт в 1971 году в Торонто и продолжает работать до сих пор.
Всё по по-гигантски
Огромные кинокамеры IMAX для съёмок 3D-фильмов (см. фото) весом свыше центнера, с кассетами, расположенными плашмя по горизонтали слева и справа (иногда обе с одной, правой стороны). Копировальные аппараты размером с большую комнату. Такие же здоровенные проекторы (вес некоторых достигает массы почти в две тонны) с бобинами (плэттерами), расположенными по горизонтали. Один плэттер с такой IMAX-фильмокопией весил (и весит до сих пор) около 200 кг (см. фото) и подавался к проектору небольшим подъёмным краном. А плёнка формата IMAX во время съёмки (и показа) неслась 100 метров в минуту. Вот что такое этот плёнко-великанище IMAX.
И если бы не переход кинематографа на бесплёночное производство (в «цифру»), то, вероятно, суперзрелищный формат так широко бы не внедрился в мир кинематографа. В первую очередь – из-за дороговизны техники, во вторую – из-за дороговизны плёнки. Так, печать одной двухмерной копии фильма формата IMAX стоит 20 тыс. долларов, а трёх мерной – 40 (для справки: печать традиционной 35-миллиметровой копии обходится дистрибьютору-прокатчику приблизительно в 1,5 тысячи долларов). Однако слухи о смерти плёночного «обычного» и IMAX кинопроизводства (и её последующей, плёночной кинодемонстрации) оказались слишком преждевременными, и многие известные кинематографисты не собираются от него отказываться даже в «цифровой» XXI век, в силу более «достоверного» изображения, максимально приближенного к реальному восприятию человеческим глазом.
В гостях у Гиганта
Специально построенное здание высотой примерно в семь этажей (или выше). Внутри, помимо фойе, кафе и прочих помещений, расположена проекционная со специальными кинопроекторами. Форма зала удивит неискушённого кинозрителя – он шире «обычного», короче в длину и выше (см. фото). Зрительских мест примерно на треть меньше (как правило, не более 8-14 рядов кресел). Ряды кресел расположены не по прямой, а несколько подковообразно и вздымаются немного повыше друг над другом, чем привычные. Сделано это для того, чтобы сидящие на разных уровнях рядов зрители не перекрывали друг другу «картинки» с экрана. Особое удивление вызовет экран. В отличие от обычного, он занимает место от потолка до пола и от стены к стене. Размеры его поражают – 22 метра в ширину и 16 в высоту, что соответствует высоте среднего пятиэтажного дома. Встречаются и более впечатляющие размеры: 36 метров в ширину и 30 в высоту (35,72 х 29,57 м), что соответствует высоте девятиэтажки.
Но вот начался киносеанс, и зритель оказывается прямиком в фильме. Достигается сей эффект тем, что расположение кресел в зале сделано с таким расчётом, чтобы любой зритель с любого места мог видеть экран, который перекрывал бы своими размерами все его поля зрения (включая периферическое): как по вертикали, так и по горизонтали, создавая таким образом полную иллюзию погружения в реальность фильма.
Кристально-чистое, удивительно яркое и насыщенное изображение, почти ничем не отличающееся от того, что видят наши глаза в жизни, сопровождает сверхреальный звук, идущий по семи каналам специальной аудиосистемы. Каждый зритель остаётся в центре «звуковых событий» и даже переживает такой эффект, когда кажется, что звук исходит прямо из центра зала (хотя там нет никаких специальных динамиков).
Если прибавить к этому ещё и объёмное 3D-изображение, несложно догадаться, почему многие современные любители кино так рвутся увидеть фильмы в кинотеатре формата IMAX.
Первым работающим в IMAX-формате стал открытый 3 апреля 2003 года в Москве, в торговом центре «Ашан-сити», кинотеатр «Киносфера IMAX». Автору этих строк удалось в начале 2010 г. увидеть в нём знаменитый «Аватар» Д. Камерона.
Впечатления… ошеломляющие, после которых можно уверенно заявить: «Я был на планете Пандора!».
«Бригантина IMAX»? «Удокан IMAX»?
С 2008 года активно наступающая «цифра» начала атаковать гигантский плёночный IMAX – был запущен стандарт IMAX Digital, который позволил обычным кинотеатрам при переоборудовании демонстрировать фильмы в формате IMAX. А можно ли переоборудовать читинские кинотеатры?
Первое. Для этого требуется подходящее помещение. «Бригантина» отпадает сразу хотя бы потому, что оба зала кинотеатра приспособлены под экраны размером в 12 метров в ширину и пять в высоту – под формат широкоэкранного кино.
«Удокан» как кинотеатр первой категории рассчитан на демонстрацию широкоформатных фильмов. Его экран имеет размеры: 18 м в длину и 8 м в высоту (17,8 х 8 м). Показывать фильмы даже минимального плёночного IMAX, требующего размеры 22 м в длину и 16 м в высоту, «Удокан» физически не способен. Однако цифровой IMAX-формат размеры его экрана «потянут». А значит, в теории «Удокан» переоборудовать можно. Однако…
Второе. Экран в случае переоборудования кинотеатра придётся менять. Потребуется характерная форма с более загнутыми краями и иными соотношениями сторон. Понадобится специфический «серебряный» экран с более высокоотражающим эффектом, нежели обычный, белый. Экран потребуется отпустить к полу и приблизить метров на пять (и более) к рядам кресел, дабы зрители смогли более-менее ощутить эффект «погружения» в фильм.
Третье. От первых двух рядов кресел, как и от задних, придётся избавиться (как и от некоторых мест по бокам). Зрительских мест станет на треть меньше, причём их расположение надо менять ещё и по высоте.
Четвёртое. Весь современный «удокановский» продвинутый звук придётся «задвинуть» – демонтировать с корнем и разместить специальный – для формата IMAX.
Пятое. Надо убрать «обычный» цифровой кинопроектор и поставить двойные, цифровые 3D-IMAX проекторы.
Общие затраты на переоборудование кинотеатра, подобного нашему «Удокану», – примерно от 40 миллионов рублей.
Шестое. Фильмов в суперзрелищном формате с каждым годом выпускается больше, но их всё же не настолько много, как обычных. А наша страна выпустила вообще пока всего четыре. И ещё – цена билета на сеанс фильма в формате IMAX варьируется от 500-700 рублей и выше. Готовы ли читинцы платить такие деньги?
Так быть или не быть IMAX в Чите?
Итак, если «Удокан» будет переоборудован в IMAX, то ходу назад уже не будет – наиболее вероятным видится падающее со временем число зрителей (город у нас не богат), а затем – переход на показ картин более доступных (в смысле стоимости билетов) «обычных» и 3D фильмов на цифровых носителях. Даже в этом случае кинотеатр финансово проиграет. В переоборудованном зале окажется почти на треть меньше зрительских мест, чем было.
Вздохнём с облегчением – любимый «Удокан» в том виде, который он есть, будет продолжать радовать нас технически качественной «цифрой» в обоих измерениях ежедневно с доступными ценами на билеты. Никаких экспериментов с переоборудованием не предвидится. Гораздо рентабельнее построить в городе для демонстрации фильмов в формате IMAX новый кинотеатр
Все материалы рубрики "Синескоп"
Серегей Балахнин,
режиссёр, киновед
Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№7 (1439) // 15.02.2017 г.
0 комментариев