Автоматические стиральные машины, кухонные комбайны, роботы-пылесосы… Вся эта бытовая техника призвана сделать нашу жизнь более комфортной, помочь сэкономить время и силы. Но порой она способна доставить немало проблем. А чтобы деньги, на которые приобретён товар, не оказались выброшенными на ветер, потребителю необходимо уметь защищать свои права.
Поговорим о них с консультантом отдела по защите прав потребителей управления потребительского рынка администрации города Читы Ольгой Мухиной.
— Ольга Владимировна, как известно, недостатки технически сложного товара нередко выявляются уже через несколько дней после его покупки. И многие потребители, не подозревая о наличии правил замены техники или возврата денежных средств за неё, совершают непоправимые ошибки, оставаясь ни с чем. Как же поступить, если, например, сломался телевизор в течение гарантийного срока?
— Если приобретённый товар относится к технически сложным, то при обнаружении в нём недостатков, независимо от их существенности, потребитель вправе вернуть его продавцу и потребовать замены или возврата уплаченной за него суммы в течение 15 дней со дня передачи потребителю данного товара. Указанный срок исчисляется со дня, следующего за днём передачи товара.
По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению, если обнаружен существенный недостаток товара (один и тот же недостаток в товаре проявлялся неоднократно, либо неоднократно выявляются различные недостатки товара, то есть уже ремонтировался по гарантии), неремонтопригодный товар; если нарушены установленные законом сроки устранения недостатков товара (товар был в гарантийном ремонте более 45 дней); при невозможности использовать товар в совокупности более чем 30 дней в течение каждого года гарантийного срока из-за неоднократного устранения его различных недостатков.
При обнаружении в технически сложных товарах недостатков покупателю необходимо определиться с видом требований и обратиться к продавцу (юридическому лицу, ИП) с письменным заявлением (претензией), составленным в свободной форме в двух экземплярах с указанием требования в соответствии со статьёй 18 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей». Один экземпляр необходимо вручить продавцу, а на втором попросить поставить отметку о принятии с указанием даты и подписью лица, принявшего претензию. Кроме личного вручения претензию можно отправить Почтой России с уведомлением о вручении. К претензии рекомендуем приложить копии документов, подтверждающих приобретение и оплату товара.
— Каков дальнейший алгоритм действий?
— Продавец обязан принять товар и при необходимости провести проверку его качества. В случае спора о причинах возникновения недостатков продавец должен провести экспертизу товара за свой счёт. Потребитель вправе принимать участие в проверке качества товара, а также присутствовать при проведении экспертизы. Для этого рекомендуем согласовать с продавцом время и дату проведения проверки, а у экспертной организации узнать о времени и дате проведения экспертизы.
Если установят, что недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые продавец не отвечает, потребитель обязан будет возместить ему расходы на проведение экспертизы и связанные с этим расходы на хранение и транспортировку товара (п. 5 ст. 18 закона РФ «О защите прав потребителей»).
— Если говорить о замене товара, то в течение какого времени продавец обязан произвести её?
— В течение семи дней, а при проведении дополнительной проверки качества — 20 дней со дня предъявления требования. Вернуть денежные средства за товар продавец должен в течение 10 дней со дня предъявления требования. Предварительная проверка качества также возможна для принятия решения хозяйствующим субъектом.
— А что делать, если приобретённый технически сложный товар сломался после того, как истёк гарантийный срок?
— Если в приобретённой технике был обнаружен недостаток, но гарантийный срок на товар истёк или не был установлен, то потребитель вправе предъявить продавцу претензию в отношении качества товара в течение двух лет со дня покупки.
При обнаружении существенного недостатка потребитель может предъявить изготовителю требование о ремонте, если докажет, что недостаток возник до передачи потребителю товара или по причинам, возникшим до этого момента.
При отказе продавца от удовлетворения требований потребителя в добровольном (претензионном) порядке тот вправе обратиться за судебной защитой своих прав.
— И вы сможете помочь ему в этом, верно? Дадите консультацию?
— Да, конечно.
— Многие жители Читы знают ваши координаты, и всё же давайте их напомним.
— Управление потребительского рынка расположено по улице Чайковского, 28. Телефон отдела по защите прав потребителей: 8 (3022) 32-52-87.
— Спасибо, Ольга Владимировна, за разъяснения!
Все материалы рубрики «Жизнь и кошелёк»
Оксана Сидоренко
Фото: megascripts.ru
«Читинское обозрение»
№33 (1777) // 16.08.2023 г.
0 комментариев