Они встречают и провожают, подсказывают время и просто красивы… Сегодня мы поговорим об истории вокзальных часов, столь заметного элемента архитектуры железнодорожной станции Чита-2. Башня с электронным табло — один из символов нашего города, наряду с церковью Декабристов, Кафедральным собором, центральной площадью и кинотеатром «Родина». А ведь когда-то эти часы были другими: не цифровыми, а циферблатными!
Об этом ещё в начале года редакции сообщила историк Ирина Куренная. «У меня даже фото есть», — рассказала она.
Да, на представленном историком фото от 1976 года (автор снимка Юрий Ревякин) знаменитая башня выглядит иначе: в центре верхней, квадратной части сооружения с двух сторон виднеется объект, похожий на часы. Ну, это не Биг-Бен с огромным круглым циферблатом. Хотя на стареньком фото 1976 года угадывается квадратный циферблат на круглой подложке. Если это не указатель времени, тогда что? На символику железных дорог не похоже… И, если это не часы, тогда зачем два абсолютно одинаковых объекта разместили на двух сторонах башни? Понятно, чтоб было видно всем, спешащим на поезд. Сейчас на этом месте красуется восьмиконечная звезда, символизирующая стороны света, а цифровые часы смонтированы выше.
Информации об этом объекте у железнодорожников, в чьём ведении и находится здание вокзала, тоже немного. «Не очень-то и похоже на часы», — сообщил мне один из работников магистрали, присматриваясь к загадочному снимку. Ну, а что же это? «Сложно разобрать, быть может, есть у кого-то ещё один, более детальный снимок?».
К сожалению, фото Ю. Ревякина на сегодняшний день остаётся единственным фактом, подтверждающим легенду о часах…
Что любопытно, история красивейшего старинного вокзала станции Чита-2 с колоннами известна подробно, а про расположенное рядом сооружение советской постройки, к которому примыкает башня с часами, информации маловато. «Станция Чита II — главная пассажирская станция в границах города Читы. Датой основания следует считать 15 июля 1899 года, когда был заложен первый камень нового пассажирского вокзала в городе, на Атамановской площади. Первоначально ему дали название «Пост Чита-город». Когда же в июле 1903 года вокзал сдали в эксплуатацию, его так и называли «Чита-город», затем Чита-пассажирская, а ещё позже Чита II (или 2). Долгое время горожане мечтали о расширении вокзала, но только в 1936 году нашли для этого средства и к вокзалу пристроили большое крыло. Станция и вокзал несколько раз подвергались реконструкции. Вторая большая переделка вокзала и привокзальной площади как раз проведена в 1975 году, рабочие выполнили пристройку к основному зданию, где разместили билетные кассы, автоматические камеры хранения, башню с часами. Рядом построили здание комнат отдыха для транзитных пассажиров и ресторан «Метелица».
Последняя большая реконструкция завершена к столетию Забайкальской железной дороги, а это уже 21 век. Такую информацию мне предоставили в пресс-службе ЗабЖД… Что касается часов, то в нынешнем году было заменено цифровое табло, отображающее время, они стали работать надёжнее. Кстати, в 90-е и в начале нулевых цвет ламп табло был жёлтый, а ещё часы передают температуру воздуха.
Но, всё-таки, как выглядела башня с часами первоначально? В пользу того, что на ней были часы, свидетельствуют и снимки Владислава Реутова, нашего автора, руководителя музея истории Забайкальской железной дороги, представителя Российского исторического общества в г. Чите. На фото, присланных им из музея, изображены круглые часы, подобные тем, что находились на башне и на перронах вокзала. Хотя и не совсем то. Автор этих строк прекрасно помнит перронные часы 90-х годов. Тогда я с моими родителями часто ездила на дачу. Очень было удобно смотреть, который час, так как на башенные часы с территории платформ посмотришь не всегда, а тут всё перед глазами.
Уже забросив тему с вокзалом и часами в долгий ящик, почти позабыв о ней на долгие месяцы, однажды я решила прогуляться мимо здания управления ЗабЖД, что напротив площади Ленина. И как не полюбоваться этим незаурядным сооружением с колоннами! Тут моё внимание привлекли детали, на первый взгляд незаметные, банальные (как тиканье ходиков в тишине). С торцов «управы», на улицах Ленина и Лермонтова красовались часы, весьма похожие на те, о которых мне говорила Ирина Григорьевна! Ну, один в один. И как же мы раньше их не видели? Эти часы с управления Забайкальской железной дороги больше всего похожи на башенные часы 70 годов… Возможно, вокзальные часы были выполнены в том же стиле, той же фирмой. Тайна разгадана? И да, и нет. Охотно верим, что у именитых краеведов есть другое мнение по этому поводу, пожалуйста. Мы ещё не ставим точку в этой истории.
Все материалы рубрики «Страницы истории»
Подготовила Виолетта Вдовяк
Фото автора, Владислава
Реутова и Юрия Ревякина
«Читинское обозрение»
№46 (1738) // 16.11.2022 г.
0 комментариев