«Из-за непонимания и нежелания слышать нас, предложения власти, которая ближе всех стоит к людям, страдают горожане», – об этом Александу Зенкову пришлось говорить на недавно состоявшейся конференции совета муниципальных образований Забайкальского края. Об этом же говорили и его коллеги во время прошедшего в ноябре в Казани всероссийского конгресса муниципальных образований, в котором участвовал и Александр Петрович. Проблемы схожи, и пока вышестоящая власть не услышит власть на местах, ситуация в городах и поселениях будет только ухудшаться.
Александр Петрович, реформирование местного самоуправления в течение двух лет спасением не стало?
– Напротив, ухудшило ситуацию, сыграло роль «шоковой терапии», которая к лечебному эффекту не привела. Сломано многое из устоявшегося в местном самоуправлении, его реальная автономия осталась в прошлом. Федеральный закон №136 существенно изменил федеральный закон №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В короткие сроки, менее чем за полгода, на основе ФЗ №136 был принят региональный закон «Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления в Забайкальском крае».
В частности, за органами государственной власти субъектов РФ закреплено множество дополнительных полномочий в сфере регулирования деятельности местного самоуправления. К чему это приводит? О пользе для местного самоуправления говорить не приходится. Напротив, открылись возможности для принятия субъективных решений, ущемляющих права и интересы местного самоуправления и населения. Не хочу давать оценок действующему руководителю исполнительной власти в Чите, но если говорить о самом нововведении, назначение руководителя местной администрации через конкурсную комиссию представляет особый риск. Чем особенно чревата модель с сити-менеджером – такой руководитель администрации фактически становится прямым подчинённым высшего должностного лица субъекта Федерации. Если говорить о свободе выбора, трудно объяснить, почему гражданам России доверен непосредственный выбор президента страны и высшего должностного лица (губернатора) субъекта РФ, но по решению региональной власти, подчеркну, населению может быть отказано в праве избирать более близкого к ним мэра города или главу муниципального района. При таком подходе поневоле жители городов и районов не приближаются, а всё более отдаляются, отчуждаются от местной власти, что и подтверждается соцопросами электронных СМИ. Убедительное большинство опрошенных – за прямые выборы.
Опасение вызывает и возможность субъекта воспользоваться предоставленным ему правом перераспределения, а по сути, принудительного изъятия ряда ключевых полномочий по вопросам местного значения без согласия органов местной власти. Особенно болезненным стало изъятие на основе принятых законов Забайкальского края основных полномочий в сфере землепользования, за которыми стоят достаточно большие финансовые средств. Тревогу вызывает и то, что особенно резко сокращён обязательный перечень вопросов местного значения для сельских поселений. Это привело к тому, что поселения остались без финансовых средств к существованию.
То есть, реформа свелась к усилению регионального уровня власти, ещё более ослабив позиции местного самоуправления?
– Действительно, процесса децентрализации власти на местах, о чём говорил президент России в программных статьях, не получилось. Сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах, о чём тоже говорил не раз президент России как об одной из главных задач в укреплении власти, тоже сегодня в стране нет. Налоговая база муниципалитетов сужается и, прежде всего, по основному налогу – НДФЛ. Процент отчисления от транспортного налога так мал, что на эти средства не отремонтируешь дороги в муниципалитетах края, в том числе в Чите. Субвенции, субсидии, дотации не дают развития муниципалитету. Нужна собственная твёрдая налоговая база.
Что может муниципалитет, если у него изымаются ключевые полномочия? Здравоохранение изъято ранее, муниципальная власть не может распоряжаться землями территории города. Нам даже не доверяют решение проблемы регулирования численности безнадзорных животных. Потому что цена вопроса – 80 миллионов рублей. Требуют исполнения данных полномочий бесплатно, как и в борьбе с терроризмом. Но для этого у нас нет силовых структур и финансовых средств.
Число правовых позиций по аспектам деятельности органов, по которым органы власти субъектов могут диктовать свои правила местному самоуправлению, возросло с 46 до 56. Что закреплено федеральными законами.
Есть ли попытки со стороны государственной власти Забайкальского края оказать поддержку органам местного самоуправления?
– Диалог носит эпизодический, а не конструктивный характер. Несправедливый, мягко говоря, характер межбюджетных отношений, когда три четверти из того, что зарабатывает город, пополняет бюджеты вышестоящих уровней, в последний раз обсуждался два года назад. Перед принятием бюджета на очередной год нам говорят: «Вот, будут такие-то цифры, а не другие». Почему, на чём обосновано это решение, нам не считают нужным объяснять. Не была услышана и контрольно-счётная палата Забайкальского края, предлагавшая ряд мер для поддержки местных бюджетов.
А если основательно сесть за стол переговоров, какие проблемы, помимо финансовых, надо решать?
– Конечно, речь надо вести об основе основ во все времена – земельных отношениях. Право распоряжения землями, государственная собственность на которые не разграничена, в столицах субъектов РФ признано однозначно за муниципалитетами – административными центрами субъектов Федерации. Кроме (!) Забайкальского края.
Вопрос о передаче органам местного самоуправления земель от военведа, на которых размещены муниципальные здания и строения, тоже стоит остро: нет поддержки со стороны государственной власти.
Земельный налог, который должны платить с 1 января 2013 года военвед, УФСИН и пограничники в местные бюджеты, не поступает. Причина – не проведено межевание, не поставлены земли на кадастровый учёт, а ведь эти требования заложены в майском указе президента! Муниципалитет вышеуказанную работу провести не сможет ввиду отсутствия средств.
Необходимо говорить и о роли полиции. Охрана общественного порядка для муниципальных районов Забайкальского края имеет свою специфику: один участковый полицейский расчёт на квадратный километр или на душу населения. Отсюда имеем негативные события в Могзоне, Красном Великане.
Для города проблема – исполнение Кодекса об административных правонарушениях. Соглашение между высшим должностным лицом края и УМВД отсутствует. Протоколу намерений уже 1,5 года. Нужны рычаги административного воздействия, чтобы полиция составляла протоколы об административных правонарушениях. Нужна муниципальная полиция.
Последовательной работы с органами местного самоуправления со стороны государственной власти нет. В сложной экономической ситуации государственная власть и муниципальная власть ищут поддержку в ТОСах, лучшие из которых можно поддерживать через гранты. Но порой из этой идеи получается формализм: так, в прошлом году состоялся форум, на котором победителям ТОСов выдали сертификаты: за первое место – 100 тысяч рублей, за второе – 80 тысяч рублей. Но эти средства в реальности люди не получили. Или, казалось бы, такое важное решение на форуме «Сибирское соглашение» об институте старост увезли в Китай вместе с гостями, забыли вернуть сам текст решения форума, а про исполнение говорить не приходится.
Укрупнение муниципальных образований и сокращение их количества в России не обошло и Забайкальский край. Объясняют это экономическими причинами. Как Вы оцениваете это явление?
– А как можно ещё оценивать, если нарушаются три базовых принципа организации местного самоуправления?! Принцип эффективности самоорганизации, основанный на осознании местным сообществом своих общих интересов и их реализации? Эффективность снижается с увеличением территории, удалением от органов государственной власти. Нарушается и принцип подконтрольности органов и должностных лиц местного самоуправления местному сообществу, возможность оперативно реагировать на действия власти. Третий нарушенный принцип – доступности органов местного самоуправления для жителей в течение короткого времени, что зависит и от транспортных возможностей.
Вместо формирования активных местных сообществ по мере укрупнения выстраивается командно-административная система отношений населения и местной власти, а то и вовсе забывается, что то или иное поселение существует.
Последовательную и системную работу с органами местного самоуправления ведёт только прокуратура. Не буду на этом останавливаться подробно, но это пример действительно конструктивного диалога в различных направлениях, в отличие от отношения наших коллег из органов государственной власти субъекта Федерации.
Причина же отсутствия конструктивного диалога органов местного самоуправления с органами государственной власти, прежде всего, в кадрах (вернее, в их отсутствии), не имеющих практического опыта работы в местном самоуправлении как отдел по взаимодействию с органами аппарата Законодательного собрания Забайкальского края. Ни одного вопроса не удалось решить и в комитете по местному самоуправлению Законодательного собрания.
Всё вышеперечисленное приводит к тому, что местное самоуправление – как самая близкая власть к народу и обладающая огромным потенциалом – просто не востребовано и становится заложником у населения для критики, из-за отсутствия финансовых средств не может существенно повлиять на социально-экономическое состояние общества. А из-за низкой заработной платы социальной сферы органы местного самоуправления не могут и не имеют морального права принять решение вкладываться в реальный сектор экономики, развивать собственное муниципальное образование.
Как всё же выйти на укрепление позиций местного самоуправления?
– В таких условиях перед советом муниципальных образований и Всероссийским советом местного самоуправления стоят сложные задачи по укреплению и сплочению рядов органов местного самоуправления.
На региональном уровне необходимо активизировать работу по обсуждению актуальных вопросов, стоящих перед органами местного самоуправления. Через Законодательное собрание Забайкальского края, Ассоциацию сибирских и дальневосточных городов, конгресс муниципальных образований, ВСМС ставить вопрос о разработке концепции (стратегии) дальнейшего развития местного самоуправления в России. Без внесения изменений во многие финансовые законы невозможно обеспечить системный и взаимоувязанный подход к решению отдельных проблем.
В основе системы правового регулирования местного самоуправления в России лежит свобода выбора. «Нельзя ничего навязывать, надо обязательно принять во внимание мнение глав муниципалитетов, депутатов местных представительных органов. Необходимо организовать диалог с муниципальными собраниями, чтобы обсудить содержательные вопросы, все нюансы преобразований», – подчёркивает Владимир Путин. Все эти действия необходимы для того, чтобы горожане, жители поселений действительно могли ощущать себя защищёнными, уверенными в силе и дееспособности «власти, до которой можно дотронуться рукой».
Все материалы рубрики "Темы"
Лариса Семенкова
Фото автора
«Читинское обозрение»
№49 (1377) // 9.12.2015 г.
0 комментариев